Скоростной электропоезд ЭР200 — один из символов эпохи создания скоростного движения в Советском Союзе. В марте 2024 года ЭР200 отмечает юбилей — 40 лет с начала эксплуатации на постоянном движении скоростных фирменных поездов в нашей стране. Сегодня расскажем, как и когда был спроектирован ЭР200, как развивался и где эксплуатировался этот легендарный электропоезд.
История создания ЭР200
Подготовительные работы по проектированию электропоезда с целью организации скоростного движения между Москвой и Ленинградом начались в 1965 году. Максимальную скорость приняли исходя из возможностей путевого хозяйства — 200 км/час.
В 1969 году Рижский вагоностроительный завод завершил проектирование 14-вагонного электропоезда. Состав включал в себя 12 моторных и 2 головных безмоторных вагона.
Постройку осуществляли в 1973-1974 годы. Новый электропоезд получил обозначение ЭР200. В разработке и создании состава участвовали коллективы более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов.
Первая обкатка электропоезда в составе двух головных и четырёх моторных вагонов состоялись в январе 1974 года на участке Рига — Саулкрасти Прибалтийской железной дороги. При обкатке 17 апреля 1974 года электропоезд достиг скорости 160 км/час.
В 1974 году электропоезд поступил для обкатки и испытаний на скоростной полигон ведущего научно-исследовательского центра железнодорожного транспорта Белореченск — Майкоп. Здесь он развивал скорость до 200 км/час.
В 1975 году провели комплексные приемочные испытания. На перегоне Ханская — Белореченск впервые электропоезд достиг скорости 206 км/ч. В ходе испытаний на полигоне он достигал динамические показатели при скоростях 200-210 км/ч, поэтому с 1976 года ЭР200 допустили к продолжению испытаний на Октябрьской железной дороге. 16 ноября 1979 года состоялся первый рейс с пассажирами.
С 1 марта 1984 года электропоезд ЭР200 поставили на постоянную нитку в графике поездов (скоростной фирменный 168А/167А).
Экспресс от Москвы до Ленинграда преодолевал путь за 4 часа 59 минут. В народе этот поезд даже называли «бешеным». Ведь в 80-х годах для советских пассажиров скорость в 200 км/ч казалась невероятной, а передвижение на таком скоростном электропоезде сравнивалось с полётом.
Характеристики и особенности ЭР200
Кузова вагонов электропоезда были выполнены из алюминиевых сплавов — прессованных профилей и гофрированных листов. Выход из вагонов был предусмотрен только на высокие платформы. Для пассажиров в вагонах были установлены кресла авиационного типа, которые могли поворачиваться на 180 градусов.
У моторных вагонов электропоезда было предусмотрено по 64 места для сидения, а у головных — по 24. Также в головных вагонах располагался бар-буфет.
Длина кузовов вагонов составляла 26 метров, ширина — 3,13 метра. На каждом моторном вагоне были установлены 4 электродвигателя 1.ДТ.001 на напряжение 750 В. Общая мощность всех тяговых электродвигателей составляла 11 520 кВт, мощность реостатного тормоза — 14 400 кВт.
ЭР200 в Музее железных дорог России
В нашем музее вы можете увидеть сохранившейся ЭР200.
Четыре вагона первого электропоезда ЭР200 были переданы в Музей Октябрьской железной дороги в 2008 году. Сегодня скоростной поезд украшает наружную экспозицию нашего музея.
Интерьер ЭР200 из Музея железных дорог России
Приходите в Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге! Приобрести билет, узнать график работы и информацию для посещения можно на нашем официальном сайте. С 1 марта 2024 года на сайте Музея железных дорог России запущен научно-выставочный проект, посвященный 40-летию начала эксплуатации скоростного поезда ЭР200.
Хотите узнать, когда в нашей стране появились комфортабельные высокоскоростные поезда и какие из них можно увидеть в нашем музее? Читайте нашу статью «Скорость на железной дороге: какие экспонаты можно увидеть в Музее железных дорог России».