Обозреватель "The Guardian" в своей статье рассказывает о художественных книгах, которые считаются лучшими об академических кругах. Среди них культовая история Донны Тартт о ядовитой дружбе, антикампусная книга Джона Уильямса, которую обязательно нужно прочитать, и великолепный третий роман Зэди Смит:
"Прелесть традиционного университетского романа в том, что он редко отражает реальную жизнь большинства студентов – по крайней мере, в Великобритании. Быт современного студента это, скорее, не межличностные драмы с высокими ставками, размягченный марксизм и увитый плющом камень, а ужасные жилищные условия, призраки приложений для знакомств и диета, состоящая в основном из лапши быстрого приготовления и водки местного бренда. Поэтому неудивительно, что рассказы о более просвещенных студентах пользуются неизменной популярностью.
Эти пять романов предлагают заглянуть в позолоченный мир научных кругов высшего уровня от Новой Англии до северного Лондона:
1. Донна Тартт. "Тайная история".
Опубликованный в 1992 году культовый университетский роман недавно, благодаря BookTok, приобрел новое поколение поклонников. В нем рассказывается о крайне зловещей группе студентов, одержимых греческой мифологией, изучающих классическую литературу в элитном колледже гуманитарных наук Новой Англии. Это основополагающий текст для поклонников направления «темной академии». Неудивительно, что эта искусно написанная история об инцесте, вакханалиях и токсичной дружбе сейчас так же любима, как и 30 лет назад.
2. Eimear McBride. "The Lesser Bohemians" («Малая богема»).
Написанная лирическими, блестящими предложениями, не обращающая внимания на грамматические условности, вторая книга Эймира Макбрайда представляет собой студенческий роман для бесстрашного читателя. В нем рассказывается об Эйли, молодой ирландской студентке престижной лондонской драматической школы, которая втягивается в сумбурный роман со старшим, но довольно известным актером. Главная героиня, возможно, проводит больше времени в ночлежке на севере Лондона, чем в своем университетском кампусе, но эту книгу стоит прочитать хотя бы из-за блестящего изображения взлетов и периодических ужасов поиска своего пути в мире.
3. Джон Уильямс. "Стоунер".
В каком-то смысле этот роман направлен против университетского кампуса. В отличие от обычных фетишизаций академических кругов, его главный герой Уильям Стоунер в более поздней жизни настолько же подавлен университетом Средней Америки, где он преподает, насколько когда-то, будучи студентом, он был свободен. Описывающий жизнь, неудачную карьеру и смерть Стоунера, роман исследует, как накопившиеся в жизни разочарования могут измотать человека. Если это звучит как зацепка, будьте уверены, что все как раз наоборот. Обязательно к прочтению всем, кто когда-либо чувствовал себя предателем своего класса в погоне за хорошим образованием.
4. Брендон Тейлор. "Настоящая жизнь".
Уоллес, главный герой дебютного романа Брендона Тейлора, является первым чернокожим студентом, вошедшим в докторскую группу за три десятилетия. Его отец только что умер в Миссури, и, сознательно держась на расстоянии даже от тех, кого называет друзьями, он забывает рассказать об этом в университете Среднего Запада, в котором учится. Книга следует за Уоллесом в один из выходных дней в конце лета, когда всё — работа, которой он занимался все лето, его (часто сбивающие с толку) отношения, его попытки избежать травмы — начинает разваливаться. Это студенческий роман о самосохранении во враждебных и однородных аудиториях белых богатых академических кругов.
5. Зэди Смит. "О красоте".
Название третьего романа Зэди Смит было взято из стихотворения ее мужа Nick Laird: когда они были студентами в Кембридже, она пришла к нему в спальню и накануне экзамена попросила все его записи. А совсем недавно она позаимствовала название своего сборника эссе 2018 года «Feel Free» из тогда еще неопубликованного сборника стихов своего мужа. Но трудно придумать лучшее название для этой книги: блестящий роман о двух конфликтующих интеллектуалах, действие которого происходит в высокомерном гуманитарном колледже Новой Англии. Частично это пародия на серьезность академических кругов Восточного побережья (автор сама здесь играет эпизодическую роль), частично это ода Howards End. И это одно из ее лучших произведений."
Телеграм-канал "Интриги книги"