Эта тема выбила меня из колеи, честно говоря. Не потому, что нечего сказать. А потому, что долго не могла решить, КАК сказать, чтобы не навешать лишнего - чувства вины, непродуктивных переживаний. А сказать надо. Был запрос от человека, у которого нет другой возможности как-то найти решение проблемы. Только интернет.
Полно информации о том, как выходить осиротевших щенков. Выходить - в смысле согреть и накормить. А как воспитывать - "днём с огнем" искать надо. Всё ж большую часть воспитательной работы, до определенного момента, выполняет собака-мать. Человек, хотя и запечатлевается у домашнего щенка рано, важное значение приобретает не сразу. Если жива мать. А если случилась беда и матери не стало - человек становится для малыша главным ресурсом выживания. Как правило, понятия не имеющим, что делать с воспитанием очень-очень юной собаки. Мыслит со своей, человеческой "колокольни".
Так случилось у Елены. Любимая собака погибла в родах. Места далекие, не особенно обжитые. Зато тайга - рукой подать. И вот растёт щенок, вроде бы сам собой. Его любят, о нем заботятся. Но, в определенный момент, замечет Елена, что с растущей собакой ей становится всё сложнее. Мохнатый парень не знает ошейника и поводка (раньше сам, как привязанный, ходил за хозяйкой и нужды в амуниции вроде бы не было), порыкивает и погавкивает на чужих собак за забором (там собаки на цепях в основном или служат, учиться строить межсобачьи отношения было не с кем), людей-чужаков тоже очень не жалует. Зато в тайге - как в "своей тарелке". И характер начал показывать: упрямится, не слушается, частенько ведёт себя беспокойно, без видимых причин. Скоро год ему.
К тому же, есть у хозяйки желание однажды покинуть красивый, но очень уж непростой для жизни, край. И пса забрать, конечно. Как он будет привыкать к жизни в городе или поселке, совсем не похожем на тихий уголок Земли, где у собак обычно лишь две судьбы - цепь или служба, а до ближайшей цивилизации пешком добираться часами на автомобиле? А ещё есть боль по той, внезапно ушедшей, собаке, матери щенка. И чувство вины. Хотя, как винить себя за то, что от тебя не зависит? Даже если можно было бы приделать свои руки и мозги единственному доступному, в тот момент, ветеринару - помогло бы это? Нет, не помогло бы. Да и выходить щенка оказалось ооочень непросто. Единственный выживший, из всего помета. Елена опекала малыша, как умела. По своему, по человечьи. С человеческой любовью и человеческим представлением "о добре и зле".
Случилось то, что случилось. Тайгу и свой дом этот пёс знает. А вот для другой жизни, среди людей, собак, машин и домов - он "Маугли". Всё, что незнакомо - серьезный стресс. А сразу много незнакомого - ещё больший стресс. Любимый многими метод "погружения" (ничего, мол, привыкнет!) - способен истощить психику такой собаки до предела жизнеспособности.
На мой взгляд, начинать нужно со следующего. Во-первых, бессмысленно думать о том, что уже случилось не так. Оно уже случилось. Во-вторых, нужно принять тот факт, что у собаки есть серьезные упущения, по части воспитания. И в третьих - настроиться на спокойную, ровную, настойчивую работу. Привычки пальцем не сотрешь, нужно создавать условия для их изменения. А среду, так же постепенно - расширять.
Начинать - с малого. От шага к шагу переходить увидев, что собака справилась с предыдущим.
Первым делом - показать собаке, что мир насыщеннее, чем ему известно, постепенно увеличивая объем познаний, начиная с привычного знакомого дома. Сгодятся любые предметы, с которыми пес не сталкивался - кухонная утварь, бытовые предметы, с которыми прежде контактировать ему не приходилось. Достали - и поставили. И ждём. За каждый контакт с незнакомым предметом - хвалить, гладить, угощать. За попытку потрогать лапой или толкнуть носом - тем более. Хвалить - начиная с маркера. Маркером будет короткое слово, из одного слога, которое легко запомнить и произносить самой хозяйке. По умолчанию, обычно это "да!", но проявить фантазию не возбраняется. Любое правильное действие - сперва маркер, а потом всё остальное - всякие "молодец" и вкусняшки. Собака быстро запомнит, что маркер - это очень круто.
Поисковые игры - в дело. Их тоже можно начинать осваивать дома, с совершенно простых вариантов. Самая примитивная поисковая игра - лучше, чем никакой. Прятать вкусноту по дому, заворачивать в полотенце и поддерживать собаку похвалой, пока он "решает задачку" - простое и приятное занятие. В таких играх пёс делает то, что дает ему много уверенности - работает носом и добывает еду.
Попутно знакомимся с амуницией. Если просто надеть ошейник - пёс испугается, скорее всего. Некоторые предлагают приучать, как приучают диких лошадей - накинул петлю и пусть мотыляется, пока не угомонится. Я предлагаю пойти другим путем - медленным, но не пугающим собаку. Например, положить расстегнутый ошейник на шею или накинуть, играючи, веревочное колечко. Он его сбросит, в первый раз. И во-второй сбросит, скорее всего. А когда вдруг не будет торопиться сбрасывать - сказать "Да!" (или тот маркер, к который "прилип" уже к языку) и что он - молодец, что заслужил вкусный кусочек, можно даже два. Так, постепенно, дойти до застегивания ошейника.
А ещё, дома же начинать отрабатывать базовые команды. И подмечать случайное удачное поведение, подчеркивая "вот ты умница!"
Всё новое - там, где "стены помогают". Дозированно, начиная с коротких сессий, как бы между делом, постепенно наращивая продолжительность.
Когда собака начнет спокойно всё это делать в доме - выходим во двор, И устраиваем обучающие сессии уже во дворе. И пристегиваем поводок, начиная с нескольких секунд (хвалим за спокойствие, радуемся от души, он и правда молодец, когда терпит непривычное, непонятное, ограничивающее). Попутно следя за состоянием собаки. Хозяйке потребуются навыки наблюдения. Главный принцип - не дать состояться нежелательному поведению, постараться предложить псу что-то раньше, чем он выдаст нежелательную реакцию. Что-то более интересное или говорящее о безопасности ситуации. Тут важно не ошибиться, опоздав дать обратную связь. Если поведение уже началось, запоздалая реакция может его подкрепить. Но и не впадать в отчаяние, если получается не сразу. Интерпретация собаки - это навык, с которым не рождаются.
И только потом выносим всё это за пределы собственного двора. Когда и собака, и хозяйка уже научились справляться с обновленной реальностью в предсказуемых условиях, а психика щенка хоть сколько-то научилась "переваривать" новые вызовы. Только научившись адаптироваться к изменениям, пёс сможет перенести смену места жительства достаточно спокойно. Нет, мы не сможем "переписать" его судьбу, в том виде, в котором она уже состоялась. Но создать возможности для адаптации собаки, дать ему какой-то "запас прочности" - можем.
Терпение, пошаговость, спокойная и уверенная настойчивость, похвала.
А что же с привычными прогулками в тайге? Там тоже можно многому учиться. Отмечать каждый самостоятельный подход собаки, каждое его случайное нахождение в положение "рядом". Можно и желательно придумать сигнал которым привлекается его внимание из любого состояния. Звонкий, легко произносимый. Это не команда "ко мне", требующая четкого выполнения, это так называемый "нейтральный сигнал" - "эй, приятель, будь поблизости!" Для примера: если мне нужно сменить направление и получить собаку в зону досягаемости (допустим, вдалеке показалось что-то настораживающее, но ещё непонятное) - я говорю "со мной!" И собака перестраивает направление, бежит поближе.
Честно говоря, мне очень жаль, что невозможно собственными руками через всё это провести Елену и её собаку, подстраховать их от ошибок. И в практической работе можно было бы предложить намного больше хороших инструментов. Но исходим из имеющихся возможностей.
Ещё одно, важное. Собаки - эмпатичны и адаптивны. Они прекрасно "считывают" тревогу и беспокойство хозяев. Но трактуют, зачастую, по своему. Пока хозяин напряженно обдумывает прошлое или будущее - собака связывает его напряжение с тем, что происходит сейчас и здесь. Хозяин взволнован - значит, есть веские причины беспокоиться и ему. И справляется с со своей тревогой, как умеет, далеко не всегда комфортными для нас способами. Состояние питомца часто улучшается в разы, как только "старший социальный партнер" справляется с привычкой уноситься мыслями в свои "заморочки" и научается быть "в моменте", с собакой. Тогда питомец получает четкие, понятные и адекватные сигналы, разумное руководство - самое главное, что ему нужно от человека