Где: г. Дно, Псковская область
Как добраться: на электричках. От Санкт-Петербурга до Оредежа, далее от Оредежа до Дна.
Так уж вышло, что по Псковской области я всегда путешествовала исключительно на машине. Но недавно, ожидая электричку и рассматривая схему движения от Витебского вокзала, я подумала, что было бы неплохо попробовать новый формат. Сказано – сделано!
План был такой: субботу провести в трех электричках, погулять по Дну и вечером оказаться во Пскове, в воскресенье побродить по Пскову, зайти в пару музеев, вкусно поесть, побывать в театре, в ночь на понедельник вернуться в Питер.
Итак, первая электричка, полная, несмотря на субботу и несусветную рань, сонных пассажиров, понесла меня в Оредеж. Ехать было 2,5 часа. Я присоединилась к моим соседям по вагону и уснула. На станции Новинка анонсировали стоянку 13 минут.
Курильщики бросились на платформу курить, как в последний раз, ну и я вышла в серое от табачного дыма и тумана февральское утро.
До Оредежа оставалось ехать около часа. За окнами проплывали однообразные черно-серые виды.
В Оредеже некоторая часть пассажиров моей электрички вместе со мной направилась к дизелю, который должен был везти нас в Дно.
Между электричками времени было всего 20 минут, поэтому выходить в город не стала.
Потопталась на перроне и погрузилась в вагон.
В прошлом году я несколько раз ездила на Орлане, который ходит из Лодейного поля и Каменногорска. Орлан меня очень приятно удивил. Но псковские дизели переплюнули Орлан.
Электрички маленькие – всего 2 вагона.
Но зато вагоны новехонькие, идеально чистые, с электророзетками под каждым креслом, с прекрасными туалетами.
Еще и направление не самое популярное, так что народу мало. Ехать одно удовольствие.
Три часа пролетели совершенно незаметно. Думала, что буду смотреть в окно, но в феврале всю дорогу показывают монохромное одно и то же, поэтому пока ехала, довязывала шапку, слушала аудиокнигу и спала.
В час дня наш паровоз прибыл на станцию Дно.
Город Дно, подобно моему родному Пятигорску, славится историей довольно бесславной. Главная туристическая и экскурсионная доминанта Дна – тот факт, что якобы именно здесь Николай II подписал отречение от престола. На самом деле это не так. Отречение было подписано во Пскове. И да, в Пятигорске погиб на дуэли Лермонтов. Место дуэли Лермонтова и место его первоначального захоронения – топ-достопримечательности Пятигорска. Мне всегда было интересно, какое место в пантеоне пятигорских богов занимал бы поэт, если бы погиб в другом городе, или вообще дожил бы до старости и умер в окружении многочисленных внуков в Тарханах? Ну да я отвлеклась. Возвращаемся на Дно. Вернее, в Дно.
Поселения Донце Меньшое и Дно Большое упоминаются в писцовых книгах с XV века. В разное время они входили в состав Новгородской республики, Псковской республики, при Иване Грозном ими владел по разным данным Малюта Скуратов или Афанасий Бельский. Со временем Донце Меньшое либо обезлюдело из-за эпидемии чумы, либо просто в силу естественных причин слилось с Большим Дном.
В 1897 году Дно стало одной из 16 станций Московско-Виндаловской железной дороги, более того, узловой станцией с собственным паровозным депо. С тех пор значительная часть жизни города связана с железной дорогой, а железнодорожный вокзал – главная городская достопримечательность.
В 1925 году Дну присвоен статус города. Сегодня здесь живет около 8 тысяч человек.
Исторический вокзал XIX века взорвали при отступлении немцы. Вот таким он был:
Современный вокзал построили после войны в 1952 году.
Через станцию Дно поезда идут в Витебском и Бологовском направлениях.
Город раскинулся по обе стороны от вокзала.
Народу в этот день ни на вокзале почти не было. Зато был вот такой хвостатый местный житель. Здоровья котику. Травма явно не боевая.
Здесь его явно любят, кормят. Думаю, все у него будет хорошо.
Сначала иду к центру города.
На здании вокзала установлена мемориальная плита в память о победивших, но погибших в годы войны.
На территории вокзала – памятник Анастасии Бисениек, замученной фашистами в 1943 году.
Второй памятник – собачонке из стихотворения Маршака. Пёсель, по исходнику, потерялся именно на станции Дно, и вновь материализовался здесь в 2020 году по инициативе начальника станции Александра Щапова.
На постаменте приведен полный текст стихотворения. Некоторые слова уже стерлись. Надо бы отреставрировать. Стихотворение длинное, не все помнят наизусть.
Чтобы выйти в город, нужно пройти по пешеходному мосту.
Вид на вокзал с моста.
В городе действительно очень немноголюдно.
Причина проста – все во льду. Ходить скользко, неудобно, а временами – просто опасно.
Рядом с вокзалом столовая. Очень приличная едальня: проходимость большая, ничего вчерашнего точно не останется. Я взяла гречку, котлету, сельдь под шубой, булочку с яблоком и кофе три в одном. За все про все 260 рублей. Идеально!
Следующий пункт программы – Храм царственных мучеников. Открытие храма планировалось в 2018 году, но что-то пошло не так. Храм до сих пор не действует. Стоит в лесах.
Говорят, в Дне в конце нулевых снимали сериал «Диверсант». Режиссеру город очень понравился: он выглядел так, словно война здесь только что закончилась.
До сих пор, приезжая в провинциальные города, я задаюсь вопросом: ну как здесь можно жить? Ну почему вы живете здесь, в этой неустроенности, грязи, запущенности и серости, если есть большие красивые города с парками, театрами, музеями, инфраструктурой, большими возможностями, со всем тем, чего нет здесь у вас? Ведь я сама родилась в маленьком городке, я сама так жила, я знаю, как это. Поэтому я и уехала. Впрочем, я задаюсь этим вопросом скорее по привычке. Люди очень разные. Москву, Питер, Екатеринбург, Красноярск, Сочи и Владивосток можно по пальцам пересчитать, а провинция огромна. И у каждого городка и деревеньки своя душа, свое лицо, свой микромир. Отбросьте предубеждения и вы тоже их увидите.
Если 15 лет назад в Дне царила разруха, сегодня Дно – обычный городок.
Соотношение частного сектора и пятиэтажек примерно 50 на 50.
Сегодня мне встречались редкие прохожие, одинокие собачники,
собаки
и велосипедисты.
Даже вагоны предпочитали не собираться больше одного.
Площадь перед автостанцией. Станция есть. Автобусов нет.
С автостанцией соседствует музейно-выставочный комплекс. Он тоже оказался закрыт.
Центральная улица. Чистенькие дома,
дом детского творчества,
гостиница.
Вездесущий чекпойнт «Я люблю вставьте название города».
Здесь всем приходится любить Дно. Даже мне.
Центральный парк. Много памятников, посвященных Великой отечественной войне.
Памятник погибшим в Гражданскую войну.
Пограничный столб.
Сидящий сутулый Ленин в кепке.
Где-то прочитала, что это была парная скульптура – за спиной Ильича якобы стоял Сталин, но в годы развенчания культа личности его отпилили. Обошла Ленина со всех сторон – места спила не нашла.
Думаю, не было здесь никакого Сталина. Так и сидит Ильич один-одинешенек посредине Дна. Тоска.
Сразу за парком – закусочная.
Но закусон можно будет получить не раньше 17:00.
Идем дальше – здание городской администрации, отмеченное большой красной звездой.
Напротив, в сквере – наше все.
А также арка для фотографирования молодоженов
и специальное железное сердце для навешивания замков.
Ангел Дна.
Далее – храм Михаила Архангела. Он тоже в лесах, ремонт.
Жаль, судя по фото в интернете, храм красивый.
Интерьер храма.
Прихожане.
Цветы.
В Дне протекает река Суковка.
Через пешеходный мост перехожу на другую половину города.
Один из въездов в город. На знаке – герб города Дно.
Побродила по городским улочкам.
Есть какое-то неуловимое очарование в соседстве деревянных домиков и пятиэтажек, в двухэтажных послевоенных домах, которые, как говорят, строили пленные немцы,
в захламленных дворах.
Такие городки – как бабушкина квартира, ты ни за что бы не стал здесь жить сам, но так приятно сюда приехать.
Особенно мне понравились вот эти дома буро-свекольного цвета с черепичными крышами и чердаками.
Голубятня и голуби.
Городской пейзаж.
Жилые дома.
И нежилые.
Кронирование зимой выглядит устрашающе.
Колонка.
На территории пожарной части странные конструкции. Деревянная.
И металлическая.
Районный культурный центр приглашает на выборы и на службу по контракту.
А также предлагает различные активности 20 по 24 февраля.
Потрясающий образец конструктивизма в отдельно взятом городе Дно.
Здесь уютно расположились отдел милиции, парикмахерская, магазин автозапчастей и организация охотников и рыболовов.
Напротив вокзала в 1986 году воины-афганцы разбили мини-парк. В конце февраля он превратился в одну сплошную ледышку, покрытую тонким слоем воды, но мне-таки удалось подобраться к стеле в центре. Иначе понять, что это мини-парк было бы невозможно.
На этом закончилось мое путешествие по Дну. Я не сказала бы что это депрессивный город. Обыкновенный он: местами любопытный, местами унылый, где-то запущенный, где-то трогательный город. Летом он может даже понравиться. В феврале это сложнее. Но как говорится, ты полюби нас черненькими, беленькими-то всякий полюбит.
Следующий дизель увез меня во Псков.
Три часа в теплом и удобном вагоне, горячий чай и стук колес, сумерки за окном и две сотни фотографий в телефоне – что может быть лучше!
В заключении оставлю здесь это фото, потому что Дно - это тоже чья-то любовь!
Друзья, если вы дочитали этот текст до конца, поставьте лайк, и мне будет очень приятно, и его прочитает больше людей!
Оставляйте комментарии - я их все читаю и постараюсь ответить каждому.
Если статья вам понравилась, подпишитесь на канал, чтобы всегда быть в курсе новых публикаций 😊🍀💜
Всем здоровья и интересных путешествий!
#псковскаяобласть #дно #оредеж #ленин #путешествияпороссии #электричка #отпитерадо