Помню, как еще десять лет назад, читая какое-то интервью Улицкой, я удивилась ее не заявлению даже, а так, мимоходному упоминанию: дескать, украинцы же свободнее русских. Оказывается, это у них было общее место уже тогда, а я изумилась. Я всегда считала речи о "свободолюбивом народе" политической болтовней и как-то не задумывалась, может быть один народ свободолюбивее другого, потому что в моих настройках по умолчанию стояло "все плюс-минус одинаковые". И вообще, надо иметь достаточное чувство безнаказанности, чтобы заявлять про одних, что они будто бы свободнее других. Сразу встает вопрос: по какому критерию? в какой системе координат? на каком историческом отрезке? "Свобода" - понятие очень аморфное. Она бывает внешняя и внутренняя, и, что интересно, внешняя с внутренней могут совершенно не совпадать; политическая свобода - не то же самое, что личная свобода, а свобода совести - не то же самое, что свобода перемещения. Это что касается отдельного человека: он всегда более или менее ограничен. И если отдельный человек никогда и нигде не имеет свободы, то можно ли говорить о свободе народа?
Ну, отчего бы и не поговорить.
Насколько я понимаю, свободолюбивым украинский народ называют, главным образом, за то, что он сбросил вековое российское иго. Хорошо. Мы сейчас не будем про историю приграничных земель, веками переходящих от хозяина к хозяину; про революцию, которая с какого-то бодуна считается приметой свободолюбия. Мы констатируем факт: теперь свободолюбивый народ самым критическим образом зависит от США и абсолютно свободно закладывает последние активы, обеспечивая свободой ближайшие десять поколений.
А давайте взглянем на русских рабов. Да, в душе мы по-прежнему знаем, что власть - штука сакральная, и она от Бога, нам дорого единоначалие и мы любим батюшку-царя. Только русский царь никогда никому не кланялся. Есть ли в мире другой народ, который, как русские, с таким же остервенением дрался с пришлыми завоевателями, всем миром, всеми мужиками, стариками, бабами и детьми? Вряд ли. Русский мужик может столетиями терпеть хозяина, но при условии, что этот хозяин - русский. Русский мужик смотрит на русского царя и в нем видит олицетворение народной свободы.
Свобода - слишком грандиозное понятие, чтобы отдельный человек мог вмещать ее. Только народ, действительно, может быть носителем свободы. А наличие или отсутствие свободы у народа определяется исторически наличием или отсутствием государственного суверенитета. Была у народа суверенная страна? Есть? Предвидится хотя бы? Значит, это свободолюбивый народ.
И по всему видно, что народ этот - не украинцы.
Свободолюбивые украинцы и русские рабы
26 февраля 202426 фев 2024
50
2 мин