Найти в Дзене
Журнал Автограф

Быть женщиной. Гендерные стереотипы в бизнесе

Текст: Оксана Макрушина, фото: freepik, Антон Губанов Сегодня все заметнее становится роль женщины в бизнес-среде. Бизнесвумен, как их принято называть, еще сталкиваются с устаревшими взглядами на взаимосвязь профессионализма и пола, однако постепенно гендерные стереотипы вытесняются из современной системы корпоративных ценностей. Большие исследования В начале 2023 года индекс предпринимательской активности российских женщин достиг восьмилетнего максимума – такие результаты исследования представили Национальное агентство финансовых исследований. ВЦИОМ в 2022 году также провел опрос о женском предпринимательстве. По его результатам, большая часть россиян убеждены, что сегодня у мужчин и женщин одинаковые шансы на успех в предпринимательстве – такого мнения придерживаются 66%. Однако весомая часть опрошенных все же считает, что у бизнеса в России скорее мужское «лицо», чем женское: это отметил каждый четвертый. На словах равенство есть, хотя интерес женщин к открытию своего дела в России

Текст: Оксана Макрушина, фото: freepik, Антон Губанов

Сегодня все заметнее становится роль женщины в бизнес-среде. Бизнесвумен, как их принято называть, еще сталкиваются с устаревшими взглядами на взаимосвязь профессионализма и пола, однако постепенно гендерные стереотипы вытесняются из современной системы корпоративных ценностей.

Большие исследования

В начале 2023 года индекс предпринимательской активности российских женщин достиг восьмилетнего максимума – такие результаты исследования представили Национальное агентство финансовых исследований. ВЦИОМ в 2022 году также провел опрос о женском предпринимательстве. По его результатам, большая часть россиян убеждены, что сегодня у мужчин и женщин одинаковые шансы на успех в предпринимательстве – такого мнения придерживаются 66%. Однако весомая часть опрошенных все же считает, что у бизнеса в России скорее мужское «лицо», чем женское: это отметил каждый четвертый.

На словах равенство есть, хотя интерес женщин к открытию своего дела в России можно назвать, скорее, умеренным. Согласно опросу, предпринимательством занимаются 5% опрошенных женщин. Не имеют бизнеса и не планируют его открывать восемь из десяти (80%). В общей сложности потенциал женского предпринимательства составляет 13%. Не слишком много, согласитесь. Но есть и позитивная гендерная статистика: 85% мужчин поддержат женщин своей семьи, если те захотят открыть свое дело.

Бизнес-школа «Сколково» в 2020 году опубликовала исследование, в результате которого были выявлены барьеры, мешающие современным женщинам строить карьеру. Были названы следующие причины: нехватка собственных навыков и компетенций (46%), необходимость совмещать работу с заботами о семье и детях (43%) и неуверенность в себе (43%).

Гендерные стереотипы как помеху на пути карьерного роста отметили лишь 17% женщин-руководителей. Они подтвердили, что встречались с отказом в продвижении по причине того, что существуют определенные «мужские отрасли» или топ-руководство хотело видеть только мужчину на руководящей позиции. Также случалось, что приоритет отдавали мужчине-начальнику из-из вероятности декрета или частых больничных у женщины.

Экспресс-опрос

При подготовке этого материала редакция журнала «Автограф» провела свой опрос среди представителей алтайского бизнес-сообщества. Большинство предпринимателей (75%) утверждают, что при поиске сотрудника на руководящую должность они не обращают внимания на его пол, главное – уровень профессиональных компетенций. Однако все 100% опрошенных ответили, что среди их знакомых из предпринимательской среды в числе владельцев и руководителей – все же больше мужчин, нежели женщин. Часть опрошенных женщин вспомнили истории, когда их пол сыграл отрицательную роль в рабочих отношениях, например: «Я видела недоверие и сомнение в моих способностях как собственницы бизнеса».

Говоря о личных и профессиональных качествах каждого пола и присущем стиле руководства, респонденты отметили несколько черт, характеризующих женщин-предпринимательниц. Это трудолюбие, коммуникабельность и гибкость – их называют 75% респондентов. Мужчинам же приписывают умение рисковать и амбициозность (так же 75%).

Личное мнение

-2

Ольга Ермолова – региональный директор ПСБ в Алтайском крае.

-3

Марина Ракина – президент Союза риелторов Барнаула и Алтая, руководитель агентства «Проспект Недвижимость».

Ольга и Марина рассказали, что они думают о взаимосвязи гендера и карьеры.

Имеет ли значение в вашей сфере значение пол сотрудника?

Ольга Ермолова: Мое твердое убеждение – пол не имеет никакого значения, но исторически, действительно, сложилось так, что в банковской сфере работает больше женщин, чем мужчин. Это идет со студенческой скамьи – на экономических факультетах вузов девушек всегда больше, чем парней. Если говорить о нашем банке, то в алтайских офисах ПСБ только четверть сотрудников – мужчины.

Марина Ракина: Гендерного предпочтения у риелторов нет, есть вопрос к профессионализму, коммуникативным навыкам. Мужчина или женщина – главное, чтобы специалист хорошо разбирался в своем деле.

Согласны ли Вы с тем, что на высших ступенях карьеры в руководителях предпочитают видеть мужчин?

Ольга Ермолова: Конечно, нет. Я знаю много прекрасных руководителей на топовых позициях, среди которых есть и женщины, и мужчины.

Марина Ракина: Если мы рассматриваем в целом Союз риелторов Барнаула и Алтая, то можно говорить о такой тенденции: у нашей профессии – все-таки женское лицо. Большая часть риелтерского сообщества и руководителей – женщины. Исторически сложилось, что это больше женская профессия. Женщина умеет мягче договариваться, быть более гибкой в переговорах. Мужчины у нас, конечно, есть, но в меньшинстве.

Сталкивались ли вы с ситуациями, когда пол, а не профессиональные навыки имели решающее значение?

Ольга Ермолова: Я с подобным не сталкивалась. Лично для меня профессионализм однозначно важнее. Профессионала определяют его компетенции, умения и навыки, которые позволяют эффективно решать ежедневные производственные задачи, добиваться высоких результатов в трудовой деятельности. И совершенно неважно, какого он пола.

Марина Ракина: У нас бывают такие ситуации, где выбор специалиста зависит от пола. Иногда клиенту-женщине проще сотрудничать с мужчиной – ей кажется, что он качественнее отработает. И в обратную сторону: мужчина-клиент говорит: «Мне бы агента-женщину». Вопрос психологического комфорта.

Какими чертами характера должна обладать женщина-руководитель?

Ольга Ермолова: Абсолютно такими же, как и любой руководитель: масштабным мышлением, умением брать на себя ответственность, находить решение в нестандартной ситуации и обязательно – любить свое дело и людей.

Марина Ракина: В первую очередь, нужно стратегическое мышление. Женщина-руководитель должна предвидеть будущее, шагать впереди, изучать современные цифровые технологии. То есть это управленец, стратег, человек, который разбирается в новых тенденциях и все время стремится куда-то двигаться и двигать свою компанию.

Сталкивались ли вы в своей работе с гендерными стереотипами?

Ольга Ермолова: Давно уже не сталкивалась. Разве что на собеседовании, еще в начале карьеры, работодатель задал вопрос, который я тогда не поняла: «Что будем делать с женской эмоциональностью?». Мне сразу вспомнился фильм «Семнадцать мгновений весны», и я ответила ему, что у меня «характер нордический», и мы оба посмеялись. Кстати, отличный оказался руководитель, дал мне прекрасный опыт, который помог строить карьеру дальше.

Марина Ракина: Моя профессиональная специфика – коммерческая недвижимость, где большинство собственников недвижимости – мужчины. При первой встрече раньше приходилось чуть больше давать профессиональных ответов, чтобы убедить, доказать клиенту, что я хороший специалист, и мой пол не говорит о некачественном профессиональном подходе. С другой стороны, мне с мужчинами-клиентами проще, потому что кажется, что они меньше подвержены эмоциональным перепадам. Но, как профессионал, я отрабатываю в себе все возражения и стараюсь работать со всеми одинаково.

Как вам удается совмещать работу с другими сферами жизни?

Ольга Ермолова: Мне повезло. Я очень люблю свою работу, где каждый день могу общаться с потрясающими людьми – клиентами банка и моими коллегами. Моя семья – это дорогие мне люди, которые во всем меня поддерживают, поэтому у меня все органично совмещается.

Марина Ракина: У женщины обычно много ролей: она и мама, и жена, и компетентный специалист или руководитель. Как-то сложилось, что я давно привыкла к такому образу жизни, графику. Я 23 года в сфере недвижимости, и ни разу не пожалела о выборе. Если выдаются длинные выходные, мне немного скучно дома становится, все время хочется на работу (смеется).