1892 год
«Область войска Донского. Хотя по циркулярным предписаниям учителям учебный год должен продолжаться 8 месяцев, с 15 сентября по 15 мая, но это существует только de jure, de facto же учебный год в народных училищах продолжается только 4 месяца, с 1-го октября по 9-е марта. Полный сбор детей в сельских училищах бывает не ранее 1-го октября, а 9-го марта большая половина учеников уже забирается на полевые работы и большею частью уже в школу не возвращаются до 1-го октября. Если из промежутка времени между 1-м октября и 9-м марта выключить 15 дней рождественских праздников, 2 дня масленицы и 24 воскресных и табельных дня и двунадесятых праздников, то весь учебный год в сельских училищах сведется всего к 119 дням.
Курс в сельских народных училищах полагается трехгодичный, но это только «звук пустой» - фактически он только 357 дней. За эти 357 дней полагается: выучить ребенка читать четко, бегло и сознательно статью из незнакомой книги (помимо учебника), передать связно и логично прочитанное без искажений книжного языка, переложить на бумаге прочитанное без грубых грамматических ошибок и без малейших погрешностей против правописания, это по русскому языку. По Закону Божию: краткий курс Ветхого и Нового завета (в общем 152 истории), краткий курс Богослужения (18 параграфов) и молитвы (203 строки) с дословным переводом на русский язык и подробным объяснением. По славянскому языку беглое и толковое чтение Псалтыря, Часослова и Евангелия с переводом и передачей прочитанного на русском (конечно, не искаженном) языке. По арифметике: 4 действия над отвлеченными и составными именованными числами любой величины, простейшие дроби, квадратные и кубические меры с правильным плановым решением задач на них.
В городских училищах и средних учебных заведениях учебный год начинается с 15-го августа, а оканчивается 1-го июня, следовательно, он продолжается 9,5 месяцев и продолжается не de jure только, но и de facto, так как в городах нет нужды в учениках работниках, а в деревне ученик вместе с тем и работник, а, следовательно, отчасти и кормилец семьи. С 9-го марта по 1-е октября он необходим в семье и его нет в школе; исключения, да и то не всегда, делаются только для учеников старшей группы, готовящихся к выпускному экзамену, и то учителю стоит больших хлопот и усилий упросить родителей отпустить детей в школу после посева, т. е. приблизительно с 25-го марта до экзамена. При том же в сельских народных училищах оканчивают курс дети 11 – 12 лет, следовательно, указанная нами непосильная работа наваливается не на юношей со сравнительно окрепшим и развившимся организмом, а на слабых детей 8 – 12 лет.
В умственном же отношении городские дети, поступающие в училище, гораздо развитые и ученье должно даваться им гораздо легче, так как они вращаются в более интеллигентной среде и сама речь их ближе подходит к книжному языку; тогда как крестьянские дети поступают в школу совершенными дикарями, со своим особым складом мыслей, которые, конечно, далеки от книжной мудрости.
Крестьянских детей приходится учить не только чтению и письму, но и разговору. То, что для городского ученика на половину понятно и удобоваримо в умственном отношении, для крестьянского ребенка-ученика с его узким умственным кругозором, напичканным при том же массою суеверий и предрассудков, положительно «дебри непроходимые». Наши учебники, приноровленные более к городским училищам, для крестьянских детей положительно неудобоваримы, особенно на первых порах поступления в школу, когда вновь поступившие даже и говорить-то почти не умеют. Понятно, что книжный материал для усвоения требует от крестьянского ребенка вдвое большего времени, чем от городского.
Кроме того, городские училища в гигиеническом отношении далеко выше сельских. Там надлежащее отопление, надлежащий простор классных комнат, надлежащее количество воздуха для каждого ученика, там вентиляторы; совсем не то в деревне: школа крайне тесна, топка (в большинстве школ кизяковая) смрадна и чадна, по неудовлетворительному состоянию печей, холод страшный (нередко чернила замерзают), вентиляторов никаких.
Настоящий трехгодичный курс этих училищ сводится всего к одному годичному курсу. Увеличить их курс одним годом тоже нужно признать недостаточным; в данном отношении среднею нормою явилось бы только два года, только тогда можно было бы по силам учеников и учителя разобрать учебный материал и только тогда этот материал был бы надлежаще усвоен и дал бы благотворные умственные результаты. И этот пятигодичный курс в народных училищах не был бы даже и особенною новостью для деревни и ее школы, так как в большинстве сельских училищ с одним учителем (а в тех, где учитель при том же и законоучитель – в особенности) ученики редко кончают курс после трехлетнего посещения училища. Деревня уже признала этот увеличенный курс полезным и целесообразным для дела: родители не только не заявляют по этому поводу никаких жалоб, но часто обращаются к учителю с убедительнейшими просьбами допустить еще на 1 – 2 года посещение училища учениками, уже окончившими курс и получившими свидетельства. («Приазовский край». No. 49 от 26.02.1892 г.)
1896 год
«Петрушино. 26 февраля на море, около села Петрушино, произошла кровавая схватка между рыбаками названого села и Верхне-Покровскими. Причиной схватки послужило то, что петрушинцам удалось захватить небольшой косяк рыбы, а рыбаки из Покровки, просидев столько же, сколько и те, ничего не поймали. Драка, начатая сперва двумя участниками противоположных артелей, к концу приняла характер побоища. Все море около неводов было покрыто дерущимися, слышались стоны и виднелись облитые кровью, с синяками под глазами, лица. После этого побоища оказалось двое тяжело раненых». (Приазовский край. От 02.1896 г.).
«Станица Кривянская. Недавно у нас в станице казак Аверьков, заспорив о чем-то с казаком Морозовым, в разгаре спора схватил кизяк и ударил им Морозова в лицо. Удар был настолько силен, что у Морозова оказался выбитым правый глаз. Здоровье его находится в опасности. (Приазовский край. От 26.02.1896 г.).
1897 год
«Ростов-на-Дону. Костюмированный бал, бывший в субботу, 22-го февраля, в Ростовском клубе, привлек в залы последнего многочисленную публику и отличался большим оживлением. Характерных костюмов, как женских, так и мужских, было много. Из них наиболее выделялись женские: «биллиард» и «мокрая курица», и мужские: «король игр» и «паровоз», которым и были присуждены премии. Первые премии для дамского и мужского костюмов состояли из браслета с бриллиантами и альбома с серебряными оксидированными крышками с рисунками художника Каразина, а вторая – из китайского шкафика и серебряного столового прибора. В материальном отношении этот бал принадлежит к самым удачным в сезоне».
«Ростов-на-Дону. На Старом базаре за последнее время, в особенности с наступлением Масляной недели, все чаще и чаще стали повторяться случаи самой наглой эксплуатации потребителей. Молоко, например, сплошь и рядом оказывается разбавленным водой, а то и сдобренным мукой или крахмалом; сметана на половину представляет суррогат; даже творог, наиболее дешевый из молочных продуктов, и тот трудно найти в чистым, не сдобренным водой. Что же касается до сливочного масла, то здесь фальсификация еще грубее и нередки случаи, когда потребитель, купив круглый кусок такого масла, предварительно испробовав его со всех сторон, по приходу домой находит в средине его добрую половину простого сала. Зло это в настоящее время так привилось в базарной торговле, преимущественно среди приезжих из окрестных поселений, что каждому обывателю приходиться серьезно бороться с ним. Большую помощь в этом случае могли бы оказать городское управление и санитарный надзор, если бы они, со своей стороны, приняли энергичные меры к парализованию деятельности любителей легкого заработка, по возможности, упорядочили бы торговлю такими продуктами первой необходимости, как молочные, без которых ни одна, даже бедная семья, не обходится». (Приазовский край. 53 от 26.02.1897 г.).
1898 год
«Ростов-на-Дону. На днях санитарным врачом господином Применко и помощником пристава по санитарной части господином Оранским был произведен осмотр ночлежных приютов Болдырева, находящихся на углу Богатянского переулка и Пушкинской улицы. При осмотре оказалось, что Болдыревым самовольно открыт новый ночлежный приют, состоящий из двух отделений, одно из которых устроено в подвальном этаже каменного двухэтажного здания, в помещении сыром, темном и с недостаточным количеством воздуха; второе отделение состоит из трех комнат, из которых одна безусловно сырая. В обоих отделениях не имеется ни нар, ни перегородок. Мужчины, женщины и дети спят вместе, вповалку, и валяются, подобно скотам, на грязном полу. Вблизи ночлежного приюта лежит куча навоза. Ретирады загрязнены и в некоторых местах изломаны. Обо всем этом составлен протокол, переданный на рассмотрение городского санитарного комитета». (Приазовский край. 53 от 26.02.1898 г.).
1899 год
«Станица Нижне-Чирская. В Стародербентском и окрестных хуторах нашей станицы в настоящее время распространяется дифтерит. Жертвами этой ужасной болезни становятся не только дети, но и взрослые. В редком дворе не было или нет дифтеритных больных. Причина развития болезни – нежелание жителей пользоваться противодифтеритными прививками по способу Ру, так как население хутора составляют преимущественно старообрядцы, которые считают прививку сыворотки таким же грехом, если не большим, как и привитие оспы, и любой из них скорее согласится умереть и видеть мертвыми своих детей, чем запечатлеть себя «анти-христовой печатью». На днях в хутор Стародербентский явился врач и почти насильно сделал прививку заболевшему дифтеритом мальчику, который выздоровел, меж тем, как заболевшие одновременно с ним его сверстники умерли. Фонды врача и сыворотки с этого времени сильно поднялись в глазах жителей, многие из которых теперь сами несут своих детей к врачу. Женщины в этом отношении гораздо благоразумнее своих мужей. Большинство же жителей, во главе со стариками, остается при прежнем своем убеждении, что прививка – анти-христова печать и зло; что если воспользовавшийся ее и остается жив, то ему вес равно воздастся на том свете. Упрямство и косность некоторых староверов переходит всякие границы. У них, например, считается большим грехом есть красные арбузы, цвет которых напоминает цвет «чертовой крови». Козырек фуражки, по их убеждению – чертов коготь, и они лето и зиму ходят в теплых шапках, почему их называют «теплошапами».
«Хутор Калач. Лишь с начала февраля здесь выпал снег, и установилась хорошая санная дорога, что сейчас же оказало влияние на оживление хуторских дел. Подвоз хлеба производится в очень больших размерах, а это дает заработок изголодавшемуся за теперешнюю гнилую зиму калачевскому рабочему люду. Хлеб в значительном количестве идет по железной дороге в Царицын, вследствие чего получают занятие и ломовики, и чернорабочие. Цены на хлеб доходят до 10 рублей за пшеницу и до 6 рублей 10 копеек за рожь. В прошлом году, во избежания загрязнения навозом улиц, прилегающих к базару, для подвод с хлебом была отведена свободная площадь в хуторе, но это повело только к тому, что унавоживаться стали улицы, прилегающие к этой площади, хотя, казалось бы, весьма не трудно было заставить подводы располагаться на отведенном месте, а не на улице, где иногда их скопляется столько, что и проезд делается затруднительным.
Это тем легче могло быть достигнуто, что здесь же помещается и местная полиция, на глазах которой и происходит самое вопиющее нарушение санитарных правил. Правда, около 4-х месяцев в хуторе нет полицейского пристава, а исполняющий его должность заседатель, почти беспрерывно бывающий в разъездах по своим прямым обязанностям, не может вникать во все мелочи хуторской жизни, но, казалось бы, что и поселковый атаман облачен достаточной властью для приведения в исполнение распоряжений станичного правления. На деле, однако, выходит не так: здесь же, против здании местной полиции, расположена почтовая станция, содержатель которой выгоняет своих лошадей прямо на улицу, причем они ведут себя так, что улица становится непроходимой, особенно для детей и женщин, нередко пугающихся до обморока. Но, очевидно, обстоятельство это не будет никого тревожить до тех пор, пока кого-нибудь не задавят». (Приазовский край. 54 от 26.02.1899 г.).