Найти тему
Мемуары оптимиста

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ЧАСТЬ ПЯТАЯ

КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Когда полетел в космос первый и единственный советский космический корабль многоразового использования «Буран», а произошло это пятнадцатого ноября 1988 года, только тогда лишь мы узнали, что в его создании принимал участие и Юрий Яковлевич Руттенштейн. Этот невероятно скромный человек поделился с нами информацией о разработках и создании корабля только после того, как о грандиозном событии двадцатого века уже «трещали» все репродукторы Советского Союза. А быть может он расписывался на документах с грифом «секретно» о неразглашении и не имел права говорить об этом. Орбитальный корабль-ракетоплан собирали на его родном Тушинском авиационном заводе. И мало, кто знает, что «Буран» был произведен не в единственном экземпляре. Полностью построенных летных экземпляров было два. Изделие 1.01 «Буран» - это тот самый «Буран», который совершил полет в космос. А было еще изделие 1.02 «Буря» - корабль, который был построен все на том же Тушинском заводе, но взлететь ему не довелось. «Буря» должна была совершить второй в истории программы «Энергия-Буран» полет в космос. Кроме того, этот полет подразумевал осуществление стыковки «Бури» cо станцией «Мир». А ведь, кроме готовых летных экземпляров были еще три незаконченных корабля: изделие 2.01 «Байкал», изделие 2.02 и изделие 2.03.

В дополнение к летным экземплярам были также изготовлены еще семь полноразмерных макетов корабля «Буран». Они предназначались для проведения различных испытаний, таких как электрические, динамические, летные и другие. Но в 1990 году по причине недостаточного финансирования работы по программе «Энергия-Буран» были приостановлены.

Юрий Яковлевич, отчасти из-за того, что дела на заводе пошли хуже, а отчасти из-за проблем с сердцем, перевелся на работу к нам в КБ - ближе к дому. Вспоминая знаменательные события, происходящие тогда на Тушинском заводе, однажды он поделился с нами одной интересной и увлекательной историей, которая произошла в процессе транспортировки хвостового вертикального оперения корабля за пределы сборочного цеха. Крыло не проходило по высоте через ворота ангара. Высота его была весьма внушительной - порядка восьми метров. Необходимо было в срочном порядке решить назревшую проблему.

Уже была назначена приемная комиссия. На утро следующего дня «понагнали» солдат из ближайшей воинской части. «Отмашки» ждала буксировочная техника. Планировалось перевести весьма увесистую деталь в горизонтальное положение, чтобы извлечь ее из цеха.

Хитромудрый Юрий Яковлевич взялся еще с вечера предыдущего дня за осуществление своей собственной идеи в отношении предстоящей работы. Он рассчитал со свойственным ему педантизмом, где находится центр тяжести всего изделия. Затем он изготовил опрокидыватель с осью, проходящей через найденный центр тяжести и закрепил крыло к приспособлению посредством подшипников вращения. Все работы были проведены и закончены той же ночью.

Наступило утро следующего дня. Рабочая сила, тягачи и подъемные краны находились в режиме ожидания. И тут, выходит щупленький дядя Вася. Юрий Яковлевич подает ему знак :»Давай», и тот с завидной легкостью, одной рукой, как ребенок «неволяшку» в «Детском мире», поворачивает многотонное изделие в положение «лежа», с тем чтобы следующим шагом выкатить его из ангара.

Расходись «бойцы», свободны краны. Дядя Вася сделал за вас Вашу работу..