Найти в Дзене

Телесный аспект в играх с ребёнком

Не важно, кто вы – мама, педагог или терапевт. Не важно, какие у вас цели – собрать сына на прогулку, научить ученика играть на скрипке или помочь ребенку заговорить. Любой контакт человека с человеком начинается с уровня тела. Даже если мы не касаемся друг друга, мы считываем своим древним мозгом массу сигналов, исходящих с телесного уровня. И это влияет на качество нашего взаимодействия.

Маленькие дети предельно чутки к телесным сигналам. Это важно учитывать взрослому, чтобы выстроить качественный контакт. И особенно это важно учитывать тем из нас, кто знает про себя, что не слишком хорошо чувствует свое тело и часто уходит в эмоции или «в голову». Я – именно такой человек. И пока я не спустилась в тело, у меня не получалось ни выстроить границы с собственными детьми, ни удержать группу на музыкальном занятии, ни выйти в глубину в терапевтических сессиях.

Любой контакт с ребенком нужно начинать с вопроса к себе: КАК Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СЕЙЧАС?

  • Где мои ноги, где моя попа, живот, спина, грудь, шея, руки, голова?
  • Хорошо ли я ощущаю ступни и что я могу сделать, чтобы прямо сейчас их ощутить лучше?
  • Где в теле напряжение?
  • Где я ощущаю волнение или, может быть, страх или другие эмоции?
  • Что я могу сделать, чтобы выпустить напряжение?

Только потом можно переходить к контакту с ребенком. Почему? Дело в том, что если взрослый не чувствует себя, то ребенок телесно не видит взрослого. Это как взаимодействовать с человеком-невидимкой, у которого ты видишь только шляпу и перчатки. Это дискомфортно. И ребенок будет делать все, чтобы проявить взрослого. Выводить его на сильные эмоции, экспериментировать с границами, не слышать и не реагировать на слова. «Эй, ты где? Какая ты по правде?» - на эти вопросы ребенок будет упорно искать ответы, пока не найдет или не устанет.

Что помогает лично мне спуститься в тело:

  • Потягушки
  • Музыка в сочетании с активным движением под нее
  • Телесная перкуссия с активным использованием топанья ногами
  • Коммуникативные игры с детьми с включением голоса и тела (всем известные фольклорные наколенные и массажные игры)