Найти тему

«Зона интересов»: номинант на «Оскар-2024», фильм про холокост с цветочками, красивой рекой и счастливыми немцами

Как Джонатану Глейзеру удалось снять фильм про холокост, в котором самая страшная сцена выглядит так (фото ниже).

Ощущения от проекта: инновационно, смело, гениально.

Избранная рецензия критика: «один из самых провокационных и заставляющих задуматься фильмов года, Глейзер раздвигает границы традиционного повествования и пробуждает нас ото сна».

Смена точки зрения: взгляд на катастрофу глазами ее бенефициаров

Идея кажется простой. Тем более, что основа на реальности.

Рудольф Хёсс — комендант и создатель Освенцима. А его дом, в котором он жил со своей семьей, действительно располагался через забор. Буквально, участок с теплицей и цветами от голых бараков отделяло бетонное сооружение с решеткой.

Джонатан Глейзер увидел это на экскурсии (дом семьи Хёсс сохранили) и впечатлился настолько, что впоследствии написал и снял этот фильм.

Мы видим вполне приятных людей. Воспитывают детей, уважают друг друга, планируют отпуск в Италии.

Только вот в голову постоянно лезет контекст: Италия — союзное государство, прислуга в доме — польские девушки, с которыми владельцы обращаются, как с крепостными, а на фоне постоянно гудят самолеты, звучат выстрели, вопли евреев, а в паре сотен метров виднеется огромная труба, из которой валит дым.

Участок семьи Хёсс. Весь фильм состоит из идиллистических кадров, подобных этому. Ни одной страшной или пугающей сцены
Участок семьи Хёсс. Весь фильм состоит из идиллистических кадров, подобных этому. Ни одной страшной или пугающей сцены

Будничность зла

Фильм начинается с кадров, кипящего быта. Семья занимается домашними делами, прислуга что-то готовит, дети играют, а муж собирается на работу.

Но уши бомбардирует отвратительное гудение и крики — на фоне событий, за которыми мы наблюдаем, совсем рядышком, система уничтожает сотни человеческих жизней. Но главные герои будто и не замечают.

Не будто, они уже и правда не замечают.

Участок семьи Хёсс, забор, Освенцим
Участок семьи Хёсс, забор, Освенцим

Фильм посвящен немцам. Или скорее тем, кто встает перед выбором

Семья Хёсс говорит о своей мотивации прямо: «мы всегда мечтали о такой жизни». Как и мы с вами. Счастливый брак, частный дом, обеспеченные дети. Муж построил карьеру.

Они решили закрыть глаза на суть этой карьеры. Рудольф очень гордится своими достижениями и постоянно думает, как бы усовершенствовать газовые комнаты. Например, после светского визита на встречу высших немецких кругов, он признается жене, что не заметил, какие крупные лица там были. Его внимание приковала интересная задачка: как эффективнее пустить газ в огромную залу особняка, в котором проходило мероприятие.

Просто работа, ничего личного.

В белом костюме — Рудольф Хёсс, комендант Освенцима. В их дом пришли гости с детьми
В белом костюме — Рудольф Хёсс, комендант Освенцима. В их дом пришли гости с детьми

Еще один ракурс — мама Хедвиг (жена Рудольфа — Хедвиг Хёсс). Она приехала к дочери погостить. Первое время она восхищалась садом и тем, как им удалось тут все обустроить.

И даже уронила такую фразу, глядя в сторону лагеря: «Возможно, и мисс Сильберман сейчас там». До войны она работала у мисс Сильберман служанкой, а сейчас досадует, что не смогла выкупить ее шторы на аукционе.

Но впереди ее ждала ужасающая ночь: красное зарево от огня и клубы дыма. И крики, которые успели надоесть еще днем. С ужасом осознания она сбежала ранним утром, оставив записку. Которую ее дочь сожгла.

Семьи служителей Освенцима выбрались на природу отдохнуть. Красивая природа и река
Семьи служителей Освенцима выбрались на природу отдохнуть. Красивая природа и река

И настоящая отдушина — линия безымянной немецкой девочки, которая каждую ночь выбирается на территорию лагеря и работ евреев, чтобы спрятать для них яблоки. И делает это с одобрения семьи.

Фильм об обратной стороне холокоста

Глейзер понял, что фильмов о жертвах снято много. Что ужасов показано еще больше. И перевел свой взгляд на вторую сторону конфликта.

Все отмечают, что «ужас скрыт за поворотом», но все же фильм не посвящен ужасу. Он о людях, которым ужас выгоден. И о том, какие решения они принимают в таких условиях. Инновационное и великое кино.

В котором принимались интересные методы съемок: дом семьи Хёсс был воссоздан специально для фильма, и был усеян скрытыми камерами. Массовка получила простую задачу: играйте свою роль. «Прислуга» ходила по дому, дети — играли. Они не знали, снимают ли их, откуда снимают, попадет ли это в фильм.

А сцены с главными героями снимались одновременно. Например, когда в доме собрали жены комендантов Освенцима и немецкие офицеры. Обе компании вели диалоги, но эти сцены не снималось поочереди. В разных комнатах стояли камеры и актеры играли сцены параллельно друг другу.

Все это было необходимо, чтобы создать живость, документальность съемки.

Джонатан Глейзер снял смелое кино. И сделал это выдающимся образом.