Найти тему
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

Сочинение 13.3 ФАНТАЗИЯ + 13.2 по тексту А.Т. Аверченко «Когда учитель громко продиктовал задачу...»

Оглавление

Вариант 8 сборника ФИПИ-2024 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)

-2
Исходный текст
Исходный текст

13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Полезно или вредно быть фантазёром?». Дайте определение понятию ФАНТАЗИЯ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Сочинение 13.3

Фантазия — это способность человека создавать в своём воображении живые образы, яркие картины, смотреть на мир под разными углами. Полезно или вредно быть фантазёром? Я думаю, богатое воображение может как помочь человеку, так и сыграть с ним злую шутку. Чтобы доказать эту мысль и попытаться ответить на поставленный вопрос, приведу примеры.

В тексте А.Т. Аверченко богатой фантазией наделён Семён Панталыкин. На уроке арифметики мальчику нужно было решить трудную задачу за двадцать минут. Но сухие математические обозначения — пункты А и Б, «первый» и «второй» крестьяне — ни о чём не говорят Семёну, ему нужно «оживить» и героев, и место действия задачи. В его воображении разворачивается напряжённая история, но вдруг, «как гром в ясный погожий день», раздаётся голос учителя, объявляющего о том, что время на решение закончилось. Итак, фантазия мечтательного Семёна мешает ему прийти к цели — получать по арифметике хорошие отметки, чтобы не остаться на второй год. Также фантазёр склонен «смотреть на вещи чрезвычайно мрачно». Всё это превращает чудесный дар — богатое воображение — в проклятие для Панталыкина.

Но у фантазии есть и другое влияние на жизнь человека. Так, героиня повести А.С. Грина «Алые паруса» Ассоль с детства обладала живым воображением. Услышав от эгля историю о корабле с алыми парусами, который принесёт ей счастье, Ассоль поверила в чудо, всю жизнь не теряла надежды на исполнение своей заветной мечты. Её вера помогла и Грэю поверить в красоту и волшебство, сделать чудо своими руками. Фантазия героев сделала их счастливыми в реальной жизни.

Таким образом, как и любой дар, фантазия может и навредить, и помочь человеку. Каждому мечтателю нужно научиться управлять своей способностью, чтобы она не отвлекала от достижения цели, не рассеивала внимание, а приближала к заветным мечтам, делая жизнь лучше.

-4

13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Внизу бушует разлившаяся после дождя вода, в воде щёлкают зубами кайманы, а в густой листве прячется ягуар, который скоро прыгнет на него, потому что огонь, охвативший дерево, уже подбирается к разъярённому зверю...

— Я погиб!»

Сочинение 13.2

В финале текста А.Т. Аверченко Семён Панталыкин восклицает: «Я погиб!» Я понимаю смысл последних фраз текста так: мечтательность героя сыграла с ним злую шутку. Мальчик, склонный преувеличивать трудности, отвлекается на свои фантазии, вместо того чтобы сосредоточиться на решении проблем. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.

Во-первых, в предложениях 2–3 говорится о манере Семёна «преувеличивать» неприятности и «смотреть на вещи чрезвычайно мрачно». В каждый трудный момент он восклицает, что погиб, подражая героям романов. «Похоронная» фраза, которую постоянно произносит Панталыкин, отвлекает его от возможности трезво взглянуть на проблемы, не поддаваться панике, а попытаться их решить.

Во-вторых, ещё одной особенностью героя является тот факт, что сухие цифры и условия задачи «ничего не говорят ни его уму, ни его сердцу» (предложение 10). Семён тратит всё время, выделенное для решения задачи, на обдумывание возможных деталей. Его отвлекают вопросы, как могли звать крестьян, куда они шли и зачем, почему один шёл медленнее другого… В итоге в его воображении разворачивается напряжённая картина — но время на решение истекает. Он получает двойку по арифметике и понимает, что останется на второй год. К сожалению, богатая фантазия помешала ему сосредоточиться на задаче и исправить проблемы с успеваемостью.

Таким образом, воображение Семёна Панталыкина и стало тем «ягуаром», который вот-вот набросится и убьёт свою добычу. Семёну не удаётся справиться с трудностями, потому что мечтательность и фантазии уводят его от реальности, мешают сосредоточиться, а также заставляют видеть мир в мрачном свете.

Картина К.А. Савицкого "Мечты" — для вдохновения ❤️
Картина К.А. Савицкого "Мечты" — для вдохновения ❤️

📝 Буду благодарна вашей подписке на канал: впереди ещё много сочинений и полезных материалов!