Масштаб, который приобрел экстремизм за последние годы, представляет опасность для всех без исключения государств. Мирное сотрудничество государств и международная безопасность находятся под угрозой со стороны ультрарадикальных организаций и их сторонников. Из этого следует, что эффективное противодействие различным проявлениям экстремизма возможно только в случае консолидированных усилий государств, их альянсов и коалиций посредством развития международного сотрудничества в правоохранительной сфере.
Основой международного сотрудничества, по нашему мнению, выступает система двух- и многосторонних договоров (соглашений), которая в той или иной степени регулирует деятельность в сфере противодействия экстремизму.
Рост географии и увеличение опасности последствий от экстремистской деятельности, расширение локации вооруженных конфликтов, порождаемых экстремизмом, увеличение незаконного оборота оружия и наркотиков, создание, организация и распространение конфликтов на религиозной, национальной, этнической и другой почвах – все это в современных условиях представляет реальную угрозу для миропорядка и коллективной безопасности.
Проблемы распространения экстремизма и иных форм его проявлений, а также вопросы противодействия экстремизму систематически рассматриваются на сессиях Генеральной Ассамблеи и заседаниях Совета Безопасности ООН, Шанхайской организации сотрудничества и др. Как отмечается в Департаменте новых вызовов и угроз МИД России, "вдвойне важно в нынешних геополитических условиях правильно и принципиально выделять оптимальные площадки сотрудничества, на которых должно быть больше участия российских профессионалов и экспертов антитеррористической и антиэкстремистской работы – это, прежде всего, ООН, можно и ОБСЕ, но обязательно более для нас близкие и освоенные "площадки" – ШОС, ОДКБ"[1].
Несомненно, что одной из причин, стимулирующих стремительное развитие международных антиэкстремистских отношений, стала активизация деятельности экстремистов-террористов из запрещенной в Российской Федерации организации "Исламское государство" (ИГ). В отличие от своих предшественников (например, "Аль-Каиды"), экстремисты ИГ на постоянной основе используют новейшие технические и коммуникационные средства информации (Интернет, социальные сети), что является действенным и достаточно легким способом распространения деструктивной идеологии и вербовки новых членов. В данном контексте на международной арене основополагающим звеном и центром регулирования деятельности по противодействию активности существующих экстремистских и террористических организаций остается ООН, на основе деятельности которой должна быть создана эффективная и стабильная система международных отношений, в том числе по вопросам противодействия экстремизму.
Создание в 1945 г. ООН с целью поддержания международного мира и безопасности было признано "шагом вперед в деле укрепления безопасности и мира в международных отношениях и внедрения в них начал законности и права". ООН является главным координирующим центром антитеррористической борьбы. Проблемы противодействия экстремизму систематически выносятся на рассмотрение ее функциональных органов. Так, генеральный секретарь ООН 15 января 2016 г. призвал все государства-члены ООН выработать национальные программы по борьбе с насильственным экстремизмом. По его словам, масштаб проблемы настолько велик, что действия правоохранительных органов и сил безопасности являются недостаточными. Генсек призвал членов ООН разработать новую государственную политику, направленную на предотвращение "воинствующего экстремизма". Также обратил внимание на вклад в противодействие экстремизму на местном, национальном, региональном уровнях. Таким образом, вышеуказанное в очередной раз подтверждает приоритет и необходимость международного конструктивного диалога по вопросам противодействия экстремизму во всех его формах и проявлениях[2].
В рамках сотрудничества ООН с МИД России осуществляется работа по имплементации антитеррористических договоров и резолюций Совета Безопасности. Так, после совершения 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке, Вашингтоне и Пенсильвании террористических нападений была принята Резолюция 1373 (2001), которая призывала государства в срочном порядке принять совместные необходимые усилия с целью предотвращения и пресечения террористических актов. Резолюция предусматривала ряд обязательных действий, которые должны выполнять государства, в частности: предотвращение и пресечение финансирования террористических актов, запрет на предоставление гражданами или любыми лицами и организациями средств, финансовых активов или экономических ресурсов и для лиц с целью использования их в террористической деятельности[3].
Достаточно интересным и значимым в исследуемой теме является изучение и анализ документов по вопросам противодействия деятельности экстремистской направленности в рамках деятельности Шанхайской организации сотрудничества, созданной 15 июня 2001 г., которая является межправительственной международной организацией. В условиях противодействия экстремизму на региональную антитеррористическую структуру (РАТС ШОС) возложены задачи по поддержанию рабочих контактов с компетентными органами государств-членов и международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; содействию взаимодействия государств-членов в подготовке и проведении антитеррористических учений, оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; участию в подготовке проектов международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом; сбору и анализу информации, поступающей в РАТС от государств-членов, формированию и пополнению банка данных РАТС; подготовке и проведению научно-практических конференций, семинаров, содействию в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом[4].
Необходимо отметить, что в рамках ШОС была издана Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 2001 года, которая является первым официальным документом, где дано определение экстремизму. Согласно данной Конвенции, под экстремизмом следует понимать "какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон" . Однако данное определение до сих пор не нашло соответствующего закрепления ни в одном национальном законодательстве.
Проявления экстремизма в мире и отдельных государствах непосредственно угрожает безопасности и интересам государств-участников СНГ. Первым документом по поддержанию международной безопасности на базе СНГ после прекращения существования СССР стал Договор о коллективной безопасности 15 мая 1992 г. Согласно Договору государства-участники обеспечивают безопасность на коллективной основе "в случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам-участникам в целях устранения возникшей угрозы"[5].
Также в рамках международного сотрудничества, которое направлено на борьбу с экстремизмом и его проявлениями, решением Совета глав-государств СНГ в 2000 г. был образован Антитеррористический центр СНГ для обеспечения координации взаимодействия органов государств-участников СНГ в сфере борьбы с международным экстремизмом и иными формами его проявления.
В своей деятельности Центр тесно сотрудничает и взаимодействует с Советом министров внутренних дел государств-участников СНГ, Советом министров обороны государств участников СНГ, Советом руководителей таможенных служб, Советом командующих Пограничными войсками, Координационным советом генеральных прокуроров государств- участников СНГ, их рабочими органами, а также Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств-участников СНГ, региональными и международными организациями (ШОС, ОДКБ, ООН, ИНТЕРПОЛ, ОБСЕ)[6].
14 мая 2002 г. главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана была образована Организация Договора о коллективной безопасности, согласно Уставу которой целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам[7].
Таким образом, мы наблюдаем целенаправленную, совместную деятельность государств по вопросам противодействия экстремизму как внутри каждого государства, так и при совместном взаимодействии. Принимая во внимание тот факт, что противодействие экстремизму осуществляется на постоянной основе практически во всех государствах, существование совместно действующих организаций в рамках международного сотрудничества затрудняет экстремистски настроенным элементам осуществление их противоправной деятельности.
В 2005 г. советом глав государств СНГ было одобрено решение "О концепции сотрудничества государств-участников содружества независимых государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма". Приоритетной задачей в рамках противодействия проявлениям экстремизма считается содействие формированию в мире стабильной, справедливой, демократической и эффективной системы международных отношений. Сотрудничество в противодействии экстремизму осуществляется с использованием всех возможностей государств-участников, в том числе потенциал национальных правоохранительных органов.
Современное состояние экстремизма и одной из крайних форм его проявления терроризма привело к принятию решения Советом глав государств СНГ с целью адекватного реагирования на происходящие изменения в оперативной обстановке в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма Программы сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2023 годы. Основной целью данной Программы является совершенствование сотрудничества государств -участников СНГ в борьбе с любыми формами экстремизма путем развития нормативной правовой базы сотрудничества государств-участников; совершенствования национального законодательства; проведения согласованных, совместных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий; взаимодействия с международными организациями; осуществления информационно-аналитической и научно-методической деятельности в сфере противодействия экстремизму; обеспечения информационного сотрудничества[8].
Необходимо отметить, что Программа предусматривает активизацию межгосударственного сотрудничества, что впоследствии должно способствовать повышению результативности проведения совместных профилактических, оперативно-розыскных и специальных мероприятий в борьбе с терроризмом и иными насильственными формами экстремизма.
Очевидно, что Российская Федерация осуществляет активную деятельность по урегулированию международных отношений и открыта для международного сотрудничества, в том числе с правоохранительными органами других государств по вопросам противодействия экстремизму во всех формах его проявления и масштабах распространения.
Можно выделить следующие направления в данной области:
- обмен имеющейся в ведении правоохранительных органов информацией;
- обмен опытом в сфере противодействия экстремистским проявлениям путем проведения конференций международного значения, рабочих встреч, круглых столов и др.;
- исполнение запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, связанных с экстремистской деятельностью; заключение двусторонних, многосторонних договоров и межгосударственных соглашений по борьбе с экстремизмом, а также принятие международных программ по борьбе с экстремизмом и другими формами его проявления.
Участие органов внутренних дел в борьбе с экстремизмом в рамках международного сотрудничества также является немаловажным. В развитие данного вопроса 10 сентября 2013 г. была принята Концепция развития сотрудничества министерств внутренних дел Содружества до 2022 года, в которой особое внимание уделено развитию отношений с партнерами государств-участников СНГ[9].
Международное сотрудничество в правоохранительной сфере также постоянно совершенствуется. Выше мы упоминали о данном сотрудничестве в рамках СНГ: это Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории СНГ и Совет Министров внутренних дел государств-участников СНГ. В данном направлении также действует Объединенная коллегия министерств внутренних дел государств-участников союза Беларуси и России.
Анализ деятельности вышеуказанных организаций показывает, что они созданы с целью взаимного, координированного противодействия всем проявлениям экстремизма в рамках обеспечения мира и безопасности. Однако современная ситуация дает возможность утверждать, что деятельность упомянутых организаций не всегда эффективна. На наш взгляд, можно отметить, что в качестве негативного примера международного сотрудничества в сфере противодействия террористической деятельности можно привести договоренности Российской Федерации и США в качестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии, которые вопреки институционализации механизмов сотрудничества и ведения политики "перезагрузки" дипломатических отношений между этими странами так и не стали основой для конструктивного диалога по борьбе с терроризмом[10].
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что Российская Федерация занимает приоритетные позиции в мировом сообществе по вопросам противодействия экстремизму и иным его формам проявления. Нельзя не отметить, что в Российской Федерации на основании положительного опыта противодействия экстремистской деятельности, анализа модернизирующихся форм и методов деятельности экстремистских организаций и новых вызовов в этой сфере постоянно совершенствуется нормативная правовая база. В России необходимо уделять внимание международному опыту противодействия экстремизму, так как большое количество вопросов проработаны либо прорабатываются в международном формате теоретического и практического значения.
Также необходимо отметить, что, несмотря на достаточно большое количество межгосударственных договоров, принятых в двустороннем либо многостороннем порядке, значительной проблемой является отсутствие унифицированного определения понятия "экстремизм", на что неоднократно указывали различные ученые. Попытки юристов, социологов, философов, культурологов, политологов сформулировать единое понятие экстремизма не находят своего отражения ни на законодательном уровне, ни в рамках международного права, что в дальнейшем затрудняет квалификацию различных деструктивных явлений в современном обществе, противодействие экстремизму и его производным, разработку и реализацию программно-целевой стратегии по борьбе с этим общественно опасным феноменом.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.