Слово "парсуна" (от латинского "persona" — личность, особа) пришло к нам из латыни. Оно не ходило в обиходе, а было предложено историком и этнографом Иваном Михайловичем Снегиревым в середине XIX века. К этому времени парсуны уже исчезли, их расцвет пришелся на XVII — начало XVIII вв.
А в XVIII веке, под влиянием европейских течений (и активно прорубающего то самое окно Петра Великого) в Россию пришел традиционный портрет (от французского "portrait" — воспроизводить что-либо черта в черту).
Так, с временными рамками мы более-менее разобрались, теперь давайте вернемся к самому началу. Издревле не было как таковой традиции изображать реальных, скажем так, людей. Хотя случаи всё же бывали, например на фресках XI века (к сожалению, частично не сохранившихся) киевского собора Святой Софии была изображена семья Ярослава Мудрого. Однако активного распространения этот жанр не получил. При этом иконописное искусство, пришедшее из Византии, развивалось ударными темпами.
Однако постепенно, в первую очередь из-за сближения с Западом, начала возникать необходимость в портретных изображениях самых влиятельных особ: царей, военачальников, князей, высших церковных иерархов. При этом Стоглавый собор в 1551 году категорически запретил любое отступление от древних канонов иконописи, — "а самосмышление бы своими догадками не описывали", а следующий Стоглав, 1553-1554 гг., уже допустил "самосмышление". Кстати, интересный нюанс в иконописи: многие продолжали поддерживать "старые традиции", подтвержденные в 1551 году, и потому-то русские иконы так часто темны и мрачны. Потому что можно было только копировать работы предшественников, не отступая от канона, а те иконы давно потемнели от времени и потрескались.
В XVII веке страна, раздираемая многочисленными потрясениями — Смутным временем и сменой правящей династии, — ощутила снижение влияния церкви на светскую жизнь. При Оружейной палате даже появилась специальная живописная мастерская, работники которой занимались написанием парсун.
Парсуны были двух видов:
1. Надгробные портреты
Сразу вспоминаются древние фаюмские портреты, правда? Да, у нас в России тоже создавались надгробные портреты, и, судя по всему, именно они стали первыми массовыми работами в жанре портретного искусства. Портреты царей при этом располагались "при гробех", в Архангельском соборе.
2. Светская живопись
Здесь в качестве примера хочу привести любопытную историю. Эта работа была подарена царем Федором Алексеевичем в 1676 году датскому королю Кристиану V (через посла Фридриха фон Габеля). Долгие годы подарок в их каталогах значился как "голова старика, нарисованная в московском стиле", и только в XIX веке подарок был исследован, и искусствоведы с историками пришли к выводу, что это единственный сохранившийся прижизненный портрет Ивана IV. Хотя параллельно существует версия, что это гораздо более поздняя стилизация.
Парсуна до сих пор находится в Дании, ее можно увидеть в Национальном музее Копенгагена и в наши дни.
Как можно увидеть на примерах выше, парсуна являла собой некий переходный этап между иконой и теми портретами, которые мы привыкли видеть начиная с эпохи Петра Великого.
Сначала парсуны и писались так же, как иконы: яичной темперой на липовой доске. Со второй половины XVII века появились холсты и масляные краски. В числе характерных особенностей стоит отметить плоскостное изображение, свойственное и иконам, при этом точное соответствие черт портрета своему оригиналу весьма условно. Зато обязательно присутствует атрибутика власти: богатые одежды и регалии. А еще из иконописи на эти портреты перекочевали надписи, идентифицирующие изображение.
Давайте еще порассматриваем старинные парсуны.
В завершение отмечу, что имена авторов каждой конкретной парсуны нам неизвестны, тогда не было принято подписывать свои работы. Хотя история сохранила несколько имен тех, кто писал портреты в мастерской Оружейной палаты — Симон Ушаков (который считался тогда лучшим иконописцем Москвы, жил он в 1626-1686 гг.), Федор Юрьев, Иван Безмин, Иван Максимов, Дмитрий Львов и другие.
На этом, пожалуй, всё. Благодарю за внимание и заходите в ТГ-канал, чтобы не пропускать новые публикации.