Найти тему

Электрика нашего каравана: от идеи до реализации

Настало время поделиться с вами, дорогие друзья, электросистемой нашего каравана, которую нам в итоге пришлось налаживать.
Дело в том, что во время первой нашей поездки выяснилось, что 12-вольтовая ее часть не работает о слова "совсем".
Умирающий от тяжелой жизни аккумулятор отказался работать, из чего, в свою очередь, последовало отсутствие отопления и работы прочих потребителей данной части электросистемы.
Сразу оговорюсь, что дело это для меня новое, поэтому пришлось некоторое время читать/смотреть эти ваши тырнеты, дабы разобраться и понять принципы построения таких электросистем хотя бы на бытовом уровне.
Все оказалось совсем не страшно, хоть и со своими нюансами, о чем пойдет речь далее.
Для начала хотелось бы сказать, о важности для нас с вами - караванеров этой части электросистемы.
Ведь именно она совместно с газовой обеспечивает автономность наших мобильных жилищ и позволяет наслаждаться красотой и уединением стоянок в диких местах.
Из этого следует еще одно важное, по крайней мере, для нашей семьи требование, а именно: работа в автономном режиме сети 220 В.
На основе накопленных знаний, перенятого из разных ютьюбов многовекового опыта матерых ванлайферов, а также собственного разумения была составлена следующая схема:

Схема электросети нашего каравана. То, что имеем по итогу
Схема электросети нашего каравана. То, что имеем по итогу

Исходя из этой схемы, сформировали следующий список покупок:
1. LiFePO4 аккумулятор емкостью ок. 200 Ач. Сердце системы; малый вес при большой емкости. Заказать решено было готовую сборку на известной китайской площадке
2. Солнечные панели (СП). Хотели 6 шт. по 150Вт (СП большей мощности не влезали по габаритам). Остановились для начала на 3 шт. Панели рабочим напряжением 24 В. с последовательным соединением для уменьшения потерь на линии.
3. Контроллер СП MPPT-типа. С запасом по мощности для возможности расширения системы при необходимости.
4. Инвертор. Как говорил выше, для работы большинства не слишком мощных потребителей при автономной стоянке. Хотя бы на 2,5 кВт номинальной нагрузки


Далее - то, что нужно для монтажа и наладки работы, а именно:
- Кабель для соединения панелей и ввода их в салон. Выбор пал на кабель типоразмера 12 AWG в силиконовой изоляции. Гибкий и термостойкий (до 200 градусов, если не изменяет память). Красный и черный по 5 метров. Заказан из Китая
- Кабель сечением 70 кв. мм., а также наконечники к нему. Для соединения аккумулятора и инвертора. Заказан 1 метр на Озоне, разделен пополам, обжат "по феншую" у парня с Авито.
- Кронштейны для установки панелей, а также разъемы МС4 для соединения заказаны из Китая
- Колбаса гибридного МС-полимерного клея-герметика и пистолет для нее. Клей куплен в профильном магазине.
- Автомат постоянного тока на ввод панелей для их отключения от сети при демонтаже аккумулятора. Дело в том, что контроллер панелей без аккумулятора при подключенных панелей может перегореть. Нашелся на Озоне
- Автомат на отдельный ввод электричества от инвертора. Схема разделения внешнего питания и питания от инвертора дана ниже.
- Обычный кабель 2,5 кв. мм. для ввода инвертора в сеть 220 В каравана. Был в хозяйстве.
- Прочая мелочь, которая либо была в наличии, либо при отсутствии покупалась путем отбега в ближайший хозмаг.


Так как планирование всего этого дела началось еще в январе 2023 г., т.е. месяца за четыре до начала сезона, то все дела были заблаговременно заказаны из Китая.
По поступлении всех заказов купили солнечные панели, а также все, что планировалось приобрести на родине (Озон, ВсеИнструменты).
Прицеп пригнал во двор, благо, место есть.
За первый день смонтировал панели (
статью об их установке можно почитать здесь).
На следующий день приступил к внутрянке.
Через старые отверстия с использованием гермоввода завел кабель от панелей в дом.
В разрыв кабелей поставил автомат для ручного отключения при снятии аккумулятора.

Ввод кабелей от солнечных панелей. Автомат в разрыв для физического отключения
Ввод кабелей от солнечных панелей. Автомат в разрыв для физического отключения

Далее смонтировал и соединил друг с другом все оборудование: контроллер, аккумулятор и инвертор.

В вещевом шкафу, где до этого уже стоял вводный автомат внешнего источника 220 В, смонтировал новую коробку и развел автоматы на раздельный ввод от внешней сети и инвертора.
Схема подключения дана ниже.

Алгоритм следующий: подключаем кабель от внешней сети, выключаем инвертор, выключаем автомат от инвертора, включаем автомат от внешней сети.
Такая схема позволяет вручную переключать источник электричества 220 В.
Например, в дороге штатный холодильник работает от 220 В через инвертор, что позволяет закупиться заблаговременно и довезти продукты до места стоянки в целости и сохранности.
В самом конце был проложен обычный кабель сечением 2,5 кв. мм. от инвертора к автомату в шкафу.
К слову, к инвертору кабель подключен через обычную вилку, чтобы ничего не "мудрить".

Инвертор подключен кабелем с вилкой
Инвертор подключен кабелем с вилкой

Настало время полевых дворовых испытаний.
Включаем панели, включаем нужный автомат в шкафу (тот, что подключает инвертор), включаем сам инвертор.
И вуаля - всё завелось:
- Холодильник в режиме 220 В заработал
- Панели работают, напряжение ок. 75 В
- Потребители 12 В также все работают

Результаты реальных испытаний в путешествиях (Абунафест на автономке, летняя поездка на море в августе 2023):
- Все работает, как и задумывалось
- Трех солнечных панелей достаточно, аккумулятор почти не разряжается
- Микроволновая печь потребляемой мощностью 900 Вт в автономке работает нормально
- Холодильник в дороге, длительность которой достигала 5-6 часов, аккумулятор не посадил - панели успевают его заряжать
- При включении от инвертора кондиционера аккумулятор отключается - думаю, BMS уходит в защиту, приходится отсоединять от него все потребители, чтобы он заработал опять

К доработке на следующий сезон - установка стабилизатора напряжение, дабы избежать повреждений сложной электроники - например, платы управления холодильником - при скачках напряжения там, где оно нестабильно.

На этом, пожалуй, всё по этой теме.
При возникновении вопросов – пишите в
наш Телеграм.

Благодарим за внимание!