В специальную группу для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) попадают дети не только с нарушениями звукопроизношения, но и с общим недоразвитием речи (ОНР).
Одним из показателей ОНР является несформированность грамматического строя речи, которое характеризуется многочисленными ошибками в словообразовании и словоизменении.
Данное занятие помогает закрепить навыки словообразования имен прилагательных (образование относительных прилагательных).
Занятие можно включить в цикл занятий по формированию грамматического строя речи, а можно использовать отдельные его элементы во время проведения занятий по лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Одежда», «Посуда».
Цель занятия: совершенствовать навыки словообразования у старших дошкольников, учить образовывать относительные прилагательные с опорой на предметные картинки и без них; упражнять в практическом употреблении относительных прилагательных
Задачи занятия:
· развивать умение образовывать относительные имена прилагательные суффиксальным способом с опорой на предметные картинки и без них;
· совершенствовать умение согласовывать относительные прилагательные с существительными в числе и роде;
· совершенствовать умение включать в предложения относительные имена прилагательные.
Ход занятия
Оргмомент. (Мобилизация внимания. Речевая разминка, в виде игры «Нет это не так»)
У-Д. Я буду говорить предложения, а если они не правильные, то вы должны сказать «нет, это не так» и повторить предложение правильно:
Во фруктах нет витаминов.
Конфеты очень горькие.
Супы есть вредно.
Молоко пить вредно
Варенье делают из шишек?
Сладкоежки не любят сладкое?
У-Д. А вы ребята знаете кто такие сладкоежки? (Ответы детей.)
А кто самый главный сладкоежка? (Дети рассуждают, свободно высказываются.)
Я предлагаю вам узнать его по словам, которые он сам о себе говорил (Я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил)
Ну что узнали? А ведь Карлсон где-то здесь. (Дети осматривают кабинет.)
Сюрпризный момент: Игрушка Карлсон сидит на шкафу. Учитель-дефектолог просит его спуститься вниз.
Основная часть.
У-Д. Ребята, а Карлсон пришел к нам не просто так. Он нам что-то принес в своей волшебной корзинке.
Вчера бабушка прислала ему много-много варенья. Но он не знает, какое это варенье. Поможем ему?
Достает из корзинки баночки, на которых приклеены наклейки с изображением разных фруктов и ягод. Показывает банку с вареньем и просит детей ответить, какое варенье, если оно:
· из клюквы,
· из брусники,
· из абрикосов и т. п.
У-Д. Ребята, Карлсон сказал мне на ухо, что его друг Малыш приглашает нас на день рождения. Ну что, пойдем? Но без подарка в гости идти нельзя. Давайте из волшебного мешочка достанем подарки.
(Дети достают игрушки — бумажный кораблик, резиновый мячик, металлическая машинка, пластмассовая пирамидка, деревянная матрешка, стеклянные шарики).
У-Д. Что ты подаришь Малышу?
(Я подарю Малышу бумажный кораблик. Если ребенок затрудняется сразу сказать относительное прилагательное, то учитель дефектолог помогает ему наводящими вопросами. Например, машинка сделана из металла, значит она какая?)
У-Д. Подарки у нас есть, тогда отправляемся в гости к Малышу.
Мы шли, шли, шли
И на улицу пришли,
На ней домики нашли.
У-Д. Посмотрите на улице стоят дома. Дома построены из разных материалов. Как мы назовем дом, который построен из кирпича?
· из блоков
· из камня
· из панелей
· из дерева.
Вы молодцы, правильно назвали все дома, но нам надо идти дальше.
И дальше пошли.
Мы шли, шли, шли
И к дому Малыша пришли.
У-Д. Вот мы в домике Малыша. (Учитель-дефектолог демонстрирует куклу Малыша). Посмотрите, как красиво накрыла стол мама Малыша.
У-Д. Ребята, какие блюдца? Какие ложки? Какой поднос? И т.д.
У-Д. Мама малыша приготовила для вас угощения. У вас на блюдцах лежат изображения пирожка, тефтельки, конфеты, салатника (салат), стакана (сок), мороженого, йогурта, пирожного.
Разложите эти картинки перед собой (по 3—4 у каждого ребенка). А теперь из другого блюдца возьмите картинки с изображениями мясо, курицы, рыбы, различных овощей, фруктов и ягод и разложите эти картинки на те, которые уже лежат перед вами.
(Например: на салатник положи свеклу, значит ты ел свекольный салат, на тефтельку — курицу, значит ты угощался куриной тефтелькой и т.д.)
У-Д. Скажи, чем ты угощался? (Например: Я ел мясную тефтельку, морковный салат, вишневый пирожок и пил апельсиновый сок).
Развитие артикуляционной моторики.
Мы самоваром пыхтим, что есть мочи (Надуть щеки, выпустить воздух через рот).
Блюдца поставим — положат блины нам (Упражнение «Лопаточка»).
Дуем на блинчик — не в щеки, не мимо (Упражнение «Подуем на лопаточку»).
Блинчик жуем, завернем и прикусим (Упражнение «Катушка»).
Блинчик с вареньем малиновым вкусным (Упражнение «Вкусное варенье»).
Чашки поставим, чтоб чаю налили (Упражнение «Чашечка»).
На нос подули — мы чай остудили (Упражнение «Фокус»).
Вкусно угощенье — мы губки оближем (Облизать губы по часовой стрелке).
У-Д. Ребята, Карлсон любит не только вкусно покушать, но еще он очень любит играть. И сейчас вместе с Малышом и Карлсоном мы поиграем в игру «Спрячусь под колпачком».
Я раздам вам колпачки и скажу из какого материала они сделаны. Этот колпачок из шелка, этот из меха (кожи, шерсти, ситца и т.д.).
Сейчас мы завяжем Малышу глаза, и он будет вас ловить. Тот, кого словит Малыш, должен сказать под каким колпачком он спрячется. Если ответ будет правильным, то ты можешь продолжить игру, если нет — тогда тебе придется сесть на стульчик.
(Например: У меня колпачок из шелка. Я спрячусь под шелковым колпачком).
Если ребенок ошибся и никак не может дать правильный ответ, можно спросить другого ребенка.
Развитие объёма кратковременной памяти.
Игра «Какую конфетку спрятал Карлсон»
У-Д. Ребята, посмотрите, на столе лежат конфетки. На каждой конфетке нарисовано, с какой она начинкой. (Учитель-дефектолог выкладывает на стол конфетки, вырезанные из картона)
У-Д. Посмотрите внимательно на конфеты и скажите, какая в них начинка?
А теперь закройте глаза, а Карлсон спрячет одну конфетку. Какая конфетка исчезла? (клубничная, абрикосовая, сливовая, яблочная, грушевая, малиновая, лимонная, апельсиновая) (2—3 раза).
Итог коррекционного занятия
У-Д. Ребята, погостили мы у Малыша, но и нам пора возвращаться обратно. Давайте попрощаемся с Малышом и Карлсоном и пойдем в детский сад.
Мы шли, шли, шли
От Малыша ушли.
Через улицу прошли
И в детский сад пришли.
У-Д. Где мы побывали? Что мы там делали? А теперь, если тебе понравилось в гостях у Малыша, возьми из вазочки красную конфетку, а если не понравилось — тогда возьми синюю конфетку?