Если бы в следующее утро Степе Лиходееву сказали бы так: «Степа! Тебя расстреляют, если ты сию минуту не встанешь!» – Степа ответил бы томным, чуть слышным голосом: «Расстреливайте, делайте со мною, что хотите, но я не встану».
«Мастер и Маргарита» / М.А. Булгаков
О, да… Как же Алинчику не хотелось подниматься с кровати – так бы и лежать морским котиком-бегемотиком с четверга по воскресенье и не ведать, что там в комментариях под статьями пишут. Государственные праздники бесцеремонно накрывают ненавидимый автором мегаполис, развращают прокрастинацией. Однако совесть просит довершить нехорошую рецензию одной только частью: «Минусы! Минусы! Основные минусы премьеры 2024 года». К рассмотрению в очередной раз предлагается фильм Михаила Локшина «Мастер и Маргарита». Достоинства были предъявлены в первой части, время обсудить недостатки.
Латунские, наш выход!
1. Холодная Марго ❄🧊
«У нее была страсть ко всем людям, которые делают что‑либо первоклассно...»
Помнится, когда в старших классах я готовилась к ЕГЭ, мы поднимали в сочинениях множество вопросов, в частности, такой: можно ли считать Маргариту новым женским образом в русской литературе? Отвечать прямо и однозначно не следует – каждый из нас должен был подойти к проблеме с разных точек зрения. Несчастна как Анна Каренина, свободолюбива как Рада, верна любви как Сонечка Ростова, таинственна как Олеся, а вместе с тем неподражаема, резка, смиренна, тактична, милосердна и безжалостна. Зло и благо подхватывают обе руки Марго и медленно ведут красавицу к бесконечному счастью в тишине и любви. Это самое счастье, пусть выстраданное и загробное, этот особый путь к нему уж точно нельзя ставить в сравнение с какой-либо литературной предшественницей Маргариты.
К чему это я? Вероятно, к тому, что наша героиня не только своеобразна, но и динамична. Тут мы, господа, подходим к самому печальному – в экранизации (ныне второй свежести) игра Юлии Снигирь меня немного расстроила. Лично я не усмотрела разницы между несчастной женщиной, скучающей в золотой клетке, и королевой бала – стойкой и горячей. По мере развития действия, муза Мастера оставляла за собой сдержанность, которую следовало оставить в той прошлой жизни, подчинённой правилам и традициям. Тот самый глаз, который должен слегка косить и напоминать о дьявольском её начале, так и не появился в образе Снигирь. Не проступил и ведьминский кураж, не раздалось восклицание «Воланд! Великий Воланд!».
Здесь вынуждена констатировать: премия за лучшее изображение «тёмной Маргариты» уходит Ковальчук.
2. Увы, не для всех…
В первой части я уже похвалила режиссёра за смелость, за нестандартный подход к изображению многих сцен. Пришло время и пожурить. Экранизация получилась яркой, сумбурной, с элементами готики и гротеска. Авторы и впрямь не поскупились на эстетику! Тем печальнее осознавать, что нарушение хронологии, спонтанность и перепрыгивание с одного персонажа на другого автоматически снижают количество потенциальных зрителей.
Культ произведения отнюдь не гарантирует ознакомления с текстом. Все ли, кто хоть раз видел фильм Сергея Бондарчука, добросовестно прочли роман-эпопею «Война и мир»? Я штудировала книгу дважды ещё до поступления на филфак, но не думаю, что люди иной направленности готовы тратить своё время на приключения Болконских, Ростовых и Безухова. Это ни в коем случае не упрек в сторону технарей и не обобщение. Скорее, повод задуматься – стоило ли Локшину отходить от фабулы и так часто менять ракурс повествования? Вынуждена предупредить тех, кто только намеревается посмотреть фильм по роману. Местами в новой версии «Мастера и Маргариты» будет сложно разобраться. Даже книжным червям!
3. Верните Филипенко😥
«А кто это?» – шёпотом спросила меня мама на сорок пятой минуте. Отвечаю: «Азазелло». На премьере я была уже второй раз – до этого имела честь сходить в кино с приятелями. К сожалению, повторный просмотр любовь к Алексею Розину во мне не пробудил. Потому озадаченность мамы мне была предельно ясна. Нет, ну действительно, разве это Азазелло?
«Маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно‑рыжий...» – даже если мы с тяжёлым сердце опустим портретный замысел Булгакова, то согласиться с характером нового Азазелло мы (ладно, я) не сможем. Не в пользу Розина сыграла и моя любовь к Александру Филипенко. В 2005-ом он уже показал всему миру, каким именно должен быть приспешник Воланда.
Экранизация Локшина намеренно ли, случайно ли предложила Азазелло место в тени господина Коровьева. Кстати, именно Коровьев в новой версии пришелся зрителям не по вкусу. Многие усмотрели в Колокольникове Джокера. Да, сходство имеется, но меня оно не смутило.
«На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный же пиджачок... Гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая...»
«Мастер и Маргарита» / М.А. Булгаков
Коровьев обязан быть неряхой и шутником, обязан привлекать внимание и действовать на нервы. Но столь яркий герой не оправдывает суровое решение режиссёра: в фильме экранное время Азазелло сократили до предела! Если уж авторы в чём-то и провинились, то, в первую очередь, в том, что сделали из моего любимого персонажа какого-то непривлекательного бандюгу, чтобы лишний раз показать харизматичного Коровьева. В этом разделе у меня всё.
4. Маловаты габариты!
Кот-Бегемот разочаровал многих ещё до премьерного показа. В качестве обвинения пользователи предъявляли текст романа.
«...кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами...»
«Мастер и Маргарита» / М.А. Булгаков
Мало того, что про галстук и превращения забыли, так ещё и посмели сделать из упитанного грубияна гибкого мейн-куна! С графикой спорили, с режиссурой, но только не с озвучкой. Здесь отдельное спасибо Юрию Борисову. На мой взгляд, один из лучших российских актёров в своей возрастной категории.
Но речь не о голосе кота, а о его визуальном воплощении. Согласна, не каноническое изображение получилось. Но и в версии Бортко был представлен далеко не идеальный Бегемот: пушистый костюмчик (по понятным причинам) не давал зрителю эстетического наслаждения. К слову, я более чем уверена, что передать облик нечисти на экране по-прежнему невозможно. Технологии не добавляю мистики, а, напротив, гасят её природу. А ежели человек надумает играть кота, роман Булгакова станет походить на детский мюзикл.
Потому-то я и отнеслась к брату меньшему снисходительно. В любой версии уж как получилось ввести когтистое существо, так и слава Воланду. Другое дело Иешуа... Маленький, невзрачный. Настолько невзрачный и незаметный, что даже кадры с ним найти трудно! Сложно представить такого человека мессией, духовным наставником, за которым в путь-дорогу отправятся добрые ученики. Быть может, видение режиссёра, быть может, я не права. Решайте сами😊
5. Краткий пересказ
Недочёты сериала 2005-го года – отдельная тема для дискуссии. Однако сам формат, который предложил Бортко для экранизации романа, подходит «Мастеру и Маргарите» как нельзя лучше. Ну не уместить всю красоту, все диалоги и сюжетные повороты в одно художественное кинопроизведение!
В защиту Локшина: режиссёр старательно выбирал моменты для описаний из книги, пытался охватить всё и сразу, совмещал несколько эпизодов для экономии времени. Но всё это не спасло фильм от частичного пересказа. Как результат мы имеем фильм-изложение, навеянный театром абсурда. В целом, получилась картина хорошей. Смотреть приятно, не скучно, почти все актёры показали высокий уровень игры. Но не следует думать, что данная экранизация в полной мере передает дух и замысел романа. Локшин прибегает к поэтике "чужого сюжета", берёт М.А. Булгакова для вдохновения, а не для буквального перевода. В своё время подобное проделывал и мой любимый Григорий Горин с рассказами о Мюнхгаузене, с повестью А.К. Толстого о Графе Калиостро, с приключениями Гулливера и прочими бриллиантами мировой литературы. Сдаётся мне, никто тогда не жаловался.
Давайте же и в наши дни не станем спешить с обвинениями и помидорами в адрес съемочной группы. По мне так новая экранизация вышла очень достойной. Сегодня я могу только поставить свой балл творению Михаила Арнольдовича. Ну а предсказать судьбу этой картины сможет только век грядущий. Мяу!
В Е Р Д И К Т: 8/10
Ваш Алинчик
Закончила! И даже без подсолнечного масла😁