Найти тему
Домик у Оки

Пешком в детство.

Оглавление

Памяти моей бабушки..

Есть в Пензенской области село Канаевка. Большое село, живое. По сей день нет в нём признаков упадка, разрухи. Живёт село, пусть и не легко, но живёт!

Расположилось оно в пойме реки Суры. Берёзовые рощи за селом прорезаны глубокими оврагами, в которых летом можно собрать отличный урожай луговой или, как ещё говорят, овражной клубники.

На роднике чистейшая вода.
На роднике чистейшая вода.

В овраг за клубникой
В овраг за клубникой

Храм в Канаевке
Храм в Канаевке

Канаевка - родина моих предков. Там прожили свою жизнь мои бабушка и дедушка. И их родители тоже там жили, женились, растили детей,трудились и там же похоронены.

Прабабушка и прадедушка с сыном и внуком.
Прабабушка и прадедушка с сыном и внуком.

Это село моего детства. Оно славится своим уникальным хором и неповторимым народным костюмом. Увидев его хоть раз, запомнишь на всю жизнь, и где бы ты ни был, в какую бы сторону ни поехал — канаевский женский наряд никогда не перепутаешь ни с каким другим в России.

Я ещё застала то время, когда по селу ходили женщины в красных нарядах, многоярусные бусы, платки на голове, мудрёно повязанные. Не на праздник, а в обычной повседневной жизни. Теперь портреты этих женщин можно увидеть лишь на фотографиях местного погоста. Но в память это врезалось навсегда.

Канаевский костюм. Кроме уникального костюма его обладательницы имеют приличный багаж песен, напевок, страданий именно этой местности.
Канаевский костюм. Кроме уникального костюма его обладательницы имеют приличный багаж песен, напевок, страданий именно этой местности.

-6

В Пензенской области вообще много национальностей. Коренной народ - мордва. О встрече с уникальными представителями этого народа я рассказывала в этой статье:

А ещё Канаевка популярна

среди рыбаков. Почему то именно в районе этого села самая удачная рыбалка на реке Суре. Без улова точно не вернёшься!

Там проводила я все школьные каникулы. Упивалась свободой, была предоставлена сама себе.

Сегодня день памяти моей бабушки, Ваняшевой Екатерины Дмитриевны, моего большого друга. Иначе я не могу назвать бабушку. Мы всегда были с ней на одной волне.

Екатерина Дмитриевна. На заднем плане видна швейная машинка. Бабушка подрабатывала шитьем на заказ.
Екатерина Дмитриевна. На заднем плане видна швейная машинка. Бабушка подрабатывала шитьем на заказ.

Бабушка всю жизнь проработала педагогом, сначала в школе учителем начальных классов и труда, а уже будучи на пенсии, ещё 10 лет работала воспитателем в детском саду.

1945?
1945?

В далёком 1942 году была призвана на фронт, прошла обучение в школе радистов и до Победы находилась на Кавказском фронте. До самой ее кончины в 2002 году мы собирались у ней в доме на день Победы и слушали её рассказы о войне, молодости, работе. Она, конечно, человек была не слишком разговорчивый и очень смущалась от повышенного к ней внимания.

А тогда, в далёком моем детстве мы с ней и в огонь и в воду. Хоть пешком на базар за козой в соседний городок Сурск, хоть сено косить и укладывать в стога.

Помню, как после покоса случилась у меня сенная лихорадка. Лет 12 мне тогда было. Вечером поднялась высокая температура. Дальше хуже, я была уже без сознания. Утром очнулась я в Канаевской сельской больнице. Оказывается, бабушка несла меня до больницы на руках. Как удалось этой хрупкой, худенькой, немолодой женщине, пронести подростка два километра, не понимаю. Когда то, во время войны приходилось носить рацию, которая весила сорок килограмм. Наверное, закалка военных лет не позволяла быть слабой и после войны.

В 42-м
В 42-м
Моя бабулечка. Такая молодая.
Моя бабулечка. Такая молодая.

Не раз вспоминалось мне стихотворение Юлии Друниной

Запас прочности

До сих пор не совсем понимаю,

Как же я, и худа, и мала,

Сквозь пожары к победному Маю

В кирзачах стопудовых дошла.

И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?..

Что гадать! — Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Вспоминается мне старый дом на улице Пристанционной, заброшенный сад, разросшаяся малина. Старые яблони не осиляют держать на себе яблочный урожай.

Бабушкин дом в селе Канаевке
Бабушкин дом в селе Канаевке

-12

Во дворе куры следуют за важным петухом. Коза появилась позже, а то всё коровы были. Утром бабушка в стадо гнала корову, а вечером её привести была моя обязанность.

Рацион у нас был скромный. Особо наготавливать тогда было не принято. Основная еда пироги с молоком, пшенная каша. А толченая ягода, клубника или малина с молоком, это уж лакомство так лакомство.

Но с наступлением осени я вынуждена была возвращаться домой и все наши деревенские приключения оставались лишь в моей памяти. Как теперь и всё моё житье-бытье с моей дорогой бабулей!

Несколько лет назад написала я стихотворение, посвященное этим драгоценным дням, проведенным с бабушкой.

Жара.

Когда то здесь кипела жизнь.

И я здесь утро начинала.

Едва затеплится восход

Бабуля раненько вставала.

Гнала корову со двора.

А дел то много, не управить.

А я всё сплю и петухи

Уже устали будоражить

Мои изнеженные сны.

Жара! Жара! Уже жара!

Кричат они, вставать пора!

Бабули нет, я в огород

С литровой кружкой и в малину.

Наелась вдоволь и вперёд.

Такой вот завтрак витаминный.

И целый день село моё

Везде сверкают мои пятки

Жара, жара, опять жара!

Проходит лето без оглядки!

И год, и два, и пять прошло.

Уже в малине мои дети.

Коровы нет уже давно.

Не так поют уже и Пети.

Проходит всё, такой закон.

Лишь голоса моих мечтаний

Ещё тревожат летний сон

Ещё всплывает старый дом

Из череды воспоминаний.

Жара , жара, уже жара!

Теперь и нам стареть пора!