Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"ТАСС уполномочен заявить…" (СССР, 1984), "Табачный капитан" (СССР, 1972), "Строговы" (СССР, 1976): "за" и "против"

Строговы. СССР, 1976. Режиссер Владимир Венгеров. Сценаристы: Владимир Венгеров, Георгий Марков, Эдуард Шим (по роману Георгия Маркова). Актеры: Борис Борисов, Людмила Зайцева, Герман Новиков, Сергей Медведский, Людмила Аринина, Валерий Баринов, Майя Булгакова, Виктор Павлов, Рита Гладунко, Леонид Неведомский, Александр Хочинский, Людмила Гурченко, Борис Чирков, Игорь Дмитриев и др. Премьера на ТВ: 10 февраля 1976.

Режиссер Владимир Венгеров (1920—1997) получил известность фильмами «Кортик» (1954), «Балтийское небо» (1961) и «Рабочий поселок» (1965). Сериал «Строговы» также входит в число его наиболее популярных фильмов.

Официозная кинокритика однозначно поддержала «Строговых», обращая внимание читателей, что этот «телефильм … был впервые показан накануне XXV съезда партии. И это понятно: роман в основе содержит ту «Связь времен», которая отчетливо и емко позволяет выявить традиции революции в делах, ставших повседневностью 70-х годов. … Владимиру Венгерову удалось создать образ революционной массы… И образ партии возникнет затем в ткани повествования, как живой и художественный образ, тема партии будет трактована как исторически необходимая народу сила, возникшая в его недрах» (Кисунько, 1976: 62, 65).

Сегодня у «Строговых» гораздо меньше поклонников, чем у иных советских сериалов аналогичного свойства («Тени исчезают в полдень», «Вечный зов»), но их все же немало, особенно среди зрителей старшего поколения:

«Вновь пересматриваю фильм Строговы. Очень нравится, по фильму можно изучать историю (не выдуманную, а именно реальную…). Смотрится, конечно, тяжеловато, если сравнивать с "Вечным зовом" и "Тени исчезают в полдень" (мною любимыми), но все равно интересно. Конечно, с первого раза не все понятно, но пересматривая, уже входишь в суть окончательно… Смотреть фильм надо, это наша история!» (Ира).

«Шикарный фильм. Просто бальзам на душу, кино вне времени. Теперь уж так не снимают, а очень жаль. Великолепные актёры, игра, режиссура, антураж... Основная поднятая тема, полагаю в нынешнее беспринципное время близкая многим. И какое— то светлое чувство в глубине души, что— то вроде надежды» (Стил).

Киновед Александр Федоров

-2

Табачный капитан. СССР, 1972. Режиссер Игорь Усов. Сценарист Владимир Воробьёв (по мотивам одноименной комедии Н. Адуева). Актеры: Владлен Давыдов, Наталья Фатеева, Николай Трофимов, Сергей Филиппов, Людмила Гурченко, Георгий Вицин и др. Премьера на ТВ: 31 декабря 1972.

Режиссер Игорь Усов (1928—1990) поставил 11 фильмов, в основном – развлекательных жанров. Музкомедия «Табачный капитан» — одна из самых известных его работ.

Поклонников у «Табачного капитана» и сейчас немало, хотя некоторые зрители до сих пор спорят, кому из актеров удались (или не удались) роли в этом фильме:

«Всегда смотрю с удовольствием эту музыкальную комедию из петровских времен. Актерский состав тут в целом замечательный, и музыка Цветкова очень запоминающаяся, диалоги и тексты песен остроумные. Снят фильм в декорациях, но выглядит вполне кинематографично, не производит ощущения театральщины. Только Фатеева мне тоже здесь не очень нравится. Слишком взрослая для юной девушки, кажется, что типаж не очень подходит» (Б. Нежданов).

«Интересное действо, вроде и фильм, но и музыкальный спектакль в нарочито простых декорациях, да ещё и с мультипликацией немножко. Актёры, независимо от качества своих музыкальных и танцевальных способностей, полновесно участвовали в номерах» (Каменоградский).

«Замечательный фильм. Наталья Фатеева — очень талантливая актриса. Например, Гурченко не может освободиться от эстрадного жанра… У Фатеевой нет этого недостатка. Во всех своих ролях она живёт в них, в том числе и в этой роли» (Халов).

«Когда вижу в телепрограмме этот фильм, с огромным удовольствием смотрю. Как бесподобно хороша красавица Фатеева» (Карцев).

Киновед Александр Федоров

-3

ТАСС уполномочен заявить… СССР, 1984. Режиссер Владимир Фокин. Сценарист Юлиан Семёнов (по собственной повести). Актеры: Вячеслав Тихонов, Юрий Соломин, Николай Засухин, Вахтанг Кикабидзе, Алексей Петренко, Эльвира Зубкова, Леонид Куравлёв, Борис Клюев, Николай Скоробогатов, Георгий Юматов, Ивар Калныньш, Михаил Глузский, Ирина Алфёрова, Владлен Давыдов, Георгий Тейх, Борис Химичев, Леонид Ярмольник, Михаил Жигалов, Эдуард Марцевич, Лембит Ульфсак, Валентина Титова, Вацлав Дворжецкий и др. Премьера на ТВ: 30 июля 1984.

Режиссер Владимир Фокин за свою творческую карьеру поставил десять фильмов, среди которых были и такие известные работы, как «Александр Маленький» (1981) и «ТАСС уполномочен заявить…» (1984), однако, самой его популярной у зрителей работой был и остается «Сыщик» (1980).

В этом политическом детективе авторы явно использовали «17-ти мгновенный» имидж Вячеслава Тихонова, хотя в сериале было занято немало других известных актеров. В целом «ТАСС уполномочен заявить…» был выдержан в строгом идеологическом ключе киноконфронтации нового витка «холодной войны», что, впрочем, ничуть не мешает многим современным зрителям еще и еще раз пересматривать эту ленту:

«Фильм, безусловно, очень правильный и заангажированный, но сделан профессионально, и поэтому смотрится с большим интересом. Приятно следить на идеологическим поединком с такими умными и красивыми противниками… Очень милая Алферова, замечательные эпизоды бесед Константинова с ее подругами. В общем, удивительно как для жанра фильма, но все актеры, появляющиеся в кадре в отдельных историях—эпизодах, смотрятся очень органично» (Лика).

«Обожаю фильмы про шпионов! Этот фильм был событием в свое время! Все смотрели и обсуждали! И сейчас я пересматриваю с удовольствием (не поверите — вчера закончила пересматривать!) и опять все захватило – есть, над чем подумать! … Так что фильм именно для любителей поработать мозгами, поразмышлять, а не "пиф—паф"» (Лисистрата).

«Фильм замечательный (как, впрочем, и роман Юлиана Семенова). Впервые я посмотрела этот фильм, когда была еще школьницей. Очень понравился своей необычностью, непохожестью на другие "шпионские" кинокартины, ведь практически весь фильм выстроен на диалогах героев, и как таковых активных действий в нем не очень много. А какие прекрасные актеры играют, настоящие звезды! В наши дни, конечно, этот фильм смотришь уже другими глазами. Но в отличие от современных "стрелялок—догонялок", этот, по-своему, уникальный телефильм хочется пересматривать по несколько раз, хотя бы для того, чтобы еще раз насладиться игрой наших любимых актеров» (Малика).

«Впервые посмотрел фильм еще подростком в 1984 году. Первые впечатления были скорее негативные, фильм показался нудноват, излишне политизирован и тенденциозен. Хорошие "наши" и плохие американцы, эта мысль красной нитью проходила через все десять серий. Однако, с каждым новым просмотром впечатление улучшалось. Сейчас я воспринимаю сериал, как слепок той эпохи, когда в мире было две супердержавы — СССР и США. При всех минусах "развитого социализма" это приятно… Мощное впечатление остается от работы госбезопасности. Зарубежные командировки, любое количество технических средств, документов прикрытия и пр.» (Алексей).

Киновед Александр Федоров