Николай Вавилов. СССР—ФРГ, 1990. Режиссер Александр Прошкин. Сценаристы: Сергей Дяченко, Юрий Арабов, Александр Прошкин. Актеры: Костас Сморигинас, Андрей Мартынов, Ирина Купченко, Богдан Ступка, Сергей Газаров, Георгий Кавтарадзе, Тамара Дегтярёва, Сергей Плотников, Николай Лавров, Ингеборга Дапкунайте, Нина Усатова, Елизавета Никищихина и др. Премьера на ТВ: 7 января 1991.
Этот сериал Александра Прошкина («Михайло Ломоносов», «Холодное лето пятьдесят третьего...» «Русский бунт», «Доктор Живаго» и др.) рассказывает о трагической судьбе ученого—биолога Николая Вавилова, ставшего жертвой сталинских репрессий.
В центре сюжета фильма – непримиримый конфликт между двумя учеными — Николаем Вавиловым (1887—1943) и Трофимом Лысенко (1898—1976), который, собственно, и привел в итоге к гибели первого из них…
Отточенная режиссура Александра Прошкина, замечательная актерская игра Костаса Сморигинаса, Богдана Ступки, Андрея Мартынова и Ирины Купченко, исполнивших главные роли в этом фильме, привлекла к телеэкранам миллионы телезрителей:
«Блестящий фильм… Великолепные актерские работы, совершенно неповторимый Ступка в роли Лысенко… И музыка волшебная. Судьба Вавилова — огромная трагедия, он истинный Джордано Бруно своего времени» (Лика).
«Спустя почти двадцать лет пересмотрел этот фильм. И сейчас он произвел еще более сильное впечатление. Атмосфера эпохи огромных побед и в то же время театра абсурда передана прекрасно! Больше всего поражает в этой чудовищной почти средневековой истории поведение многих советских ученых, отправивших великого Вавилова на смерть. Этому нет ни забвения, ни прощения! Блестящая режиссерская работа Александра Прошкина!» (С. Рокотов).
«Прекраснейший фильм. Замечательный режиссер. Удивительный актерский состав. Особенно приятно было увидеть очень мною любимого актера Андрея Мартынова, в роли Сергея Вавилова. Благодаря волшебной музыке к фильму, еще не видев названия, начала смотреть фильм. Фильм и судьба Вавилова заставляет задуматься о событиях и людях в нашей стране, о том кто мы такие есть сейчас и куда движемся. Фильм не выходит из головы» (Надежда).
«Просто супер! И режиссура, и актеры, и музыка. … Дух сталинской эпохи, пропитывавший подозрительностью и тиранией всю тогдашнюю жизнь, угнетение свободомыслия, без которого нет полноценного развития науки и искусства, люди, превращавшиеся в трусливых приспособленцев и ценимые за это властью (Лысенко — типичный представитель, после потери своего покровителя Сталина "забывший" все свои обвинения против Вавилова), на фоне которых особенно ярко выделялись такие борцы за истину, как Николай Иванович. … Такие люди — истинный цвет нации, даже, наверное — рода человеческого. Судьбы их были трагичны, но они стали светочами силы, крепости духа и мысли для всех нас. Будучи настоящим ученым, генетиком и ботаником (пренебрежительное слово в наше время, истинное значение которого затирается глупым сленгом) Вавилов борется за лучшую жизнь для человечества, пробивая свои идеи растениеводства, игнорируемые лжеучеными. А как смело и точно Вавилов заметил в беседе с сыном, по молодости лет ярко замечавшем ложь и несправедливость, сомневавшимся в том, как вести себя честному человеку — "Жить надо по совести"» (Уралец).
«Смотрел этот фильм когда-то давно по ТВ, сейчас с наслаждением пересмотрел снова. Замечательная работа. Особенно потрясает работа Богдана Ступки в роли Лысенко. Фильмы об учёных вообще снимать трудно — попробуй, расскажи непосвящённому зрителю о сути работы учёного. В 50-е годы у нас много было снято фильмов об учёных, но, когда их смотришь, впечатление такое, что почти все они все снимались по одному сценарию — все наши учёные пламенные революционеры и говорят не обычной человеческой речью, а лозунгами. В 60-е годы появились уже совсем другие фильмы — "Девять дней одного года", "Иду на грозу" — там уже показан учёный — и как учёный, и как человек. А в постсоветский период об учёных появлялись разве лишь фильмы типа "Мой муж гений" о Ландау, где вместо гения предстал сексуально озабоченный дебил. Видимо, считается, что современному зрителю только это и может быть интересно. На этом фоне прекрасно снятый фильм о Вавилове особенно ценен» (Сергас).
Киновед Александр Федоров
О бедном гусаре замолвите слово. СССР, 1980. Режиссер Эльдар Рязанов. Сценаристы: Григорий Горин, Эльдар Рязанов. Актеры: Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Ирина Мазуркевич, Станислав Садальский, Валентин Гафт, Георгий Бурков, Зиновий Гердт, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Владимир Носик, Наталья Гундарева, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова, Валентина Талызина, Григорий Шпигель, Готлиб Ронинсон и др. Премьера на ТВ: 1 января 1981.
Режиссер Эльдар Рязанов (1927–2015) поставил 26 полнометражных игровых фильмов, 15 из которых («Служебный роман», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Гусарская баллада», «Карнавальная ночь», «Девушка без адреса», «Вокзал для двоих», «Старики–разбойники», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Гараж», «Зигзаг удачи», «Совершенно серьёзно», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Дорогая Елена Сергеевна») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент (и это не считая его телехитов – «Ирония судьбы» и «О бедном гусаре замолвите слово»).
Фильм «О бедном гусаре замолвите слово» был полон намеков и иносказаний, в чем всегда был силен драматург Григорий Горин (1940—2000). По цензурным требованиям должность главного отрицательного персонажа (его роль блестяще сыграл Олег Басилашвили) была изменена. Из жандармского офицера он трансформировался в тайного советника…
Сегодняшние зрители воспринимают эту картину неоднозначно. Кому-то она безоговорочно нравится, а кто-то пытается найти в ней те или иные исторические неточности, забывая при этом об условностях жанра трагикомедии…
«За»:
«Это самый умный фильм Рязанова. Он не только о Николаевской России и не о советской эпохе 1970-х. В нем вечные ценности, противостоящие подлости, лизоблюдству, подхалимству. В конце фильма командир говорит о себе: "служил честно, участвовал во всех войнах пулям не кланялся. Перед начальством тоже не сгибался, поэтому в генералы не вышел. Однако сделал истинную для военного карьеру. В Крымскую компанию погиб за Отечество» (Синеман).
«Правдиво показана одна из главных проблем нашего общества, когда народ и чиновничество, якобы представляющее интересы государства, находятся по разные стороны баррикад, и народ постоянно держит оборону. То есть для народа мерзляевы не слуги и не отцы родные, а враги. Подобный расклад, на мой взгляд, опасен для любого общества, в том числе и нашего. Причём, как видим, строй тут абсолютно никакой роли не играет. Это было и при царском режиме, и при советском, и при постсоветском, актуально и в наши дни» (Тарандот).
«Вряд ли стоит искать исторической точности в произведении, которое авторы задумывали как трагикомедию в условном псевдоисторическом антураже с аллюзиями на современность. В определённом смысле тут была и фига в кармане советской власти, демонстрируемая умеренно диссидентствующей творческой интеллигенцией» (Б. Нежданов).
«Против»:
«Первый посредственный фильм Рязанова. Образчик кино на потребу дня. Фильм не выдержал испытания временем. Сейчас, тридцать лет спустя, он смотрится все более серо, невыразительно, банально. Безвозвратно уходит в прошлое вместе со своим временем и все глуше и неразборчивее отзывается в дне сегодняшнем. Этот фильм Рязанова слаб именно из-за поверхностной литературной основы. Лучшие свои фильмы Рязанов снимал в содружестве с Брагинским, по его великолепным сценариям. Как оказалось, именно замечательная драматургия Брагинского была секретом таких хороших фильмов как «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Старики-разбойники», «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Гараж», «Вокзал для двоих». … Интересно, что фильмы Рязанова, снятые без хорошего сценария, не выдерживают критики и с точки зрения постановки. Хорошие актеры не спасают» (Павел).
«Чего, собственно, добивались создатели фильма? Они хотели ударить по поздней советской власти, обличая самодержавие? Ничего оригинального, да и глупо. Причем обличать можно по-разному. Григорий Горин, например, умел в своих лучших вещах прокладывать дорогу от смешного к серьёзному. Здесь же одно с другим никак не связано. Всё равно как если бы подали к столу какую-нибудь селедку с гарниром из шоколадного мороженого. Но ведь и Рязанов не сумел вывести вот эту связь между юмором (иногда очень жестким!) и непростыми проблемами. В более ранних работах такое ему удавалось. Вспомните хоть "Гусарскую балладу" — как легко там делались переходы от комизма к военной героике и обратно! А вот здесь мастеру что-то изменило — то ли чутьё, то ли какие- то авторские приёмы не срабатывали» (К. Сенс).
Киновед Александр Федоров
Обыкновенное чудо. СССР, 1978. Режиссер и сценарист Марк Захаров (по пьесе Евгения Шварца). Актеры: Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Евгения Симонова, Александр Абдулов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин, Андрей Миронов, Всеволод Ларионов и др. Премьера на ТВ: 1 января 1979.
Знаменитый театральный режиссер Марк Захаров (1933—2019) перенес на телеэкран более двух десятков своих театральных постановок. А фильмов (снятых в основном для телевидения) в полном смысле этого слова у него было не так уж много, но почти все они становились событиями культурной жизни («12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Дракон»).
Впервые показанная в первый день нового 1979 года телесказка Марка Захарова «Обыкновенное чудо» сразу же полюбилась миллионам зрителей. Причиной тому был не только талантливая пьеса Евгения Шварца, положенная в основу сценария и блестящий актерский ансамбль, но и оригинальная режиссура, удачно сочетавшая театральные и кинематографические приемы повествования.
Исследователь кинотворчества Марка Захарова Александр Ряпосов пишет, что «кинематографическая композиция захаровского «Обыкновенного чуда» строится на основе трех взаимосвязанных принципов: это, во-первых, логика сочиняемого Волшебником—Хозяином на наших глазах сюжета, …; во-вторых, законы музыкального строения действия; в-третьих, монтажные переходы на основе аттракционов. Режиссер «Обыкновенного чуда» вместе с оператором фильма Николаем Немоляевым создают сложнейшую картину визуальных образов, мелькающих в воображении Волшебника, чтобы зрительно передать спонтанность творческого процесса, происходящего на глазах зрителя. … В картине мира, нарисованной Захаровым в его телефильме, современный человек, включая и самого режиссера, мог обрести опору, помимо любви и товарищества, еще и в творчестве, понимаемом достаточно широко. После «Обыкновенного чуда» сюжет «игры в бога» превратился в метасюжет и самого Марка Анатольевича Захарова. Вариации такого сюжета, по крайней мере, можно обнаружить в последующих его картинах «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви» и, конечно, «Убить дракона» (Ряпосов, 2016: 31, 41).
Зрители XXI века, как правило, относятся к философской телесказке «Обыкновенное чудо» очень тепло, но часть идеологизированной аудитории, напротив, пытается перенести свое неприятие постсоветских политических взглядов Марка Захарова на его творчество в целом, отвергая на этом основании всё, сделанное Мастером в кино и на сцене…
«За»:
«"Обыкновенное чудо" — для меня хороший, добрый, проникновенный фильм. … режиссура Захарова мне по душе: его резкие переходы, не совсем логичные и, казалось бы, нелепые действия актёров... Но в этом мне видится то, что я больше всего люблю в фильмах и книгах — некий скрытый, глубокий смысл, понять который можно только много раз пересмотрев картину, да и то, — опять же, только в том случае, если совпадёт энергетика зрителя и режиссёра» (Анастасия).
«Фильм действительно уникальный, хотя бы даже по подбору актеров. Кого ни возьми, все без исключения — актеры от Бога, выдающиеся личности в своей профессии. Никого не выделишь, все сыграли на 100%. Один взгляд Абдулова, когда он собирается пустить себе пулю в висок на фоне мишени, чего стоит! А ведь он, по сути дела, по-настоящему дебютировал в этой картине и на равных с признанными мастерами кино и театра. Гениальное произведение Евгения Шварца, гениально обработанное Григорием Гориным и гениально воплощенное Марком Захаровым. Прекрасная работа оператора, художника по костюмам. Музыка Геннадия Гладкова к фильму — шедевр! На мой взгляд, один из тех фильмов, где придраться не к чему и не к кому. … Это как раз тот редчайший случай, когда повторная экранизация произведения превосходит оригинал» (Татьяна).
«Против»:
«Признаться, мне вообще не очень нравятся фильмы Захарова, с их "матрешечностью" и "двойным дном а ля фокуснический чемодан". В данном случае Марк Анатольевич, при формальном тождестве с пьесой Шварца, близости монологов и пр., умудрился полностью исказить ее смысл. Сказка Шварца — произведение в первую очередь о любви. Фильм Захарова — очередное унылое самобичевание. Это заметно во всем, и в сюжете, и в героях. … У Захарова король с самых первых кадров выглядит, как откровенный слабак, и если по книге он становится "корольком" в третьем действии, то по фильму он уже был "корольком" изначально. Персонажи из его свиты все до единого стопроцентные холуи и холопы, каждым своим жестом и движением демонстрирующие нам свою слабость и бессилие. … У Шварца Медведь появляется с самого начала пьесы, а у Захарова акцент делается на принцессе, символизирующем там всю светлую часть жизни (не зря же герой Янковского говорит о ней: "необыкновенная" — хотя в пьесе на этом особого упора нет!). Парадоксально, но самым симпатичным героем свиты у Захарова оказывается как раз тот, кто по сюжету Шварца был самым отвратительным — министр-администратор! Случайно ли такое изменение? Нет. Совсем не случайно. Ведь Захаров снимал отнюдь не светлую сказку! Он снимал очередной фильм, бичующий русскую действительность. Именно потому линия Медведя, главная в книге, здесь оказывается вторичной, а внимание уделяется другим персонажам; именно потому эти самые персонажи — типичные представители "чеховского романа": люди, "по капле выдавливающие из себя раба", и тут же "по две капли его в себя принимающие". Именно потому плох не "принц— администратор", который, по сути своей, "честный вор" а те, кто окружают короля! Типичное такое русско-интеллигентское западничество. И случайно ли, что герой Абдулова, спасающий "принцессу" (читай — все хорошее, что еще осталось в нашей жизни), все время скачет на коне в ковбойской шляпе? Повторюсь: смысл произведения Шварца — любовь побеждает все. Смысл фильма Захарова — "ах, какие же мы все отвратительные, пресмыкающиеся, недостойные и слабые холуи и уроды"!» (Лекс).
Киновед Александр Федоров