Найти тему
520 подписчиков

Анализ фильма "Три биборда у Эббинга". Насилие и прощение. Трансформация Анимуса.

(Осторожно, спойлеры!)
Обсуждать фильмы с друзьями вам поможет приложение CinemaFriends (доступно в GooglePlay для смартфонов на платформе android)

(Осторожно, спойлеры!

Билборды

Билборды в начале фильма открывают происходящее в городе:

– Насилие.
Первый билборд: “Изнасилована умирая”.
Насилие в городе было обычным делом, к нему все привыкли. Но тут оно дошло до особо жестоких и извращенных форм. Девушку, кроме прочего, сожгли.

– Безнаказанность.
Второй билборд: “Нет арестов”.
Преступников даже никто не ищет.

– Беззаконие.
Третий билборд: “Как же так?”
Преступников не ищут и никого это не беспокоит, как будто произошедшее – это норма. Как будто закона в городе нет совсем.

– Городом управляет фигура, которая потакает насилию, покрывает насилие, уходит от ответственности.
Обращение на третьем билборде: “Шеф Уиллоуби”.
Вопрос “Как же так?” на билборде не риторический, не в воздух. Это не стенания безутешной матери. Это прямой призыв к ответу конкретного человека, который несет ответственность за безопасность, реализацию закона и справедливости в городе.

Жители города так долго живут в атмосфере насилия и беззакония, что уже не замечают этого, уже и позабыли, что преступления важно расследовать, пресекать, предотвращать, а не способствовать им.

Должно было произойти что-то совсем “из ряда вон”, чтобы люди встрепенулись и подняли головы. И даже в этом случае очнулись не все – множество жителей встали на сторону шефа Уиллоуби: так привычнее, кажется, что так “безопаснее”, да и вообще “он хороший человек”.

Герои

Давайте посмотрим на Шефа Уиллоуби, такой ли он “хороший человек”?

Уильям Уиллоуби, шеф полиции. Изначально производит благоприятное впечатление: хороший семьянин, любит жену и детей, заботится о семье, заботится о своем “подопечном” Диксоне, в котором видит хорошее, вроде бы по-доброму разговаривает с Милдрет, потерявшей дочь.

Но! Его попустительство вредит городу. В Эббинге по сути царит произвол: преступника не ищут, полицейский (Диксон) избивает граждан, а Уилоуби это покрывает.

На вопрос коллеги, почему он не уволит Диксона – ведь тот избил человека, находящегося под стражей, Уиллоуби отвечает “у нас не было ни одного доказательства”. Прячась за маской “хорошего” полицейского, Уиллоуби не гнушается пользоваться “услугами” “плохого” полицейского – Диксона.

Уиллоуби не выносит своего бессилия, беспомощности. И пытается справиться с этим с помощью агрессии, но чужими руками.

Из предсмертной записки мы тоже можем видеть, что Уиллоуби не хочет сталкиваться со своей слабостью и беспомощность. “Не хочу, чтобы ты запомнила мое слабеющее тело”. И тут он тоже прибегает к агрессии. Но в этот раз сам и по отношению к себе.

И как раз в слабость и беспомощность “ткнула” его Милдрет своими билбордами. Здесь, уже не боясь выглядеть слабым перед ней (ведь его уже “раскусили”), он усиливает образ своей слабости и пытается манипулировать Милдрет, вызывая жалость: “Я скоро умру”.

Уиллоуби не только человек, шеф полиции, но еще и “дух” города, символ отца города, отражение Анимуса главной героини. Он слаб и беспомощен, не в контакте со своей силой – из-за чего проявляет агрессию нездоровым образом, совершает насилие – прямо или косвенно (покрывая нарушения закона), своими руками или чужими.

Диксон и бывший муж Милдрет – по сути такие же, но не прячутся за маской порядочности.

Про Диксона мы еще знаем, что он пережил смерть отца и заботится о матери-алкоголичке. При этом на символическом уровне он замещает партнера для матери, она его ревнует.

Диксон не смог вырасти, повзрослеть, принять в себе здоровую мужскую силу. Ему приходится притворяться взрослым и играть чужой роль.

Мидрет, напротив, олицетворяет силу, но тоже в нездоровом проявлении.

Пострадавшая от насилия и предательства мужа, становится “черствой” и циничной, замкнутой, зацикленной на своих проблемах.

В отсутствии психически здорового сильного мужчины берет на себя мужские функции, и тем самым еще больше “кастрирует” символическую мужскую часть.

После смерти дочери испытывает вину. Но не в контакте со своими чувствами, со своей слабостью. Ведь чтобы выжить в том мире, ей нельзя быть слабой и беспомощной, нужно быть “сильной”.

Герой Джеймса (карлик), напротив, олицетворяет слабость. То, что так стараются скрыть в себе другие герои. Когда что-то так старательно вытесняется в психике, оно в конце концов становится явным, порой в гипертрофированной форме.

Как происходит трансформация

В начале фильма Милдрет переворачивает жука, лежащего на спине. Точно так же она переворачивает слабый, нездоровый, Анимус.

Порой достаточно сказать беспределу “нет”, и запустятся исцеляющие процессы. Милдрет говорит публичное “нет” и делает это без проявления насилия, не нарушая законы (об этом явно говорится в эпизоде заключения договора на аренду билбордов).

Исцеление всего города действительно запускается, хотя и с огромным сопротивлением. Но Милдрет преодолевает это сопротивление.

Внутри нас всегда есть фигуры, которые не хотят ничего менять. Есть фигуры, которые поддерживают насилие, потому что сами “склеились” с ним, как будто чувствуют свою силу, ассоциируя себя с чужим насилием. Есть фигуры, которые боятся встретиться с тем, что стоит за насилием (слабость, боль, чувство вины, ощущение беспомощности). Всегда найдется тот, что будет кулаками или противным шепотом “Куда ж ты, дура(к), лезешь?” отстаивать прежний уклад.

Дальше Милдрет встречается с косулей – и соприкасается со своими чувствами и своей слабостью. И в тоже время – с насильником в себе.

“Я не хочу тебя убить” говорит Милдрет косуле. Она соприкасается с чувством вины за смерть дочери. И вместе с этим как бы признает свою тень: когда мы сталкиваемся с насилием, мы как бы впитываем внутрь фигуру насильника, потом мы ведем себя так же по отношению к себе или к другим, иногда явно – на уровне действий, иногда неявно – на уровне мыслей (“да перестрелять их всех, таких-сяких”).

Один из главных героев остается за кадром – насильник-убийца, которого ищут другие герои. Символически он оказывается внутри Милдрет и трансформируется вместе с явными героями (людьми и городом в целом).

Вместе с этим слабый попустительствуюйщий Анимус умирает. Самоубийство шефа на физическом уровне – это глубинная трансформация на символическом уровне. Он как бы не умер, он просто изменился, стал совсем другим, почти противоположным.

У города появляется новый “отец” (шеф полиции), – Анимус, который пресекает беспредел в городе, который выполняет мужские функции: реализует закон и порядок, структурирует царящий в тот момент хаос.

В процессе трансформации (до самоубийства) “отец” города Уиллоуби наконец делает то, что давно стоило сделать: говорит Диксону “ты хороший, только обуздай свой гнев, ключ к твой реализации это любовь”.

Трансформирующийся “отец” запрещает неконструктивную агрессию и поощряет конструктивное проявление силы, здоровую реализацию силы. Это еще один шаг в трансформации Анимуса.

Дальше мужская фигура помогает Милдрет столкнуться с собой. Джеймс говорит ей “А ты-то кто?”.

Джеймс (карлик) это фигура с легализованной слабость, которая не боится своей слабости, своих ограничений в возможностях, и тем самым не перекрывает доступ к своей силе.

Милдрет принимает свою скрытую под циничностью слабость и уязвимость и обретает свою силу. Когда уже не нужно защищаться – можно впустить в сердце любовь, можно отпустить историю с насилием, т.к. собственная сила уже стала здоровой. Диксон тем временем тоже обретает здоровую силу.

Трансформация главной героини и города со всеми его героями проходит через несколько этапов:

– Событие, которое потрясло, и которое вскрыло застоявшиеся процессы деградации, саморазрушения в городе.

– Несогласие с беспределом.

– Преодоление преград от фигур, которые не хотят перемен.

– Доступ к чувствам и своей уязвимости.

– Признание фигуры насильника в себе.

– Ограничение нездоровой агрессии и указание курса на любовь (в т.ч. к себе, со всеми своими проблемами).

– Принятие своей слабости и уязвимости.

– Переход к здоровой силе и любви.

И уже после этого происходит прощение и примирение. Между людьми на фактическом уровне и между внутренними частями личности на психическом уровне.

У прощения могут быть перекосы:

– Месть, которая порождает еще большее зло. Цепочка мести делает насилие нескончаемым.

– Попустительство. Когда человек “закрывает глаза” на происходящее, продолжает быть жертвой и способствует насилию.

Прощение и примирение возможны тогда, когда сменился порядок вещей, когда уже стало по-настоящему безопасно.

---

Читать больше в моем тг-канале https://t.me/out_of_the_hole

Обсуждать фильмы с друзьями вам поможет приложение CinemaFriends (
доступно в GooglePlay для смартфонов на платформе android)