Найти тему

Иной взгляд на фильм «Служебный роман»

люблю пересматривать советскую классику. Есть в ней что-то теплое доброе, душевное.

но еще больше я полюбил советскую классику, когда начал замечать символы, заложенные в ней.

все знают фильм «служебный роман» и многие считают его примером лирической комедии с классическим сюжетом, когда принц поцелуем снимает чары с заколдованной принцессы.

но если присмотреться к деталям и учесть, что снимал фильм великий Рязанов, у которого не могло быть ляпов либо случайных вещей, то фильм предстает совсем в другом свете и открываются совсем другие смыслы.

начнем с так называемой «мымры». Да начальник, да не очень модно одевается, ничего не видит кроме работы. Но это характеристика от подчиненного Новосельцева. Он так ее видит. А он и не может видеть по другому, так как они из разных миров. И когда нам показывают ее без новосельцева, так сказать из ее мира, мы видим глубоко понимающего, чувственного, образованного человека. На это указывает и садик на крыше возле ее кабинета, где на поливает цветочки.

-2

И ее мгновенная оценка сапог: она не просто указала (абсолютно правильно), что на работе надо работать, но и оценила их эстетическую строну. И оценила тактично, без оскорбления: «очень вызывающе».

-3

Заметьте, по реакции секретарши понятно, что именно такие она и искала - вызывающие. То есть начальница не просто оценила сапоги, а подыграла подчиненной, чтобы та себя не чувствовала оскорбленной.

кстати в квартире у Людмилы Прокофьевны на стене висит довольно неоднозначная картина, на которой изображена Ахматова. Это один или символов, который намекает на аналогичное столкновение двух миров: Ахматова и Гумилев.

и ваза в доме у Людмилы Прокофьевна, которая разделяет как непреодолимое препятствие в кадре начальницу и подчиненного Новосельцева.

-4

новосельцев - типичный рабочий класс. Он работает, усердствует, но это его максимум. А когда он читает стихи Людмиле Прокофьевне, то это чисто утилитарное действие: удивить начальницу. Нет ни малейшего намека на понимание смысла, трагизма и глубины произведения зачитываемого. И видно как тактично Людмила Прокофьевна пытается сдержаться, чтобы не нагрубить за такое утилитарное отношение к искусству.

и вот в условиях столкновения этих двух миров, мировоззрений, культур мы видим как более высокоразвитый индивидуум полон сомнений и желания понять собеседника. Людмила Прокофьевна пытается спуститься до уровня Новосельцева. Она пытается мыслить в его понятиях: выжить, вырастить детей, наслаждаться цирком, а не высоким искусством.

и здесь мы видим реализацию расхожего высказывания: когда ты смотришь в бездну, бездна тебя затягивает.

Людмила Прокофьевна ломается : она как последняя девка целуется на заднем сиденье такси, после чего у них рождается мальчик. То есть великое чувство «любовь» низведена до простого размножения.

и скорее всего последующая жизнь будет совсем не сказкой и на это указывает картина с Ахматовой. Аналогия прослеживается.

и в заключение хочется напомнить время выхода фильма в прокат. Разве это не символ встречи двух миров: капитализм и социализм, Америка и СССР, рынок и плановая экономика. Это так сказать попытка понять что может произойти. И по мнению Рязанова возможно подтягивать низкоразвитых до высокоразвитых. Иначе никакого симбиоза не будет. Любой другой подход приведет к скатыванию в пропасть всех…