Найти тему

4 беды «говорящей головы». Как развиваться тренерам, методистам, внутренним экспертам и учителям?

Оглавление

Около 15 лет я занимаюсь профессиональным развитием тренеров, методистов, внутренних экспертов. Последние 3 года к списку добавились еще и школьные учителя и преподаватели ВУЗов.

Что я замечаю? Характерные особенности, которые важно учитывать, проектируя программы развития разных целевых аудиторий.

Автор: Екатерина Высоцкая — член Высшего экспертного совета кафедры «Бизнес-тренинги» Академии социальных технологий, эксперт по развитию личностного капитала, бизнес-тренер, автор программ и комплексных проектов обучения для российских и международных корпораций.

Фото: Freepik
Фото: Freepik

Тренеры

Так, например, тренерские группы отличаются живостью и запросом на высокий темп и динамику обучения. Важно обеспечить программу возможностью каждому получить обратную связь, наполнить ее эмоциональными заданиями и интересными дискуссиями, в которых каждый сможет высказаться и поделиться впечатлениями и идеями.

Экстраверсия, демонстративные черты характера, склонность к импровизации и творчеству будут учтены, если вы запишете тренеров на видео и позволите разобрать мастерство каждого в интересном фасилитационном формате, предложите обсудить сложности, которые встречаются на группе и представить эти сложности и методы их решения в творческой форме. Представляя теорию, ищите «фишки», используйте форму и пространство. И помните: чем больше практики и диалога — тем лучше.

Самое трудное в работе с тренерами — пожалуй, показать им, что не они, а группа в центре учебного процесса, научить тренера держать фокус внимания не на себе, а на участниках, передавая именно им главную роль в тренинговом процессе.

Методисты

Методисты и методологи, по моему опыту, сильно отличаются от тренеров. Перед вами — люди, склонные к анализу и системе. Здесь королем программы будет крутой контент и умение представить его четко, емко и наглядно.

Методисты, безусловно, оценят изящную подачу контента, использование визуализации и метафоры, качественный методический материал. И при этом основное для методистов — это система, четкие задания и развернутая обратная связь.

Самое трудное в обучении методистов — показать связь между бизнесом и концепцией, увести от проектирования микродизайна в создание идеи программы, обоснованно работающей на бизнес-результатом.

Внутренние эксперты

Внутренние эксперты и преподаватели — это самая разношерстная группа. В зависимости от культур компании, уровня экспертов в корпоративной иерархии, опыта преподавательской работы группы будут очень отличаться.

Запросы будут очень разными: от «мне страшно преподавать», до «развлеките нас и сильно не грузите — мы и так все умеем и знаем». И при этом у всех внутренних преподавателей есть одна и та же черта — все внутренние эксперты тяготеют к подробному изложению материала, объемным лекциям и громоздким слайдам.

Помню, 15 лет назад в одном банке для изменения стиля работы с группой даже понадобился learning by doing — ездила с преподавателями прямо на их занятия, чтобы убедить, что можно, нужно и интересно включать в работу активные форматы обучения.

Учителя

В заключении поговорим об учителях. Эта целевая аудитория отличается от всех прочих самым радикальным образом.

Вас точно будут слушать. Вас точно никогда не перебьют. И вам будут улыбаться. А еще в образовательных конференциях «модно» обращаться к ценностям. Глаза увлажняются и лица становятся мечтательными, если выступающий обсуждает потребности ребенка, романтизирует профессию. Вы встретите понимание, если обратитесь к отечественным ученым 20 века. Вас с увлечением будут слушать, если вы говорите о приемах или находках, которые облегчают работу на практике.

И при этом есть одно серьезное «но». Учителя не знакомы с когнитивной психологией и необихевиоризмом (этих направлений просто нет в педвузах). Профессиональное образование тоже не готовит учителя к работе с коммуникативными навыками и навыками личной эффективности. Поэтому учителя совершенно не привыкли к изменению личных поведенческих стратегий.

Вот почему они с радостью изучат 5 подходов к предоставлению обратной связи, увлеченно обсудят установку на рост и развитие, но для того, чтобы получить правильную формулировку, вам нужно будет спроектировать не один и не два цикла Колба, соорудить очень детальную лестницу навыков и заложить хороший и продолжительный посттренинг.