Взрослых обычно радуют и умиляют «взрослые» дети: «Ты у нас не по годам сообразительный!» «Маленький профессор!» «Ты все так понимаешь!» А почему ребенку пришлось отказаться от детства, вопрос, увы, не возникает. Такие дети удобны, и родители не приходят на консультацию.
Важно видеть эту взросло-детскую часть, потому что она - индикатор наличия травмирующих событий в жизни маленького ребенка. Просто так преждевременно дети не взрослеют.
Изначально зависимый и уязвимый маленький ребенок не имеет шансов за себя постоять – уберечь его от травмирующих воздействий может только взрослый. А если взрослый отсутствует или не справляется? Или хуже, злоупотребляет своим положением?
Чтобы ребенок выжил, в его психике срабатывает внутренняя система самосохранения. Упрощенно ее можно сравнить с пожарной сигнализацией. Сразу оговорюсь, что система эта не так проста, и тому есть причины. Например, в одной из сессий с клиенткой образом этой системы был «центр управления», который защищал девочку от травмирующих переживаний.
Чем сильнее и длительнее переживания ребенка, тем более сложный формируется механизм психической защиты от труднопереносимых чувств.
Приоткрою сам процесс, который мне удалось понять. При травме в развивающейся психике ребенка происходит фрагментация сознания, т.е. расщепление ее на части. При этом разные кусочки организуют себя по-разному.
Типичная картина, когда одна часть регрессирует к еще более раннему периоду, а другая, одновременно с первой, прогрессирует. Таким образом этой части суждено слишком быстро повзрослеть. Что приводит к преждевременному становлению способности к адаптации во внешнем мире.
Часто вынужденно рано повзрослевшая часть формируется в качестве «ложного я», и такой ребенок становится излишне самостоятельным и «мудрым». Зачем же вторая часть прогрессирует? Все просто: чтобы опекать регрессивную часть. Ведь больше, как оказалось, это делать некому.
Так что не стоит радоваться, если ваш ребенок слишком взрослый и самостоятельный. Скорее всего, у него не было полноценного детства...