Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 25 февраля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1930 год. В Москве открывается Клуб театральных работников (ныне Центральный дом работников искусств)
Инициатором его создания был нарком просвещения Анатолий Луначарский. На учредительном заседании присутствовали представители всех московских театров. Когда с протоколами и формальностями было покончено, перед собравшимися выступил Владимир Маяковский. Он прочел свою последнюю поэму «Во весь голос».
…Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря…
… Мне
и рубля
не накопили строчки,
краснодеревщики
не слали мебель на дом.
И кроме
свежевымытой сорочки,
скажу по совести,
мне ничего не надо.
Явившись
в Це Ка Ка
идущих
светлых лет,
над бандой
поэтических
рвачей и выжиг
я подыму,
как большевистский партбилет,
все сто томов
моих
партийных книжек.
Эту поэму Маяковский писал к знаменательному в своей жизни событию — открытию выставки «20 лет работы Маяковского», которое состоялось 1 февраля. Тогда же впервые ее прочел. Но, как вспоминал советский театровед и искусствовед Александр Февральский, почти все присутствовавшие на учредительном заседании Клуба театральных работников «слушали это произведение в первый раз. Оно произвело колоссальное впечатление. Было ощущение грандиозного начала нового, величественного этапа творчества Маяковского. Сразу возникло сопоставление с пушкинским «Памятником».
«Нового, величественного этапа» не случилось. Через 50 дней Маяковский застрелился.
1943 год. Газета «Омская правда» публикует письмо 6-летней Ады Занегиной, вызвавшее огромный резонанс и реакцию самого Сталина
В суровом 1942 г. Ада со своей мамой врачом Полиной Тереньевной оказались в эвакуации в Омской области, куда они бежали от немецкого наступления под Смоленском. В госпитале, где теперь работала мама Ады, собирали деньги на военную технику для фронта. Узнав об этом, девочка, мечтавшая о кукле, решила, что игрушка может и подождать. В февраля 1943-го она написала письмо в местную газету:
«Я — Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танки. Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек. А теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет Гитлера, мы поедем домой. Ада».
На трогательное письмо маленькой девочки с готовностью отозвались ее ровесники. Дети жертвовали свои крохотные сбережения и делились своими чувствами о войне. Для таких посланий в газете выделили отдельную рубрику, а в госбанке был открыт специальный счет № 350035. Собранную сумму — 160 886 рублей, перечислили в Фонд обороны. А Верховному главнокомандующему Омское гороно направило телеграмму, в которой сообщалось, что дошкольники Омска и соседних областей собрали денежные средства на постройку танка, который просят назвать «Малютка». В ответ в мае 1943 г. дети получили благодарственную телеграмму от Сталина.
Ада мечтала, что на легком танке Т-60 «Малютка» будет воевать ее отец — танкист. Девочка не могла знать, что как раз в эти дни он погиб в боях на Орловско-Курской дуге. Механиком-водителем «Малютки» стала одна из девятнадцати женщин-танкистов Красной армии Екатерина Петлюк. По совпадению, фронтовым прозвищем Екатерины была «Малютка» — рост девушки составлял всего 151 см. «Малютка в «Малютке», — шутили бойцы.
Танк воевал геройски и, по некоторым данным, дошел до Берлина. К тому времени у него был уже другой экипаж. Весной 1944 г. Петлюк, награжденная орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, а также многими медалями, включая медаль «За оборону Сталинграда», была направлена в Ульяновское танковое училище, по окончании которого осталась в нем инструктором.
Со временем история создания «детского» танка забылась, однако в 1975 г. школьники, занимавшиеся в клубе «Искатель» Дворца пионеров Омска, обнаружили в старой подшивке номер газеты с письмом Ады и решили разыскать участников событий тех лет. В том же году в Омске состоялась встреча Адели Воронец (Ады Занегиной), врача-окулиста из подмосковной Электростали, и Екатерины Петлюк, заведующей бюро ЗАГС Ленинского района Одессы. Потом они побывали на малой родине Ады — Смоленщине.
После этой встречи пионерская организация Смоленской области решила: «Наш фронт — на хлебном поле!», и под этим лозунгом выступила с инициативой сбора металлолома, макулатуры и лекарственных трав для постройки тракторов «Малютка». К призыву присоединились пионерские организации Омской, Харьковской и других областей. В результате за семь лет кампании по сбору средств (1979–1986 гг.) на Минском тракторном заводе было построено 140 тракторов МТЗ-80, получивших имя «Малютка».
1964 год. В СССР проведена первая в мире операция по коронарному шунтированию
Операция была проведена в клинике факультетской хирургии 1-го Ленинградского медицинского института им. академика И. П. Павлова выдающимся советским хирургом Василием Колесовым. Его пациентом был 44-летний больной с тяжелой стенокардией. Этой успешной операции предшествовали несколько опытов на собаках, во время которых хирургу удалось победить жесткий лимит времени, применив усовершенствованный им самим сосудосшивающий аппарат. Используя это технологическое преимущество, в 1968 г. Колесов впервые выполнил операцию по восстановлению кровообращения в артериях на работающем сердце. Операцию маммаро-коронарного шунтирования теперь во всем мире называют «операцией Колесова».
В период с 25 февраля 1964 г. по 9 мая 1967 г. хирургическое отделение, возглавляемое Колесовым, оставалось единственным местом в мире, где успешно выполнялись операции коронарного шунтирования.
После выхода на пенсию Колесов написал книгу «Записки старого хирурга». В ней он рассказал о становлении себя как врача и непростом пути к коронарной хирургии, который не был по достоинству оценен современниками. Книга пионера мировой кардиохирургии была издана только через девять лет после смерти автора, благодаря стараниям его бывших сотрудников. Умер Колесов в 1992 г.
1986 год. Михаил Горбачев открывает ХХVII съезд КПСС речью, которая продолжалась более пяти часов
За период после предыдущего съезда произошло три смены генерального секретаря КПСС и именно в период, предшествовавший этому съезду, новым руководителем партии Михаилом Горбачевым был провозглашен курс на перестройку.
Доктор физико-математических наук, автор популярных сборников «Физики шутят» и «Физики продолжают шутить» Николай Работнов записал в тот день в дневнике: «Миша залился на пять — или шесть? — часов. Слушать я не мог, конечно, но комментаторы отмечают антиимпериалистический накал, какого не было лет пятнадцать. Вроде ничего я и не ждал, но, тем не менее, чувствую себя обманутым. Начальство решило поиграть в динамизм — подыграют за милую душу. Начальство решило поиграть в гласность — почему бы и нет. А многословие, многословие…».
Подсчитано, что в ходе съезда слово «ускорение» и его производные было употреблено 361 раз (в том числе в политическом докладе Горбачева — 44 раза), «перестройка» — 159 раз (в докладе — 27 раз), слово «гласность» — 30 раз (в докладе — 9 раз). Таким образом, основной упор в тот момент делался на ускорение, на то, чтобы догнать и перегнать Америку и другие развитые капиталистические страны по уровню социального и экономического развития, возвращаясь на уровне лозунгов к хрущевским временам.
«Теперь многое, а по существу все, будет зависеть от того, насколько эффективно мы сумеем использовать преимущества и возможности социалистического строя, его экономическую мощь и социальный потенциал», — азартно говорил с высокой трибуны Михаил Сергеевич.
Лозунгами гласности и перестройки воспользовались первый секретарь партии Грузии Эдуард Шеварднадзе и будущий первый президент России, а в то время кандидат в члены Политбюро и глава Московской городской парторганизации, Борис Ельцин, выступившие с критикой застойных явлений. Именно на том съезде последние годы правления Брежнева были определены как «эпоха застоя». И именно речью на этом съезде Ельцин впервые обратил на себя внимание широкой общественности. Он, в частности, открыто выступил против вмешательства партийных органов в хозяйственные вопросы, призвал обеспечить отчетность высших руководителей, их ответственность за свои действия, а также затронул, хотя и в осторожной форме, тему привилегий номенклатуры.
Съезд утвердил «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986–1990 гг. и на перспективу до 2000 года» и поставил задачу «в короткие сроки решительно и до конца преодолеть неблагоприятные тенденции в развитии экономики, придать ей высокий динамизм, открыть простор подлинно революционным преобразованиям, включить в эти процессы широкие слои трудящихся».
Предпоследний в истории съезд КПСС завершил работу 6 марта. На нем присутствовали 4 993 делегата, представлявшие свыше 19 млн коммунистов.
2017 год. Четырехкратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Ольга Корбут выставляет свои медали на аукцион
К тому времени прославленная спортсменка, уроженка Гродно, уже более полутора десятков лет проживала в США и имела американское гражданство. На аукционе Platinum Night в Далласе она выставила пять из шести наград, завоеванных на Олимпиадах в Мюнхене-1972 и Монреале-1976. Судьба единственной невыставленной награды — золота Мюнхена-1972 в упражнениях на бревне, неизвестна: возможно, медаль была утеряна или продана ранее. Золотые медали Корбут оценила в 25 тыс. и 26 тыс. долларов, а серебряные — в 15 тыс. долларов. Кроме того, спортсменка решила продать свои награды и значки с различных турниров, в том числе два золота и четыре серебра с чемпионата мира — 1974, две статуэтки Зала славы гимнастики, приз лучшей спортсменки 1972 года по версии британского телеканала ВВС, аккредитации с различных турниров и даже значок мастера спорта СССР. Среди лотов был также синий купальник, в котором она выступала на чемпионате Европы в Лондоне в 1973 г., тренировочный костюм с Олимпиады-1976 и зачем-то первый паспорт гражданки США, полученный Корбут в 2000 г. Всего коллекция насчитывала 32 лота.
Из них было продано лишь семь. Так обрели нового хозяина командное золото Олимпиады-1972 в Мюнхене (66 тыс. долларов), золото в вольных упражнениях ОИ-72 (52,8 тыс. долларов), серебро тех же Игр (24,6 тыс. долларов), золотая медаль в командных соревнованиях ОИ-1976 в Монреале (57,6 тыс. долларов) и серебро этой же Олимпиады за упражнения на бревне (24,6 тыс. долларов). За купальник гимнастки кто-то выложил 3 тыс. долларов, а автограф Корбут на обложке журнала Sports Illustrated с ее изображением ушел с молотка всего за 49 долларов. Все остальное оказалось не востребованным. Таким образом, Корбут выручила за продажу 230 тыс. долларов, однако с учетом комиссии аукционного дома, чистыми получила 183,3 тыс.
Как только новость о продаже наград стала достоянием общественности, поползли слухи, что бывшая чемпионка, оказавшись за океаном, испытывает крайнюю нужду. Однако проживавший в Беларуси бывший муж гимнастки Леонид Борткевич, к которому обратились журналисты за комментарием, отверг подобные предположения, заявив, что никаких финансовых трудностей у Корбут нет и быть не может.
«У нее обеспеченный, молодой муж Дэвид — сын богатого мецената, который получил наследство, — заявил Борткевич. — Он полностью обеспечил Ольгу. У них есть и дом, и квартира. Живут роскошно».
Борткевич предположил, что Корбут решила продать награды просто, чтобы они не пылились дома без дела.
Вскоре с заявлением выступила и сама Корбут:
«У меня прекрасная жизнь в Аризоне, и я не могу быть счастливее. У меня нет никакого финансового кризиса, о котором неверно сообщили некоторые международные СМИ».