Найти в Дзене

Советская геология. 1. Преддипломная практика.1.9 Хорошо быть акыном

Почёт и уважение
Почёт и уважение

Опять начались наши конные маршруты, выбросы отряда в горно-таёжные места Эрзинского района Тувы, где не проводилась шлиховая съемка, шлиховое опробование. Устроив стоянку отряда, установив палатки, следующим днем каждый в одиночку выезжает на лошади к месту проведения работы. И когда едешь один на лошади, всегда думаешь о чем-то своем, особенно, когда лошадь из-за сложности участка не может идти рысью, а идёт медленным шагом. Почему–то в один из таких дней вспомнился казахский акын. Кто проживал в Казахстане, прекрасно знает про акынов. Это в старые, древние времена так называли певцов, которые сочиняли сами песни, пели их под домбру. Домбра-это такой музыкальный инструмент, типа балалайки или гитары, только с двумя струнами, как шутливо её называли - одна палка, две струны. Песни по пути на любые темы, типа, что вижу, то и пою. И вот такие акыны разъезжали по степи, заезжая в разные, по пути, аулы. В ауле акына сразу приглашали к самому богатому человеку-баю, устраивали пиршество, где акын демонстрировал своё искусство, распевая о том, что видел по пути, что думал при этом. Когда я впервые прочитал про акынов, мне очень понравилась такая работа. Это же какая красота, приобрел себе домбру, курсируешь на лошади по степи, а лошадь, конечно же, не обычная, а иноходец. Иноходец это лошадь, ноги которой двигаются не как у обычной лошади по диагонали, а сначала с правой стороны - правая передняя нога и правая задняя нога, потом левая сторона - передняя левая и задняя левая. Иноходь такой лошади является для всадника быстрым и приятным, его не трясет, как при езде на обычной лошади. Быстрота средняя иноходца - 3 метра в секунду, а за день такой ход позволяет преодолевать расстояние до 120 км. Для сравнения иноходца с обычной лошадью, это как сравнивать машину мерседес с трактором.

Акын
Акын

И вот едешь ты на иноходце, поешь, о том, что видишь, что думаешь, типа - степенно еду по степи я, на всю округу известный всем акын. Увидел суслика вдали я, для связки, рифмы - тын-дын, тын-дын, тын-дын. Красота! Поешь от души. Да как тут не петь, особенно в степи.

А по степи уже несётся благая весть. Великий Хамит! Золотой голос Великой степи! Все баи степи устанавливают белоснежные юрты, забивают баранов. Готовятся значит. В казанах бурлит шурпа, варится мясо. Все с нетерпением ждут, а вдруг им повезет увидеть такого Великого акына. Может он по пути соблаговолит посетить и их аул. А ты в это время от души, даже не надрываясь, поешь на всю степь. И каждый суслик, каждый сурок, со своим семейством выскакивают из своих норок, чтобы хоть немного послушать этот волшебный голос. Каждая птица на лету приостанавливает свой полет, чтобы не пропустить твою песню, вникнуть в каждое её слово. Ведь естественно, что твой голос устремляется и в небеса. Может даже и выше, до Его - Всевышнего! Это сколько же радости ты можешь доставить каждому обитателю степи, жителям небес.

Когда вволю напоешься, вспомнив про еду, направляешь коня в какой-нибудь ближайший аул. В ауле прямым ходом сразу к юрте бая. И это правильно, кого же ещё можно объедать. Все граждане аула стоят возле юрты в ожидании твоего приезда. Кто-то берет под узды твоего коня, несколько человек помогают сойти с него. Ты специально стараешься слазить с коня медленно, важно. А как же, ты же самый почетный гость тут. Кто-то, склонившись, подставляет тебе свою спину для схода с коня. Ты, как положено важному человеку, становишься сапогами на его спину. Постояв недолго, подумаешь, что ведь под этим делом, можно и сапоги свои вытереть об одежду склонившегося родственника бая. Как бы, ненароком, невзначай, по пути. Перед твоим конем уже выстелен ковер до входа в богатую, белоснежную юрту. Богатый человек - бай, в полупоклоне, в полуобороте, рядом с тобой. Конечно, же, чуть-чуть отставая от тебя, с вытянутой рукой к входу в юрту, приглашая, сопровождает тебя. А в юрте достархан, с известными казахскими блюдами, самым главным, безусловно, является бешбармак с дымящимися большими кусками мяса среди тонких полос теста. Рядом пиалы с мясным бульоном, кумысом (конское молоко).

Бешбармак
Бешбармак

Неспешно, важно, как бы, с расстановкой, присаживаешься на устеленный ковёр, облокачиваясь на подложенные подушки перед низким столом (примерно 20-30 см высотой). Правда, я не могу сидеть так за таким низким столом, подгибая ноги особым способом. Но ради такого дела выучился бы, делая каждый день себе растяжку. В таком деле нужно сидеть, не мучаясь от неудобства, а наслаждаться едой. А раньше у казахов бешбармак ели руками. Прямо так и представляю, как беру рукой кусок мяса с жирком и начинаю, есть, при этом, жирок стекает с ладони к локтю, а ты его облизываешь обратным путём - от локтя к ладони. Не давая жирку лишний раз пропасть. Раньше говорят, что гость должен был в знак благодарности, пару раз срыгнуть, чтобы показать хозяину юрты своё уважение, что ты очень хорошо и плотно покушал-наелся. Разве я смог бы отказаться от такого уважения к хозяину юрты. Уж чего-чего, а для такой благодарности, всегда с радостью исполнял бы такой обычай. Тут даже и тренироваться в этом никакой надобности не было бы. А после обильной еды, зачем вставать и мыть руки или вытирать их полотенцем, когда можно спокойно вытереть жирные руки об халат рядом сидящего за столом одного из родственников бая. Тебе же, как важному гостю, всё позволяется. Да может тот, халат которого удостоился такого внимания, потом будет демонстрировать всем жирные пятна, полученные от знаменитого акына. И этот халат будет вечно висеть в юрте на самом почетном месте. Совсем забыл, что перед отъездом тебя, по обычаю, одаривали различными подарками, как дорогим халатом, обшитым золотом, малахаем (головной убор) из ценной пушнины.

Эх, ну почему я не жил в такие древние времена и не был акыном. Я бы всё время только и ездил с домброй от аула к аулу. Да и полученные ценные подарки можно ведь, от избытка, сбывать потом по спекулятивной цене.

Сидишь вот так практикантом в седле и дуркуешь сам с собой.

На самом деле, всё это, конечно, же, не так. Акын - это, прежде всего талантливый певец, автор своих песен, владеющий и искусством игры на домбре. А играть на домбре, любой может только представить, как сложно играть на двух струнах. Это на гитаре легче, когда столько струн и можно из них делать различные вариации. Я иногда слушаю песни казахского трио «Made in KZ» где поёт девушка под музыку и ей аккомпанируют два парня играющие на домбрах. Исполняют знаменитые зарубежные песни, где на домбре звучит шикарное соло. Трио разъезжает по зарубежным странам и везде их принимают с овациями.

made in KZ
made in KZ

Да и если бы это было не так, то вся степь в древние времена однозначно представляла бы собой множество курсировавших от аула к аулу акынов - фанерщиков. Конкуренция была бы просто дикой. И мне, конечно же, не светила роль знаменитого акына. Скорее всего, роль подставки спины для сапог акына, в лучшем случае роль родственника бая в халате для получения жирных пятен от важных гостей.

Вот так, с такими думками, ты и взбираешься на лошади к истоку ручья и начинаешь проводить привычную уже геологическую работу - шлиховое опробование.

Немного ушел от темы, устаешь всё время писать на одну тему. Вот и решил немного подурковать, т.е. поболтать о чём угодно, что я очень люблю. Да и читателей немного отвлечь от геологии. Удалось, не удалось, не знаю, никто же заранее не говорит. Да и потом не комментируют. Пишу в полном молчании, сам с собой. А это говорят очень опасно для психики. А лечить её потом в определенном заведении, как и писать оттуда, совсем не хочется. Но давайте лучше перейдем сразу к золоту, очень интересному и благородному металлу.

Продолжение следует….

Геология
1456 интересуются