Эту песню я слушала ночью в наушниках. Пока я плохо знаю английский, поэтому понимаю только отдельные слова. Нет, сейчас уже фразы, но тогда только слова. Но конкретно «shadow soldiers» я разобрать смогла. Конечно, мне стало интересно, что за солдаты-тени такие. Фантазия рисовала всё что угодно, от описания какого-нибудь боя из «Властелина колец» до чего-то вроде того, что в каком-то бою все умерли и сражаться остались лишь тени людей.
Я была очень сильно и приятно удивлена, когда посмотрела перевод песни. Никак не ожидала от немцев, что они будут петь от лица погибших в Сталинградской Битве русских солдат. Да, там погибло и много немцев. Можно подумать, что поют они от своего лица, но почему-то кажется мне, что эта песня посвящена всё же русским солдатам.
Они поют о том, что сражались за свободу, что мы живём свободными, потому что они в своё время отдали всё. Не согласна я здесь только с одним. Сражались не за свободу, а за существование славян, евреев, американцев, французов, китайцев… И воевали не только русские, весь многонациональный, огромный Советский Союз.
Но солдаты-тени не обязательно должны быть мёртвыми. Такие есть на каждой войне. Это снайпера. Об одном из них я и хочу вам рассказать.
Про многонациональную страну я тоже упомянула не зря. Главным героем в моей статье будет Максим Александрович Пассар. Он родился в 1923 году в селе Нижний Катар в семье Нанайца охотника. Был самым младшим пятым ребёнком. К тому времени среди этого малочисленного народа охотников оставалось уже мало. Основным их занятием было рыболовство. Но отец Максима был охотником и передавал своё ремесло сыновьям. Мальчик с детства умел метко стрелять. Он попадал зверю в глаз, чтобы не портить шкурку. Мог часами выслеживать добычу в лесу, ждал, чтобы совпали все условия для точного выстрела. Добывали они в основном пушнину.
Я так понимаю, что Нижний Катар – очень отдалённое от городов село. Там не было школы, потому что учился Максим в другом посёлке, который назывался Найхин. Чтобы было понятно, всё детство парня прошло на дальнем востоке в Хабаровском Крае. Просто у некоторых при слове Нанаец возникают ассоциации с тундрой. Но нет. Этот народ проживает в России возле реки Амур и её притоков и в Китае, так что ни о какой тундре даже речи быть не может.
После окончания школы Максим хотел уехать учиться в Ленинград, но все планы сломала война.
Нанайцы могли вообще не воевать, потому что это малочисленный народ и у них была бронь. Только вторжение в нашу страну фашистов они восприняли как личное горе и уходили на фронт добровольцами.
Через 5 дней после начала войны ушёл на фронт старший брат Максима двадцативосьмилетний Лакса. В декабре в семью Пассаров пришла телеграмма о том, что он без вести пропал.
Уже в январе 1942 года Максим встал на лыжи и пошёл в Троицк за 60 километров от своего дома, чтобы записаться в военкомате добровольцем.
Где-то пишут, что на войну он ушёл весной, но нестыковка, потому что уже в мае Максим закончил школу снайперов. Изначально его принимали миномётчиком. Если честно, не так важно, когда точно парень пошёл воевать. Главное – это его подвиги и память о них, а в точных датах пусть копаются историки..
Сначала у Максима не было снайперской винтовки. Все свои победы он одерживал с помощью трёхлинейки, у которой даже нет оптического прицела. В своём деле молодой Нанаец был лучшим, поэтому командование решило наградить его снайперской винтовкой. И результаты не заставили себя ждать. За всю войну он уничтожил 237 фашистов. Своего первого гитлеровца он снял возле озера Селигер, а оно от Сталинграда аж за 1300 километров.
Не буду искать, в составе какой дивизии был Максим, как эта дивизия перемещалась, потому что я ничего в этом не понимаю. Так или иначе, дороги войны привели нашего главного героя в Сталинград.
Максим всегда работал в связке с миномётчиками и стрелками. Они выкуривали врага из окопов, чтобы снайпер мог снять фашистов одного за другим. Стрелял Пассар профессионально и быстро. Один раз за 2 минуты уничтожил 7 противников.
В окопах немцев ходило много легенд о снайпере, «дьяволе из гнезда чертей». Почему-то его считали азиатом. Фашистское правительство назначило даже награду за голову меткого стрелка в 100000 дойчмарок.
Каждый выход на работу Максим Александрович отмечал в своей записной книжке. Здесь его записи я приводить не буду во избежание неточностей и ошибок. Их можно найти в интернете. Чаще всего выходил на позицию он на рассвете, заканчивал работу только к вечеру.
Во фронтовой прессе было очень много заметок о Максиме. Писали о его приёмах ведения огня, о том, как он выслеживает цель. Из-за этого в его дивизии люди массово увлеклись стрелковым делом. Прославленный снайпер начал сам лично учить ребят. За 2 месяца его ученики уничтожили более 3000 гитлеровцев. В октябре 1942 года Максим Александрович Пассар был награждён орденом красного знамени.
Сейчас я приведу то, что он писал в дни наступления на Сталинград. Не ручаюсь за точность пунктуации, потому что писать буду с аудио. Потом попробую всё сверить, но, если вдруг кто найдёт какие-то ошибки, прошу меня простить.
«Не легко было нам под огнём врага через Дон перебираться! Нелегка походная жизнь в зимних условиях, но нам не привыкать! Никакие лишения не страшны, если знаешь, что для победы нужно. Хорошее у каждого из нас настроение, радостное. Много мы все о Сталинграде думаем. Вот хорошо будет туда прийти, руку защитникам города подать! Здравствуйте, мол, мы к вам по немецким трупам путь проложили! Сейчас уже на моём щиту 215 истреблённых фрицев,. Сегодня мы отдыхали, но я в этот день списал в расход 5 гитлеровцев. Завтра снова в бой. Мы сведём счёты с поганой немчурой, ни одного не выпустим из кольца! Слишком много злобы у нас накипело в сердце. Настал радостный час расплаты с врагом».
Погиб Максим 22 января 1943 года в бою. Это было около железнодорожной станции Гумрак. Там продвижению Советских солдат мешали 2 станковых пулемёта. Знаменитому снайперу было поручено уничтожить расчеты, что он и сделал. К сожалению, в ходе дальнейшего боя Пассар погиб. Как именно я не нашла.
А теперь то, что возмутило меня больше всего! Званием Героя Российской Федерации Максим Александрович был награждён аж в 2010 году. Вдумайтесь, не Героя Советского Союза, а Российской Федерации! Я никогда, наверное, с этим не смирюсь! Как мог Иосиф Виссарионович забыть такого человека?! А куда же делись заметки из фронтовых газет?! Кто знает, объясните мне! Я этого не понимаю. Спасибо и на том, что совсем не забыли! Я возмущена этим до глубины души!
Максим, светлая тебе память! И пусть я узнала о тебе только несколько дней назад, я всё равно буду тебя помнить, солдат-тень, погибший в бою! Покойся с миром!
Чтобы закончить статью почти позитивно, напишу ещё об одном самом старшем брате Иване Александровиче Пассаре. Он тоже был на войне. Получил осколочное ранение обоих глаз, остался совершенно незрячим с глазными протезами. После войны вернулся в родные края, завёл семью. Детей у него было очень много. Если я не ошибаюсь, 9, может быть больше. Занимался Иван плетением сетей, что для рыболовов Нанайцев даже очень полезно. В 1983 году он умер. Я не нашла, в каком году он родился. Может быть, плохо искала.
Трое сыновей из семьи Пассар ушли на войну, вернулся только один.
Про двоих из пятерых детей семьи я тоже никакой информации не нашла, поэтому ничего о них не знаю.
Самое главное, что у Максима есть потомки. Пусть не родные дети, племянники, без разницы. Всё равно этот славный род продолжает жить, чему я очень рада.
Мою статью о Вьетнамской войне можно почитать во втором номере Рок-н-ролл жив. Ищите его на Ridero, всех площадках, работающих по подписке и в маркетплейсах.