Найти тему
С Богом по жизни

КОГДА ВАМ ПРИЧИНЯЮТ ЗЛО

Изучаемый нами сегодня раздел Нагорной проповеди, Мф. 5:38-42, содержит предпоследний контраст между тем, что слушателям Иисуса говорилось ранее, и тем, чему учил Иисус. Этот и последний контрасты тесно связаны между собой; оба говорят о том, как нам реагировать на плохое обращение с нами. Текст к этому уроку вызывает столько же споров, сколько и всякий другой в Нагорной проповеди.

«Вы слышали, что сказано: “Око за око и зуб за зуб”. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:38-42).

Ллойд-Джонс пишет: «Наверное, в Писании больше нет такого места, которое бы вызывало такие же жаркие споры, как это учение, которое велит нам не противиться злу, а любить и прощать». На основании этого отрывка враги христианства заявляют, что учения Иисуса идиотские и невыполнимые. Этот отрывок также приводит в недоумение и тех, кто хочет следовать за Иисусом. Как конкретно применять его к жизни? Многие считающие себя христианами либо игнорируют предписания этого отрывка, либо просто пытаются как-то так объяснить их, чтобы оправдать собственное поведение. Моя задача — не отбрасывая это учение, сделать его практически выполнимым.

Этот урок я назвал «Когда вам причиняют зло». Как должно реагировать чадо Божье, если другие плохо с ним обращаются? Три месяца назад мы рассмотрели позитивный ответ Иисуса на этот вопрос (что делать). А в этом уроке мы, главным образом, увидим негативный ответ (чего не делать).

ЧЕМУ ИХ УЧИЛИ РАНЬШЕ

Вначале Иисус сказал о том, чему Его слушателей учили раньше: «Вы слышали, что сказано: “Око за око и зуб за зуб”» (ст. 38). Это ветхозаветное учение знакомо очень многим — даже тем, кто больше ничего о Библии не знает. В Ветхом Завете эти слова встречаются три раза: в Исх. 21:22-25; Лев. 24:19, 20 и Втор. 19:21. Вот, например, что сказано во Втор. 19:21: «Да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу».

Зачем было дано это повеление

Эти слова произносят для оправдания всего: от личной мести до клановых междоусобиц и гражданского неповиновения. Разве для того Бог дал эту заповедь? Вовсе нет. Это повеление требует понимания нескольких фактов. Во-первых, оно было дано не с целью подстрекательства к возмездию, а (слушайте внимательно) чтобы ограничить наказание. До этого повеления если кто-то терял глаз, то он часто стремился лишить обидчика обоих глаз, а может, даже и жизни. Личная месть зачастую раздувалась до такой степени, что уже вовлекала целые семьи, города, а то и народы. В отношении заповеди «око за око» думайте так: «Только око за око и только зуб за зуб — и ничего больше».

Во-вторых, нужно понимать, что эти слова были обращены не к обычному, среднему израильтянину, а предназначались в качестве руководства для судей, обладавших надлежащими полномочиями. Мы только что прочли Втор. 19:21. Вернитесь на несколько стихов назад, чтобы получить представление о контексте. Стих 17 упоминает двух человек, «у которых тяжба». Им велено было предстать «перед Господом, перед священниками и перед судьями, которые будут в те дни». В стихе 18 сказано, что «судьи должны хорошо исследовать». Следующие стихи предписывают, как они должны вершить правосудие. Повеление «глаз за глаз, зуб за зуб» — часть этих предписаний. Этот принцип — основная судебная аксиома: наказание должно соответствовать преступлению.

Мы не можем с уверенностью сказать, выполнялась ли когда-нибудь заповедь «глаз за глаз, зуб за зуб» буквально. Ко времени Иисуса увечье (касалось оно глаза, зуба или чего-то другого) обычно возмещалось деньгами. На ответчика налагался определенный штраф, который он должен был заплатить (как это делается в большинстве судов и сегодня).

Как эту заповедь искажают

Итак, закон «глаз за глаз» был «запретительным, а не разрешительным». На самом деле закон Моисея осуждал личную месть. Большинству из нас знакомы эти слова из Лев. 19:18: «люби ближнего твоего, как самого себя»; но обратите внимание на первую часть этого стиха: «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего». И тем не менее, иудеи использовали стих «глаз за глаз» в качестве доказательства, что Бог оправдывает личную месть.

Эти стихи таким же образом извращают и сегодня. Изуверы с горящими глазами, твердо решившие причинить вред другим, разглагольствуют: «Ведь Библия говорит: “Око за око и зуб за зуб”!»

ЧЕМУ УЧИЛ ИИСУС

Одно правило

На искажение этого ветхозаветного учения Иисус ответил так: «А Я говорю вам не противься злому» (ст. 39). Уже с самого начала внутри нас все начинает протестовать: «Как это, не противься злому? Пусть злые делают все, что хотят? Пусть они свирепствуют в мире? Нет, здесь что-то не так!» Перед нами мгновенно встает нелегкая задача уточнить слова Иисуса, не лишая их внутренней силы.

Возможно, первое, что нужно сказать, — это то, что Иисус обращался к отдельным ученикам, а не к обществу в целом.

• Он не говорил родителям относительно их детей. Зло в ребенке нужно пресекать. (О необходимости наказания в целях исправления см. Евр. 12:8, 11).

• Он не имел в виду гражданские власти. Бог дает государственным чиновникам власть «карать гневом делающего злое» (Рим. 13:4; Славянское Евангельское Общество).

• Он даже не давал указания общинам. Лжеучителей нельзя терпеть (см. Мф. 7:15). Всякий, кто поощряет лжеучителя, «участвует в злых делах его» (2 Ин. 11). Кроме того, к членам общин, упорствующим в грехе, церковь должна применять дисциплинарные меры (см. Мф. 18:15-18).

Если не родителям, не гражданским властям и не церковным руководителям, тогда кому Иисус давал указания? Он обращался к нам, к каждому ученику в отдельности. Иисуса волновало то, как мы реагируем, когда обижают лично нас.

Запомните слово «лично». Иисус не имел в виду, что нам не следует противиться злому человеку, если он нарушает закон или если он вредит себе или другим. Например, если кто-то собрался бы причинить зло вашему ребенку, Иисус не хотел бы, чтобы вы просто стояли в стороне и ничего не делали. Мы должны противиться злу, если оно затрагивает права других и принципиальные вопросы.

Иисус Сам противился злу и злым людям. Он дважды прогонял из храма осквернявших его (см. Ин. 2:13-17; Мф. 21:12, 13). Он осуждал лицемерие злых людей (Мф. 23). Апостол Павел тоже противился злу и злым людям. Однажды, когда Петр был не прав, Павел «лично противостал ему» (Гал. 2:11). Словом «противостал» переведено то же греческое слово, что и «противиться» в нашем тексте. Заметьте, однако, что Иисус и Павел противились злу и злым людям, так как это было дело принципа, а не потому, что их расстроило то, что с ними дурно обошлись.

Наверное, самое лучшее объяснение того, что Иисус имел в виду, находится в Его же примерах, когда Он велит обратить другую щеку, отдать верхнюю одежду и пройти два поприща («две версты»; Современный Перевод). Ни в одном из этих примеров речь не идет об угрозе жизни — но все они носят очень личный характер и в каждом из них некто посягает на то, что мы считаем своим «правом».

Четыре примера

Рассматривая эти примеры, мы будем искать стоящие за ними принципы. Некоторые воспринимают указания Иисуса просто как пункты в перечне того, как христианин должен поступать. Однако за множество лет моей христианской жизни никто ни разу не бил меня по правой щеке, никогда не судился со мной и не забирал рубашку, никто не принуждал идти с ним «одну версту». Если бы за этими повелениями не стоял некий общий принцип, то для моей повседневной жизни они не представляли бы никакой практической ценности. Б. У. Джонсон высказал мнение, что приведенные Иисусом примеры не являются законами, которые нужно «рабски исполнять», а заключают в себе принцип, которому «нужно всегда следовать». Что же это за принцип?

(1) «Обрати другую щеку». Первый пример находится в конце стиха 39: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую». Пощечина всегда считалась оскорблением. Пощечина, о которой говорится в нашем тексте, вдвойне оскорбительна, ибо наносится тыльной стороной кисти. (Если правша наносит пощечину человеку, стоящему к нему лицом, то он бьет его ладонью по левой щеке. Чтобы ударить правой рукой по правой щеке, приходится использовать тыльную сторону кисти). Поймите, что мы говорим о пощечине. Сильная пощечина может быть болезненной, но в большинстве случаев для жизни она не представляет никакой угрозы.

Что же нам делать, когда кто-то бьет нас по щеке? Иисус сказал: «…обрати к нему и другую [щеку]». В этом месте критики начинают разглагольствовать о том, что христианство не имеет никакого понятия о «реальном мире». «Следствием повиновения этому указу, — говорят они, — может быть только появление бесхребетных дураков, которые позволяют другим помыкать собой». Нужно признать, что повеление Иисуса идет против философии мира. Известная аксиома утверждает, что «джентльмен должен защищать свою честь любой ценой». В прошлом пощечина часто была вызовом на дуэль до смертельного исхода.

Мы должны также признать, что и христиан слова Иисуса ставят в тупик. Он, что, учит тому, чтобы мы просто позволяли другим незаслуженно брать над нами верх? Отцы не знают, как им учить своих сыновей защищать себя. Некоторые христиане к учению Иисуса подходят буквально и ограниченно. Один человек сказал: «Ну хорошо, я позволю ему ударить себя по обеим щекам. Но после этого вы увидите такую драку, какой этот округ еще не видел!» Этот парень не понял сути учения Иисуса.

Позвольте мне сказать вам, какой принцип, я считаю, лежит в основе этого и всех других примеров. Как мы уже отмечали, пощечина — это оскорбление. Оскорбление — это личное унижение. Пощечина не наносит телесного повреждения, но ранит чувство собственного достоинства. Что происходит, когда вы думаете, что вас оскорбили? Я знаю, что происходит со мной. Я ощущаю выброс адреналина. Мое лицо багровеет. Срабатывает рефлекс наброситься на обидчика. Сколько я за свою жизнь всего наговорил и сделал в этом порыве, просто стыдно кому-то и рассказать. Почему я так реагирую? Потому что оскорбление — это личное унижение. Я выхожу из себя, потому что кто-то задел мои чувства.

-2

Вы заметили употребление местоимений «я», «мое», «мои» в описании моей реакции на оскорбление и особый акцент на слове «личное»? Вот тот принцип, который, я уверен, заложен в примерах Иисуса: не зацикливайтесь на себе; не зацикливайтесь на своих так называемых «правах». Иисус учит тому же принципу, в котором наставлял, когда говорил: «Если кто хочет идти за Мной, отрекись от себя, и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф. 16:24).

На судах, предшествовавших Его смерти, Иисус продемонстрировал тот дух, о котором говорил. Среди прочих оскорблений, нанесенных Ему, были и пощечины (см. Мк. 14:65). В какой-то момент Христос сказал с упреком, что бить Его по лицу несправедливо (см. Ин. 18:19-23), но мстить не стал, хотя и мог (см. Мф. 26:53). Петр писал:

«…Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному» (1 Пет. 2:21-23).

Я слышу возражение: «Но если я подставлю другую щеку, люди подумают, что я слабак». Возможно — но ваш поступок может и тронуть сердца тех, кто оскорбляет вас. Когда-то давно я услышал историю, связанную с великим проповедником Маршаллом Киблом. После одной из своих волнующих, но произнесенных простым языком проповедей брат Кибл стоял перед аудиторией, приветствуя тех, кто ответил на призыв к покаянию. Один человек стремительно направился вперед. Брат Кибл с улыбкой шагнул ему навстречу и протянул руку для приветствия. Но мужчина так сильно ударил брата Кибла, что тот упал на стол для причастия, а потом плюнул ему в лицо. Взглянув на мужчину, брат Кибл сказал: «Я хотел бы так же легко стереть гнев с вашего сердца и грех с вашей души, как этот плевок со своего лица». История заканчивалась тем, что мужчина расплакался. Его сердце открылось для евангелия. Конечно, такое происходит не всякий раз, когда мы подставляем другую щеку. Одно, тем не менее, не вызывает сомнений: повлияет наш ответ на нашего обидчика или нет — главное, что оно повлияет на нас. Оно сделает нас лучше.

(2) «Отдай и верхнюю одежду». Второй пример — иллюстрация «из зала суда»: «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду» (ст. 40). Слова «рубашка» и «верхняя одежда» (в некоторых переводах «плащ») употреблены, чтобы современные читатели могли понять, о чем говорит Иисус, но это не точные термины, какие произнес Иисус. Словом «рубашка» переведено греческое хитон, то есть нижнее белье (см. Современный Перевод). Эта облегающая одежда надевалась на голое тело, покрывая его от шеи до коленей. Она еще называется «туникой». «Верхняя одежда» (или плащ) — это химатион; ею бедняки укрывались ночью вместо одеяла. Когда плащ использовали в качестве залога, его до наступления ночи полагалось вернуть, так как без него ночью бедняку было бы трудно (см. Исх. 22:26, 27).

Вообразите на минуту, что вы иудей, с которым судятся за нижнюю одежду. К вашему ужасу, вы проигрываете судебный процесс и теперь должны отдать рубаху своему оппоненту. И вот Иисус, по сути, говорит вам: «Не ропщи, а отдай ему еще и верхнюю одежду». Представляете, как это может вас возмутить? Однако фокусировать внимание на деталях иллюстрации — значит упустить главную мысль. Иисус не имел в виду буквальную ситуацию. Большинство иудеев носили три или четыре предмета одежды. Кое-кто носил набедренные повязки или нечто подобное (см. Исх. 28:42), но многие не носили их. Мужчина обычно надевал хитон, а поверх него — плащ. Ансамбль завершал пояс, повязанный вокруг талии. Если воспринимать повеления Иисуса буквально, то получается, что человек должен отдать тому, кто судится с ним, свое нательное белье и верхнюю одежду и выйти из зала суда в одном только поясе и, в лучшем случае, в набедренной повязке. Это не то, что хотел сказать Иисус.

Что же тогда Он предлагал? Основной принцип тот же, что и в предыдущем примере: не настаивайте на своих личных правах. В данном случае все дело в осуществлении законных прав. В иной ситуации Павел высказал ту же мысль, когда говорил о недопустимости судебных тяжб между братьями: «И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собой. Почему бы вам лучше не оставаться обиженными? Почему бы вам лучше не терпеть лишения?» (1 Кор. 6:7).

Я не говорю, что не бывает случаев, когда мы должны настаивать на своих законных правах. Павел иногда пользовался своими правами римского гражданина (см. Деян. 16:35-39; 22:24-29). Чтобы не быть отправленным в Иерусалим, где его ждала неминуемая смерть, он обратился с прошением к кесарю (см. Деян. 25:9-12). Это было его право как римского гражданина. Могут возникать ситуации, затрагивающие благополучие дела Христа или наших семей, и в таких случаях человеку целесообразно отстаивать свои законные права. Однако давайте в начале убедимся, что нами не движет эгоизм или жадность. Лучше потерпеть несправедливость в суде, чем сделать то, что бросит тень на нашего любимого Христа.

(3) «Пройди два поприща». Третья иллюстрация Иисуса звучит так: «Кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (ст. 41). Первые два примера имеют современные аналоги, а этот пример для многих из нас требует пояснения. Слово, переведенное как «принудит» (ангарьюо), означает «вербовать силой на службу» (Вайн). Еще персы внедрили практику привлечения граждан к содействию царским курьерам. Римляне переняли эту практику и расширили область ее применения. В Палестине римские воины могли на законных основаниях заставить иудейских граждан помогать им. То же слово мы находим у Матфея позже: «Выходя, они встретили одного киринеянина по имени Симон; этого заставили нести крест Его» (27:32). Что касается нашего текста, то римский воин мог заставить иудея нести его снаряжение «одно поприще». «Поприще» — это римская мера длины, равная «тысяче шагов» (см. Славянское Евангельское Общество). В Современном Переводе сказано «одну версту».

Представьте, что вы иудейский крестьянин. Жаркий солнечный день, но на западе начинают собираться тучи. Вы торопитесь убрать зерно, пока не испортилась погода. Но вот вы останавливаетесь, чтобы вытереть пот со лба, и видите идущего по дороге римского воина. Даже смотреть не хочется на этого безбожника, который оккупировал и топчет Божью святую землю. Воин подходит, бросает под ноги несколько узлов и рявкает: «Подними!». Вы откладываете в сторону свой инвентарь, идете и поднимаете его вещи, а потом устало бредете за воином, обливаясь потом под тяжелой ношей. Какие чувства вы испытываете? Злость? Возмущение? Наконец, вы проходите требуемое расстояние и скидываете поклажу. Возвращаясь к своему полю, вы всю дорогу ругаетесь про себя. Вы были вынуждены сделать то, что ненавидите, а теперь вряд ли успеете убрать зерно до грозы. А самое главное, вы теперь церемониально осквернены близким контактом с язычником и его вещами!

Вот такая ситуация, а Иисус говорит: «Пройди с ним два поприща»! В некоторых же рукописях указывается, что Он сказал: «[Иди с ним] еще два». Может, Иисус просто испытывал Своих учеников, ставя перед ними трудные для выполнения задачи? Эти дополнительные тысячу или две тысячи шагов нужно было пройти, просто демонстрируя терпение? Или допускалось растущее возмущение в душе? Нет, Иисус хотел воспитать в Своих последователях определенное расположение сердца, готовность сделать сверх того, о чем тебя просят. Кроме того, по моему убеждению, подразумевалось, что второе поприще нужно пройти не только с готовностью, но и с радостью. Сегодня мы можем говорить о ком-то, что он «прошел второе поприще», имея в виду, что он сделал больше, гораздо больше, чем от него требовалось. А еще мы подразумеваем, что он сделал это с положительным настроем, так что в результате все сложилось удачно.

-3

На ум приходит много практических выводов. Нам нужно «идти второе поприще» в браке и в семье. А что вы скажете о родителях, которые обеспечили своих детей только самым необходимым — едой, одеждой и постелью, — тогда как были в состоянии сделать для них гораздо больше? Я не знаю, как у вас, но мои родители проходили второе поприще — и третье, и четвертое, и пятое, и сверх того. Так же и в церкви нам нужно «идти два поприща». Некоторые христиане хотят знать лишь минимум того, что им необходимо сделать, чтобы попасть на небеса. Но есть и другие (хвала Богу за них), которые хотят пройти не одну «тысячу шагов» ради Господа. Можно продолжить эти примеры, применив их к учебной аудитории и рабочему месту. Есть учащиеся и работники, которые делают лишь то, о чем их просят, и не больше. А есть такие, которые идут дальше требований (см. Кол. 3:23). Тот же принцип применим к понятию гражданства и к другим сферам деятельности.

Повторяю: основной принцип состоит в том, что мы не должны думать только о себе и своих правах. Мы обязаны ставить других впереди себя. Только тогда мы сможем оказывать на них положительное влияние. Но возвратимся к моей иллюстрации с иудейским крестьянином и представим себе такое развитие событий. Наконец, воин говорит вам: «Ты пронес мое снаряжение достаточно далеко. А теперь можешь возвращаться». Но вместо того чтобы бросить поклажу на землю и уйти, вы улыбаетесь и говорите: «Ничего, я буду рад донести твои вещи до ворот города». Самое малое, воин может просто опешить. От растерянности он, возможно, полюбопытствует, какой вы веры, расспросит о Боге, которому вы поклоняетесь. Возможно, но необязательно. Во всяком случае, в результате вы сами станете лучше.

(4) «Помогая другим, будьте бескорыстны». На первый взгляд, четвертая иллюстрация Иисуса отличается от других. Тема первых трех примеров — не мстить за обиду: когда вас бьют по щеке, когда вас судят или когда принуждают идти поприще. Но затем Иисус говорит о подаянии другим: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (ст. 42).

Это еще одна заповедь, которую используют, чтобы высмеять христианство, и которая смущает некоторых христиан. Если к ней подходить нерассудительно, то ее можно понимать так: неважно, кто и что просит, — вы обязаны удовлетворять их желания.

• Ваш ребенок просит сладости — и вы должны дать их ему.

• Человек идет мимо вашего дома. Дом ему понравился. Он просит, чтобы вы отдали ему свой дом — и вы должны отдать.

• Мужчине приглянулась ваша жена, и он просит ее себе — и вы должны отдать ее ему.

Эти примеры показывают, до каких нелепых крайностей можно дойти в понимании этой заповеди. Понятно, что слова Иисуса нужно как-то ограничить.

Если вам нужно доказательство того, что слова Иисуса можно определенным образом ограничить, не нарушая их смысла, то примите во внимание следующее. Чуть далее в Нагорной проповеди Иисус скажет такие слова о молитве: «Просите — и дано будет вам»; «ибо всякий просящий получает...» (Мф. 7:7, 8). В другой раз Он сказал: «Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:14). Означают ли эти обещания, что Бог исполнит любую просьбу, кто бы ни молился и что бы ни просил? Павел трижды просил Господа удалить «жало в плоть», но Господь не исполнил его просьбу (2 Кор. 12:7-9). Иаков говорил некоторым: «Просите — и не получаете, потому что просите не на добро» (Иак. 4:3). Если Божье обещание дать нам то, о чем мы просим, может иметь ограничения, то и Его повеления давать другим тоже могут их иметь.

Ограничения можно выразить по-разному. Можно отметить, что Иисус не говорил, что нужно давать человеку все, что тот попросит. Отдать кому-то все, что он просит, может быть губительно для того человека. Не говорил Иисус и о том, что мы должны давать другим именно то, что они хотят. Человек может просить денег, тогда как на самом деле ему нужны еда и работа.

Мне нравится, как эти ограничения обобщил Карсон. Он сказал, что «единственным ограничением в ответе верующего… является то, которое налагают любовь и Писания». Какие ограничения может наложить любовь на то, что мы даем? Любовь говорит, что я никогда не дам другому то, что может причинить ему вред. (Поэтому мы не даем своим детям сладости всякий раз, когда они просят их).

Какие ограничения налагают другие Писания? Не забывайте основной принцип библейского толкования: «Не истолковывай неясный отрывок так, чтобы он противоречил ясному отрывку в другом месте». Ясные отрывки в других местах устанавливают некоторые ограничения на то, что мы должны давать другим. Например, наша материальная помощь не должна поощрять человека к лени. «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес. 3:10). И снова принцип заботы о своих не позволит нам отдать то, в чем нуждается наша семья. «…Если же кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8).

На этом закончим разговор о том, что стих 42 не имеет в виду. Как этот пример согласуется с предыдущими? Тут тот же принцип: мы не должны быть эгоистичными. Нельзя привязываться к своему имуществу до такой степени, что становится трудно с ним расставаться. Мы должны быть готовы давать нуждающимся.

В контексте Иисус говорит о том, как вести себя с теми, кто причиняет нам зло. Как нам поступать с обидчиками? Мы должны давать им то, в чем они нуждаются. Этот пример переходит от отрицания к утверждению. Мы должны не просто молча терпеть несправедливость, но найти способ, как помочь нашим врагам (см. Рим. 12:19-21). Позитивное отношение к нашим обидчикам мы более подробно обсуждали в уроке «Будьте совершенны».

Нельзя, однако, ограничивать практическое применение Мф. 5:42 только врагами. Общий принцип здесь таков: не думать, что мое — это мое, а доброхотно делиться с другими. Не быть скупым и прижимистым, а проявлять великодушие и щедрость. Иоанн сказал: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17). Павел писал: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а особенно своим по вере» (Гал. 6:10). Мы имеем «первосвященника», который со страдает нам (Евр. 4:15); так давайте же и мы сострадать другим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Что нам делать, когда нам причиняют зло? У нас есть, как минимум, три возможности:

• Безграничная месть. Это закон джунглей, путь этого мира.

• Ограниченная месть. Это закон справедливости — то, что предлагал закон Моисея.

• Безграничная добрая воля. Это закон любви, путь Христа.

Мы с вами постарались осмыслить, чему именно учит Иисус в Мф. 5:38-42, но эти стихи в десять раз легче понять, чем исполнить. Думаю, с вами происходит то же, что и со мной: чем дальше я углубляюсь в Мф. 5, тем труднее становятся требования Христа и тем более я ощущаю нужду в Божьей помощи.

Смерть | С Богом по жизни | Дзен

👉🏻 Поиск и бронирование отелей в России (Реклама. Общество с ограниченной ответственностью "ДубльГИС". ИНН 5405276278)