Организаторы Underwater Photographer of the Year (UPY), международного конкурса подводной фотографии, подвели итоги и представили публике лучшие кадры подводного мира, выбранные из многих тысяч работ, присланных со всего мира.
Абсолютным победителем UPY’2024 стал фридайвер Alex Dawson из Швеции, который представил очень эмоциональную фотографию «Китовые кости», демонстрирующую последствия китобойного промысла.
«Китовые кости были сфотографированы в тяжелейших условиях, — объясняет председатель жюри Alex Mustard, — когда ныряльщик с задержкой дыхания опускался под ледяной щит Гренландии, чтобы запечатлеть останки китов. Фотография предлагает задуматься о нашем влиянии на великих существ этой планеты. С момента появления человека количество диких животных сократилось на 85%. Сегодня только 4% млекопитающих являются представителями дикой природы, остальные 96% — это люди и наш домашний скот. Наш образ жизни должен измениться, чтобы найти баланс с природой».
Lisa Stengel из США была названа "Перспективным подводным фотографом 2024 года" за снимок золотой макрели, ловящей сардин в Мексике. Автор использовала очень короткую выдержку и напрягла свой слух, чтобы уловить этот момент. «Если вы прислушаетесь, в океане будет огромное количество звуков, — объяснила она. — Действие было слишком быстрым, чтобы его можно было увидеть, поэтому я использовала скорострельность камеры, чтобы запечатлеть этот особенный момент».
«Это захватывающее время для подводной фотографии, и фотографы делают такие удивительные кадры в новых местах, используя новейшие камеры, — прокомментировал Alex Mustard. — До этого я почти никогда не видел фотографий махи-махи [золотой макрели], а Лиза сфотографировала её охоту, действие которой разворачивается в мгновение ока».
Победители категорий
Категория «Широкий угол. Marelux»
«Стая атлантических пятнистых дельфинов в море на Багамах.
Взаимодействие с этими очень умными китообразными в их естественной среде обитания — незабываемый опыт. Они известны своей игривостью по отношению к фридайверам. Хотелось сделать снимок, который передал бы их игривый дух и безмятежную красоту в дикой природе — резкий контраст с тем, что большинство людей, к сожалению, видят только в неволе».
«В 2011 году Багамские острова объявили свои воды «заповедником акул». Там я стал свидетелем нескольких незабываемых встреч. В сумерках несколько десятков лимонных акул поднялись из глубины и окружили лодку. Сидя на ступеньке для спуска, наполовину погрузившись в воду, я сделал отдельные снимки. Акулы были очень любопытными, не стеснялись приближаться. Я заменил стробоскопы на два фонаря постоянного света и использовал серийный режим в сочетании с короткой выдержкой, чтобы заморозить движение. Так удалось сделать несколько снимков очень крупным планом, подчеркнув великолепные цвета заката».
Категория «Макро»
«Меня привлек именно этот морской конек, потому что у него были особенно заметные отметины вокруг глаз, а потрясающий цветовой окрас разительно контрастировал с окружающими кораллами. Я решила открыть диафрагму до f/3,5, что превратило кораллы в расфокусированные облака. На мой взгляд, поразительные красные глаза и поза морского конька передают мощь и силу».
«Мы часто являемся свидетелями вертикальной миграции мелких существ, обычно обитающих на глубине более 200 метров. Однажды я наткнулся на пиросому (необычное трубчатое планктонное животное) длиной 10 см. Внимательно осмотрев его, я обнаружил, что внутри него пряталось другое существо, и мне удалось сделать несколько снимков, прежде чем оно опустилось в более глубокие воды».
«Мне всегда нравится, когда обычный объект, который часто фотографируется, снимается по-другому, по этой причине я решил посвятить несколько погружений съемке карликовых морских коньков. Изучив все места в Лембе (Индонезия), я решил снять их с помощью снута, ручной фокусировки и длинной выдержки, чтобы иметь возможность осветить и заморозить кадре морских коньков и размыть окружающий фон».
Категория «Крушение»
«Я был приглашен принять участие в 1-м конкурсе подводной фотографии в Акабе в Иордании, изюминкой которого является подводный военный музей. Необычное зрелище: боевые машины, затопленные на глубине от 15 до 28 м вдоль рифов в тактическом боевом порядке».
«Этот кадр я почти 6 лет пытался усовершенствовать. На протяжении многих лет у меня были разные условия на месте крушения «Кайла Спенглера», и я несколько раз пытался сделать этот снимок. То свет не так сильно пробивал воду, и вода выглядела тусклой, иногда видимость была плохой.
Обломок корабля находится на глубине около 60 метров в холодной воде Великих озер. Прошлым летом сллжились идеальные условия: было настолько темно, что свет действительно создавал призрачный образ деревянной шхуны, затонувшей в 1860 году».
«Это затонувшее судно называется «Дева», оно находится в Ресифи, Бразилия. Было затоплено в 2017 году в качестве места для дайвинга. В тот день при приближении к «Деве», я увидел эту удивительную стаю рыб, которая формой напомнила парус. У меня появилось ощущение, что «Дева» готово к плаванию (хотя первоначальная судно и не было парусным)».
Категория «Поведение»
«Мне посчастливилось увидеть это уникальное зрелище в открытых водах Тихого океана в заливе Магдалена, Мексика. Стаи-шары из сардин привлекли множество хищников, но главными звездами шоу, были киты Брайда. Они патрулировали воды в поисках стай сардин, чтобы набить свои желудки сотнями килограммов рыбы. На этом фото запечатлен момент нападения, когда кита захватил и фильтруют добычу от воды с помощью китовых усов после того, за один укус проглатывают сотни килограммов рыбы».
«Это фотография двух самок широкоротов в драке. В период размножения в борьбе за подходящее нерестилище не только самцы, но и самки сражаются друг с другом, и по необъяснимым причинам иногда даже самцы и самки дерутся между собой. Обычно их можно найти лишь в очень немногих местах южной Японии. Прежде чем снимать, я долго и усердно думал, как идеально передать в кадре две их самые важные характеристики: уникальный пятнистый узор внутри рта и рот, который может открываться на 180°! Я снял драку в самый напряженный момент, используя стробоскоп для создания черного фона».
«Когда кит после гибели падает на дно океана, ничто не пропадает даром. Туша горбатого кита на песке уже через несколько дней была очищена до костей. Эта одинокая тигровая акула осталась на месте происшествия, поедая все, что могла собрать. Мясо этой смерти накормит бесчисленное количество акул всех видов, рыб и морских птиц. Эта огромная передача энергии прошла путь от Антарктиды до Нингалу. И этот участок рифа как будто выиграл в лотерею».
Категория «Портрет»
«Известные своим дружелюбным и любопытным характером, серые киты часто приближаются к лодкам, позволяя наблюдать за их необычным поведением. Эта фотография была сделана с лодки, где кит посмотрел на мою камеру, напоминая человеческий взгляд, полный любопытства».
«Еще более удивительным, чем встреча с птицей под водой, является то, что она пытается атаковать вашу камеру во время охоты за мелкой рыбой в лесу из водорослей! Я запланировал погружение в заливе Монтерей (Калифорния) в солнечный день в надежде поймать в кадр баклана из под зарослей водорослей, пронизанных полуденным солнцем. Ко мне приближалось множество бакланов, они преследовали меня, клевали в голову и пытались схватить камеру. Этот на мгновение остановился, возможно, после того, как увидел свое отражение в стекле аквабокса, что позволило мне запечатлеть его портрет».
«Во время полевых исследований на островах Пхи-Пхи в Таиланде, я сосредоточил свои усилия на съемке поведения макак, питающихся крабами. Макаки-крабоеды очень хорошо приспособились к жизни у моря. Они очень хорошие пловцы, могут нырять и преодолевать короткие расстояния быстрее, чем большинство людей».
*Этот снимок стал абсолютным победителем по итогам конкурса Ocean Art’2023.
Категория «Черное и белое»
«Это изображение было из творческой съемки к моей первой выставке подводных портретов «Под водой». Я обратилась к девушкам из сборной по синхронному плаванию с просьбой провести съемку и забронировала бассейн, глубина которого оказалась больше ожидаемой, что расширило возможности съемок. Но удержать на месте черный фон с помощью моих обычных гирь оказалось проблематично. Два задника размером 6 х 3 метра продержались на месте всего несколько минут, а затем развалились — и это был один из снимков за это короткое окно».
«В этот день на острове Южный Нептун (Австралия) условия были идеальными. Под MV Rodney Fox плавало с десяток акул, а видимость была больше 30 м. Погода была тихая, солнечная, а океан был зеркальным. Мне удалось заморозить движение ближайшей акулы, одновременно изобразив нежное движение морской травы и атмосферу сцены».
«С тех пор, как живу на островах Майотта в Индийском океане, мне нравится плавать на поверхности и наблюдать эту невероятную жизнь, например, этих афалин. Дельфины здесь пугливые, к ним нельзя приближаться или использовать вспышку. Моей целью было снять их семьи и показать, что это иерархические животные, а также включить в кадр поверхность воды. Честно говоря, рисунок света на дельфинах стал просто удачей».
Категория «Компакт»
«Эта фотография голожаберного существа (Hypsolodoris apolegma) с императорской креветкой на голове была сделана в Туламбене (Бали, Индонезия). Чтобы создать огненный фон, я создал специальный инструмент, и мне потребовалось много времени, чтобы заставить его работать. Но в итоге я получил ту картинку, которую хотел».
«Этот снимок был сделан в Лембе (Индонезия). Кокосовый осьминог сидел в небольшой ямке в песке. На заднем плане — раковина, в которой жил еще один осьминог. После того, как я сделал несколько снимков, осьминог начал трогать мой объектив. И мне удалось сделать этот снимок с акцентом на его глазах».
«Во время дайвинг-путешествия по Красному морю мы направились к мелкой лагуне, ожидая встречи с дельфинами. И вот на горизонте появился первый плавник, а через несколько мгновений мы были в воде в окружении примерно тридцати любопытных афалин.
Дельфин на фотографии, был особенно общительным. Двигаясь по кругу, он подплывал все ближе и ближе. И хотя я немного опасалась дикого животного длиной почти три метра, мне очень понравился великолепный и интенсивный визуальный контакт с этим конкретным экземпляром».
Категория «Новички»
В 2023 году на кораллах рифа Марса Шагры (Египет) впервые за 11 лет стали появляться небольшие группы детенышей барракуд, но там, где жила я, они все собрались вместе в один гигантскую стаю-шар у выхода в море из залива, не оставляя дайверам иного выбора, кроме как проходить через них в начале и в конце погружения.
Одним особенно ясным и тихим утром мне удалось сфотографировать эту фридайверку, игравшую среди рыб. К осени молодые особи подросли, и стая привлекла охотников, окуней и более крупных барракуд, которые пировали здесь в течение нескольких месяцев».
«Раджа Ампат, Индонезия — желанное место для многих дайверов и не зря. Невероятное разнообразие и плотность морской жизни в этом регионе часто может граничить с сенсорной перегрузкой, когда вы плаваете и сканируете рифовый ландшафт, пытаясь составить кадр в видоискателе камеры. Я хотел создать фотографию, которая запечатлела бы взрыв жизни, цвета и текстуры, который приходит на ум, когда думаешь о морской среде «Классического Раджа Ампата». Эта крылатка, приютившаяся на черной звезде и обрамленная сотнями крошечных стеклянных рыбок, привлекла мое внимание и стала любимой фотографией за год съемки».
Категория «Британские воды. Широкий угол»
«Я сделал это фото во время погружения с северными олушами на Шетландских островах. Находиться среди ныряющих олушей добавляло адреналина, и было трудно выбрать, куда направить камеру. Я пыталась снимать разных проплывающих мимо птиц и была приятно удивлена, увидев позже, как этот снимок передал динамику происходящего».
«Отчасти я должна поблагодарить моего шкипера Дэнни Дэниэлса за этот кадр, который сказал: «Кирсти, я собираюсь бросить тебя прямо на большую косяк окуней» – он видел рыбу на своем эхолоте. Мои настройки не сразу оказались правильными — их сложно выставить для этих отражающих свет рыб в наших водах, часто наполненных взвесью, но пока стая кружилась вокруг, удалось сделать этот кадр».
«Это изображение подводной лодки U1021, затонувшей в конце 1944 или начале 1945 года и лежащей примерно на глубине 55 метров. Это была одна из трех подводных лодок, затонувших на минном поле в Бристольском проливе. Никто из членов экипажа не выжил, что делает это погружение довольно отрезвляющим. Если не считать сломанной носовой части, в остальном подводная лодка находится в очень хорошем состоянии. У меня был приятель, который осветил для меня перископ и боевую рубку».
Категория «Британские воды. Макро»
«Спускаясь в темно-зеленые глубины морского озера в Шотландии, во время погружения в сумерках я приблизилась к месту, где мой фонарик высветил яркие цвета живого ковра из тысяч хрупких звезд.
Очарованная разнообразием оттенков и узоров каждой звезды, я почувствовала, что это невероятная встреча с видом, которого никогда раньше не видела. Я заметила этого фиолетового морского ежа, а доминирующая звезда рядом с ним создала прекрасно сбалансированную пару, идеально окруженную переплетением хрупких звезд на заднем плане».
«Снимок сделан во время ночного погружения. Я считаю, что у крабов смелые и забавные характеры: они подбегали ко мне и дико размахивали клешнями как рейверы, и мне захотелось запечатлеть подобный персонаж. Краб сливался с песком, поэтому я использовала фиолетовый свет фонаря для фона, а затем высветила краба белым светом вспышки, отслеживая его бег по морскому дну на длительной выдержке. Это создало прекрасный контраст зеленого цвета краба с фиолетовым фоном».
«Летом я погружалась в Киммеридже, где за неделю до этого было много медуз на водорослях. Однако, как и во всех дайвингах в Великобритании, ничто не гарантировано, и я на этот раз я никак не могла найти ни одной медузы – только в самом конце погружения, но этот объект съемки находился в очень неудобном положении, и было гораздо больше промахов, чем попаданий. Но потом мне удалось осветить медузу крошечным лучом на вспышке, одновременно создав синий фон».
Категория «Британские воды. Живущие вместе»
«Морские рыбки собачки-бабочки, естественно, выбирают своим домом заброшенные раковины трубачей, но могут проявить творческий подход. На морском дне реки Фал многие из них решили использовать выброшенные стеклянные бутылки в качестве убежища».
«Пирсы кажутся настоящей достопримечательностью морской дикой природы, обеспечивая убежище и искусственный риф. Этот ничем не отличался: покрытый перистыми анемонами и выделяющимся морским ежом. Мне понравился контраст между рукотворной частью сооружения и покрывающей его мягкой животной жизнью».
«Скала Дравна, полная жизни, считается одним из лучших береговых мест для дайвинга в Великобритании.
Плохая видимость типичная для здешнего дайвинга, означала, что приближение к объекту было ключом к созданию ярких изображений. Я нашел небольшой участок рифа с морскими звездами, который, как мне казалось, будет красиво смотреться на переднем плане, а затем направил дайверов по обе стороны, чтобы добиться некоторой симметрии. Затем заставил дайвера справа сделать выражение сильного удивления, и завершил сцену».
Категория «Британские воды. Компакт»
«Летом в бухте Чесил водоросли иногда полностью покрывают гальку. Множество кошачьих акул, каракатиц, молодых морских угрей и других ночных хищников патрулируют этот сезонный «джунглевой» склон, с удовольствием перекусывая всем, что попадается им на пути. Эта сонная кошачья акула, осторожно высунула свою голову сквозь траву, чтобы выяснить, являюсь ли я угрозой или едой. Пока она обдумывала это, мне удалось немного поиграть со вспышками, пытаясь рассеять часть света через стебли водорослей.
«В прошлом я немного экспериментировал с фотографией. Но никогда не пробовал технику съемки в сочетании с подводной флуоресценцией. Я экспериментировал с разными объектами и вскоре обнаружил, что мне очень нравится, как выглядят фейерверки анемонов. Этот снимок был сделан во время погружения на Лох-Файн перед восходом солнца. Я использовал на своих вспышках два фильтра возбуждения Nightsea, синие светодиодные фонари FireDiveGear/Riff TL Azur и барьерный фильтр FireDiveGear».
«Одна из моих любимых особенностей дайвинга — никогда не знаешь, что найдешь, даже в местах, где ты нырял несколько раз. Это изображение было сделано на месте в Лох-Левене, которое я посещал много раз. Это погружение, безусловно, преподнесло замечательный сюрприз: огромное скопище лунных медуз на глубине около 20 метров. Я решил попробовать высветить одну из них с помощью портативного фонаря, одновременно показывая остальных при рассеянном свете на заднем плане».
Премия «Фонд сохранения морской среды Save our Seas»
«Пляжи Коста-да-Капарика, расположенные у Лиссабона, в этот солнечный день были заполнены любителями позагорать. И тут их внимание привлекло что-то необычное. Огромный кашалот изо всех сил пытался плыть, медленно двигаясь к берегу. Вскоре его гигантское израненное тело прошло мимо серферов и пловцов и достигло мелководья пляжа. Навстречу киту выбежали десятки загорающих. Вместе они толкали, пытаясь помочь гиганту вернуться в море, пока он медленно хлопал хвостом, тяжело дыша. Но через несколько часов кит делает последний вздох, его тело раздавлено силой тяжести, когда он лежит на песке.
По оценкам, каждый год гибнет около 20 000 китов и еще больше получают ранения в результате столкновений с кораблями, и лишь немногие люди осознают, что это вообще происходит».