Этот фильм - любимый фильм Земфиры и Познера. Диалог между ними был примерно такого свойства:
В. Познер: назовите ваш любимый фильм
Земфира: (без промедления) Ниночка!
В. Познер: О, вы знаете Ниночку? Это и мой любимый фильм.
Короткого обмена фраз между людьми, которые точно что-то понимают в искусстве и кинематографе оказалось достаточно, чтобы я тоже захотела убедиться, а смогу ли я назвать "Ниночку" - своим любимым фильмом.
Забегая вперед, могу сказать - да, могу.
Первый просмотр вызвал у меня единственно эффект поддакивания моей романтической субличности героям - советскому "ревизорро" Ниночке и Леону - парижанину и капиталисту. Ниночка не имела бы того шарма, если бы ее не сыграла Грета Гарбо. Это единственный фильм, где драматическая актриса позволила себе рассмеяться. И как! Громким детским смехом.
Признаюсь, я была настолько очарована игрой и диалогами, что во время первого просмотра упустила всю политическую подоплеку, которую несет в себе фильм. Ниже как раз об этом.
Второй раз я начала пересматривать его сегодня, чтобы выполнить первое задание на курсе Скиллбокс "Профессия - сценарист".
Итак, идейное противостояние красной Ниночки и белого Леона разворачивается на фоне вражды коммунизма и капитализма.
На фильм ставят ярлык антисоветской пропаганщины. Но, на мой взгляд, стоит заметить - автор не замалчивает проблемы капстроя и рисует его беспринципность во всей его наготе.
Леон – приспособленец, делец, не постоянен в связях, везде принят и всеми любим, но никем и нигде – по-настоящему. Обманом пишет телеграммы в Россию, спаивает членов Торговой палаты, намекает, что французский суд беспристрастный, только если ему не показывать чудесные женские ножки. Что это, если не насмехание над системой европейского правосудия?
Для великой княгини он - игрушка, которую она готова разбить, чуть кто захочет ее отнять. Дворецкий – олицетворение несвободы в, казалось бы, свободной постреволюционной Франции. Не способный оценить несносности своего положения, как и его либеральные хозяева не способны признать, что помыкают людьми.
При этом, советские граждане если и живут под давлением общественного строя, то хотя бы имеют внутренне признают это, и мирятся – не имея другого выхода. Это и горемычный сосед Ниночки, который все-таки не сдал ее и троицу друзей, распевающих оды Франции, в КГБ.
Чтобы загрузить печи, Советский союз распродает предметы искусства, а герцогиня готова заработать на продаже историй из прошлого. Режиссер рисует карикатурными образы советских людей. Якобы вырвавшись к буржуазным ценностям, фракам, неглиже и шампанскому – тут же променяли на это партийный дух. Но все же Ниночка готова принести себя в жертву народу, когда герцогиня Свана предлагает ей выбор между голодом и личным счастьем. Сама она на такой поступок – не способна. Поэтому вопрос, кто лучше – риторический.
Как и положено жанру романтической комедии, Леон вначале преследует исключительно корыстную цель, но из-за влияния Ниночки переосмысливает идеалы и даже точечно – перенимает марксистскую идеологию. Отпускает дворецкого, дает денег троим русским на ресторан и выбирает в спутницы русскую.
Ниночка, в свою очередь, снимает маску холодности, превращается из партийного товарища в женщину, способную любить. Через влюбленных, казалось бы, режиссер дал надежду на зарождение нового строя. Строя, в котором, как мечтала Ниночка, не будет ни фашизма, ни коммунизма, а за примирением красных и капиталистов даже наблюдал дедушка Ленин (сцена после театра с Леоном и Ниночкой в номере отеля, где у кровати стоит портрет вождя).
Но Эрнст Любич в 1939-м в преддверии Второй мировой уже что-то знает и бросает тень на мировой порядок словами Греты Гарбо: «Упадут бомбы, цивилизация содрогнется, дайте нам мгновение счастье».
Приглашаю в мои каналы в Телеграм:
- про новости https://t.me/newspronews
- inst* (*от мета запрещен и признан экстремистским в РФ) @irina_fire_produser
Буду благодарна за лайк и подписку!