Найти в Дзене

Рецензия на фильм "Ниночка", 1939, реж. Э.Любич

Этот фильм - любимый фильм Земфиры и Познера. Диалог между ними был примерно такого свойства:

В. Познер: назовите ваш любимый фильм

Земфира: (без промедления) Ниночка!

В. Познер: О, вы знаете Ниночку? Это и мой любимый фильм.

Интервью Земфиры в программе "Познер". Фото: из открытых источников.
Интервью Земфиры в программе "Познер". Фото: из открытых источников.

Короткого обмена фраз между людьми, которые точно что-то понимают в искусстве и кинематографе оказалось достаточно, чтобы я тоже захотела убедиться, а смогу ли я назвать "Ниночку" - своим любимым фильмом.

Забегая вперед, могу сказать - да, могу.

Первый просмотр вызвал у меня единственно эффект поддакивания моей романтической субличности героям - советскому "ревизорро" Ниночке и Леону - парижанину и капиталисту. Ниночка не имела бы того шарма, если бы ее не сыграла Грета Гарбо. Это единственный фильм, где драматическая актриса позволила себе рассмеяться. И как! Громким детским смехом.

Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич
Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич

Признаюсь, я была настолько очарована игрой и диалогами, что во время первого просмотра упустила всю политическую подоплеку, которую несет в себе фильм. Ниже как раз об этом.

Второй раз я начала пересматривать его сегодня, чтобы выполнить первое задание на курсе Скиллбокс "Профессия - сценарист".

Содержание курса-профессии от Скиллбокс "Сценарист". Фото: скрин из курса
Содержание курса-профессии от Скиллбокс "Сценарист". Фото: скрин из курса

Итак, идейное противостояние красной Ниночки и белого Леона разворачивается на фоне вражды коммунизма и капитализма.

На фильм ставят ярлык антисоветской пропаганщины. Но, на мой взгляд, стоит заметить - автор не замалчивает проблемы капстроя и рисует его беспринципность во всей его наготе.

Леон – приспособленец, делец, не постоянен в связях, везде принят и всеми любим, но никем и нигде – по-настоящему. Обманом пишет телеграммы в Россию, спаивает членов Торговой палаты, намекает, что французский суд беспристрастный, только если ему не показывать чудесные женские ножки. Что это, если не насмехание над системой европейского правосудия?

Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич
Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич

Для великой княгини он - игрушка, которую она готова разбить, чуть кто захочет ее отнять. Дворецкий – олицетворение несвободы в, казалось бы, свободной постреволюционной Франции. Не способный оценить несносности своего положения, как и его либеральные хозяева не способны признать, что помыкают людьми.

При этом, советские граждане если и живут под давлением общественного строя, то хотя бы имеют внутренне признают это, и мирятся – не имея другого выхода. Это и горемычный сосед Ниночки, который все-таки не сдал ее и троицу друзей, распевающих оды Франции, в КГБ.

Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич
Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич

Чтобы загрузить печи, Советский союз распродает предметы искусства, а герцогиня готова заработать на продаже историй из прошлого. Режиссер рисует карикатурными образы советских людей. Якобы вырвавшись к буржуазным ценностям, фракам, неглиже и шампанскому – тут же променяли на это партийный дух. Но все же Ниночка готова принести себя в жертву народу, когда герцогиня Свана предлагает ей выбор между голодом и личным счастьем. Сама она на такой поступок – не способна. Поэтому вопрос, кто лучше – риторический.

Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич
Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич

Как и положено жанру романтической комедии, Леон вначале преследует исключительно корыстную цель, но из-за влияния Ниночки переосмысливает идеалы и даже точечно – перенимает марксистскую идеологию. Отпускает дворецкого, дает денег троим русским на ресторан и выбирает в спутницы русскую.

Ниночка, в свою очередь, снимает маску холодности, превращается из партийного товарища в женщину, способную любить. Через влюбленных, казалось бы, режиссер дал надежду на зарождение нового строя. Строя, в котором, как мечтала Ниночка, не будет ни фашизма, ни коммунизма, а за примирением красных и капиталистов даже наблюдал дедушка Ленин (сцена после театра с Леоном и Ниночкой в номере отеля, где у кровати стоит портрет вождя).

Но Эрнст Любич в 1939-м в преддверии Второй мировой уже что-то знает и бросает тень на мировой порядок словами Греты Гарбо: «Упадут бомбы, цивилизация содрогнется, дайте нам мгновение счастье».

Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич
Кадр из фильма "Ниночка", 1939 год, реж. Э.Любич

Приглашаю в мои каналы в Телеграм:

Буду благодарна за лайк и подписку!