Найти тему
PRslon

Рецепт приготовления «вкусных» лонгридов

Оглавление

Внимание зацепить сложно, а удержать еще сложнее? Думаете, в век 10-секундных роликов никто не читает длинные тексты с картинками? Лонгриды доказывают обратное!

Они втягивают читателя в омут событий, дарят яркие образы и море эмоций, не отпуская до финальной точки. Разбираем магию захватывающих мультимедийных историй и секрет их гипнотической силы.

Сейчас много говорят о клиповом сознании или мышлении. Мол, интернет и гаджеты избаловали пользователя и приучили мгновенно переключаться с одного источника информации на другой, нигде подолгу не задерживаясь. И, дескать, в силу этой привычки человека крайне трудно привлечь лонгридами, то есть длинными статьями и аналитическими выкладками, отчего такая разновидность контента в скором времени рискует окончательно уйти в прошлое.

В то же время люди знающие утверждают, что лонгриды – это хорошо забытый, а значит почти новый и довольно живучий тренд в медийном пространстве.

Так что же из себя представляет лонгрид? Анахронизм, рудимент, антиквариат или бессмертную классику? И если сейчас он востребован, как его создавать грамотно?

Давайте разбираться.

Подписывайтесь на наш ТГ-канал PR-prosvet, там вас ждут актуальные новости, интересные подборки нейросетей для разных целей, актуальные рекомендации по пиар-продвижению бизнеса через СМИ и интернет-контент и многое другое!

-2

Происхождение термина

Начнем с определения. Лонгрид (от англ. long – «длинный, долгий» и read – «читать») – это мультимедийный материал, отличающийся большим объемом текста и насыщенностью всевозможными медиа-элементами: фото, видео, аудио, графикой и т.д.

Главное в лонгриде – увлекательный сюжет, за которым читатель готов следовать долгое время.

Хотя сам термин появился относительно недавно, история лонгридов уходит корнями в далекое прошлое. Еще в XIX веке публиковались масштабные очерки, разворачивающие целую эпопею на газетной полосе.

Чарльз Диккенс и другие не менее известные писатели и публицисты в популярных изданиях также издавали романы с продолжением.

Однако настоящий расцвет феномена длинных текстов в СМИ пришелся на последнее десятилетие благодаря стремительному развитию мультимедийных и интерактивных технологий.

Сейчас лонгриды активно используют как эффектный способ подачи материала, позволяющий увлечь читателя и погрузить в атмосферу происходящего.

Создать так называемую иммерсивную среду.

Все ли лонгриды одинаковые? Существуют ли принципиальные отличия между ними?

-3

Виды лонгридов

Лонгриды бывают разных видов в зависимости от тематики и целевой аудитории.

Портретный

Один из самых популярных форматов – портретный лонгрид, посвященный интересной личности. Здесь в центре внимания конкретный человек, его жизнь, деятельность, окружение. Такой лонгрид позволяет читателям отождествлять себя с героем материала, вызвать сопереживание и интерес к чужой судьбе.

Например, на сайте Sports Illustrated был опубликован обширный материал под названием «От аутсайдера до чемпиона» о восхождении звезды НБА Леброне Джеймсе, от трудного детства до вершин спортивной славы.

Еще один пример: объемный материал с фотографиями и цитатами героя публикации под названием «Мальчик из Булавайо» на сайте журнала TIME, рассказывающий историю основателя Wikipedia Джимми Уэйлса от раннего детства в Зимбабве до создания одной из самых посещаемых страниц интернета.

На самом деле, таких материалов на страницах крупных изданий великое множество, что говорит о популярности лонгридов, в том числе портретных.

Репортажный

Другой распространенный жанр – репортажный лонгрид, рассказывающий о каком-либо важном событии. Это может быть природная катастрофа, техногенная авария, общественно-политическое событие. Репортажный лонгрид переносит читателя непосредственно на место происходящего, погружая его в гущу событий при помощи ярких описаний, комментариев очевидцев, фото- и видеоматериалов.

Здесь имеет смысл упомянуть еще одну разновидность масштабного мультимедийного материала под названием сноуфолл (дословно переводится как «снегопад»). Термин появился в 2012 году после публикации мультимедийного материала в издании The New York Times.

В нем рассказывалось о сходе лавины и операции по спасению погребенных под снегом лыжников и сноубордистов. Подробный текст с вкраплениями репортажных элементов, а также аудио и видео-эффектов произвели огромное впечатление на миллионы пользователей.

С тех пор термин сноуфолл стал обозначать мультимедийный материал с преобладанием визуального контента над текстовым, в отличие от лонгрида – мультимедийного материала с преобладающим содержанием текста.

Еще один из самых известных примеров – репортаж National Geographic о терактах 11 сентября 2001 года в США. Журналист не только минута за минутой восстанавливает события того рокового дня, но и приводит трогательные истории выживших, сопровождая их фотографиями и инфографикой. Такой мультимедийный лонгрид помогает читателю лучше понять масштаб трагедии и сопереживать ее участникам.

Аналитический

Еще один тип лонгридов – аналитический. Здесь в фокусе сложные, многоплановые проблемы из разных сфер жизни общества: экономика, политика, социальная сфера. Цель такого лонгрида – не просто проинформировать читателя, но и помочь разобраться в неоднозначном, порой запутанном вопросе при помощи экспертных оценок и комментариев.

🚩 Подробнее о пользе экспертного контента рассказывали в этой статье >>

К примеру, The Guardian опубликовал аналитический материал, посвященный неравенству доходов в современном мире. Журналист приводит результаты исследований, комментарии ученых-экономистов, чтобы проанализировать причины и последствия такого неравенства для общества. Такой подход дает возможность читателю получить объемное представление о сложной проблеме.

Журналистское расследование

Следующий популярный жанр лонгридов – журналистское расследование. Здесь в центре внимания какая-то интригующая тема, требующая детального изучения и анализа. Это могут быть коррупционные схемы чиновников, нарушения закона крупными компаниями, злоупотребления в различных сферах. Цель расследования – выявить скрытые факты и обнародовать правду.

Яркий пример – расследование The New York Times о сексуальных домогательствах в Голливуде, ставшее началом движения #MeToo . Благодаря собранным журналистами фактам и свидетельствам пострадавших женщин, эту серьезную проблему удалось вывести на публичное обсуждение.

Мультимедийный

Еще один популярный формат – мультимедийный лонгрид. Его отличительная особенность в том, что помимо текста он содержит большое количество разнообразных медиа-элементов: фото, видео, аудио, инфографику, цитаты, документы. Такой контент привлекает современных читателей, позволяя им как можно глубже погрузиться в тему.

Например, Wired опубликовал мультимедийный лонгрид, посвященный истории искусственного интеллекта. Помимо текста там представлен интерактивный таймлайн с ключевыми событиями, видеоинтервью с учеными, фотогалереи. Такая насыщенность элементами делает материал более наглядным и запоминающимся для аудитории.

Еще один пример: материал в Forbes под названием «Илон Маск. Человек, который хочет все». В нем приводится история Маска с использованием большого числа фото, видео, графиков, таймлайна событий.

Коммерческий

Коммерческие лонгриды используются брендами и компаниями как эффективный маркетинговый инструмент. Их цель – не просто проинформировать о бизнесе, а создать вокруг него историю, вызывающую доверие и симпатию у целевой аудитории.

К примеру, компания Nike создала лонгрид о своем основателе Филе Найте и истории бренда. Это позволило привлечь внимание общественности и укрепить имидж Nike как компании, бережно хранящей традиции и ценности.

Реконструктор

Еще один специфический вид лонгридов – реконструктор, цель которого воссоздать события давно минувших дней или рассказать исторический факт под новым углом зрения. Реконструктор помогает оживить прошлое, сделать его ближе и понятнее для современного читателя.

Пример: материал под названием «24 часа, изменившие Россию», вышедший на РБК и представляющий из себя мультимедийную реконструкцию событий августовского путча 1991 года.

Для чего была придумана такая разновидность материала как лонгрид?

-4

Польза от лонгридов

Лонгриды не просто следуют модному тренду. Они решают важные задачи в современной медиасреде:

1. Подробно и многосторонне раскрывают сложную тему, преподносят различные точки зрения, экспертные оценки, факты и доказательства. Это особенно ценно в эпоху обилия коротких новостных заметок, где вместо глубокого анализа подсовывают яркие заголовки.

2. Удерживают внимание аудитории благодаря разнообразию контента, интерактивным элементам и увлекательному сюжету.

3. Заинтересовывают даже тех, кто уже привык к клиповому восприятию информации. Таким образом, лонгриды воспитывают культуру чтения длинных текстов.

4. Выполняют важную просветительскую и образовательную функцию. Они не только развлекают, но и обогащают читателей новыми знаниями, расширяют кругозор, заставляют задуматься о важных вещах. А это особенно актуально для подрастающего поколения.

5. Качественные лонгриды позволяют формировать преданную читательскую аудиторию вокруг актуальных или наболевших тем и развивать отношения с читателями на новом уровне.

Поэтому создание лонгрида – это не разовая акция или мини-проект, а важная долгосрочная инвестиция, работа на перспективу.

6. И, конечно же, лонгриды дают возможность создавать устойчивый трафик для сайта, блога или издания, поддерживать авторитет бренда в информационном поле. Поэтому лонгриды лучше воспринимать не как модное веяние, а как неотъемлемую часть стратегии в развитии издания.

Польза от лонгридов с точки зрения SEO

Помимо привлечения целевой аудитории, лонгриды играют важную роль и для продвижения сайта в поисковой выдаче, то есть SEO.

Во-первых, объемный и уникальный контент, каковым является качественный лонгрид, всегда положительно влияет на SEO. Он демонстрирует поисковым системам экспертность сайта в теме, повышает его авторитетность.

Во-вторых, мультимедийный характер лонгридов способствует лучшему индексированию контента.

Поисковики учитывают не только текст, но и другие элементы: заголовки, подписи к изображениям, ссылки и так далее.

И наконец, качество лонгридов и популярность у пользователей положительно влияют на поведенческие факторы ранжирования: время на сайте, глубину просмотра страниц, количество социальных рекомендаций. А это прямой путь к топовым позициям в выдаче по запросам.

Ну что ж, теорией вооружились, пользу осознали. Пора воплощать замысел?

Но не спешите. Остался еще один важный этап.

-5

Определите необходимость лонгрида

Прежде чем приступать к созданию лонгрида, важно определить, на самом ли деле он необходим. Ответить помогут ключевые вопросы:

  • Какая тема будет в центре лонгрида и кто целевая аудитория? Например, сложный аналитический материал на экономическую тему вряд ли заинтересует широкие массы читателей. Здесь уместнее выбрать что-то более живое и эмоциональное.
  • Могу ли я рассказать нечто новое? Оцените потребность общества в подобного рода контенте. Если тема уже хорошо освещена или не представляет интереса для аудитории, возможно, стоит отказаться от идеи лонгрида, чтобы не потратить усилия впустую. А вот спрос на уникальную информацию, новый взгляд – хороший повод для создания объемного материала.
  • Как воспримет читатель материал? Кроме того, важно понимать психологию читателей, их готовность воспринимать длинный текст. Если аудитория консервативна, для комфортного чтения лучше разбить материал на части.

Подготовка к созданию лонгрида

После того как необходимость лонгрида определена, приступаем к подготовке, которая сравнима с приготовлением сложного блюда.

1. Выбираем само «блюдо», которое хотим приготовить.

Для этого тщательно продумываем тему будущего материала, выбираем наиболее подходящий для нее формат: портрет, репортаж, аналитика и так далее. От этого зависит дальнейший посыл.

🚩 Подробнее о том, как находить интересные темы для статей, рассказывали здесь >>

2. Далее подбираем качественные «ингредиенты».

То есть, предстоит кропотливая работа по сбору информации из различных источников: научных трудов, статистических данных, материалов СМИ, архивных документов. Это придаст лонгриду полноту охвата темы и объективность.

3. И, наконец, выбираем «соус» и эстетическое воплощение.

Для этого нужны яркие, запоминающиеся иллюстрации, органично дополняющие текст: фотографии, инфографика, цитаты известных людей по теме. Такие элементы сделают лонгрид более живым и привлекательным для читателей. Визуальный контент зачастую не менее важен, чем сам текст.

Создание структуры лонгрида

После сбора необходимой информации приступаем к структурированию будущего лонгрида.

А вот здесь, наверное, уместнее будет сравнивать процесс не с приготовлением блюда, а с написанием добротного сценария к фильму. Как говорится, по хорошему сценарию можно снять плохой фильм, но по плохому нельзя снять хороший. Поэтому в основе добротного лонгрида должна лежать логичная структура, внятный план.

А) Начинать нужно с формулировки главной идеи – стержня всего повествования. Это ключевое послание автора читателям, которое должно прослеживаться на протяжении всего текста.

Б) Далее добавьте в структуру немного драматургии для создания эмоциональной связи с читателем. Чтобы раскачать эмоции аудитории, материал должен вызывать у читателя любопытство, смех, сочувствие к герою материала и потрясение. В идеале – всё перечисленное, но если не получается, то не менее двух элементов.

В) Продумайте основные смысловые блоки и озаглавьте их так, чтобы подзаголовки заинтриговали аудиторию, подтолкнули к дальнейшему чтению. Продумайте логическую связь разделов между собой.

Г) Ну и в завершение нужно грамотно распределить подготовленный материал по блокам, соблюдая принцип «от общего к частному»: от фундаментальных аспектов темы к конкретным фактам и деталям. Тем самым вы получите плавность повествования и комфортное восприятие информации.

-6

Написание текста

После тщательной подготовки и структурирования приступаем к написанию основной части лонгрида. Здесь нужно последовательно, с соблюдением логических связей между абзацами, раскрывать заявленную тему. Повествование делаем плавным и цельным.

Важно использовать языковые конструкции, помогающие удерживать внимание читателя: риторические вопросы, эмоциональные обращения, неожиданные повороты сюжета.

Текст должен захватывать, поэтому скатываться в сухое изложение фактов недопустимо.

В заключении лонгрида формулируем вывод, который не только подведет итог всему сказанному, но и заставит читателя задуматься, переосмыслить привычные вещи, взглянуть на них под другим углом.

По большому счету, хорошее заключение должно побудить аудиторию к действиям. Например, более внимательно относиться к собственному здоровью, изменить привычки, начать новое увлечение, пересмотреть отношение к чему-либо. В конце концов, просто задуматься.

🚩 О том, как писать заключение к статьям, можно почитать здесь >>

Лид-абзац и заголовок

Когда основной текст и заключение готовы, приступайте к написанию сильного вступительного абзаца – лида, который плавно погрузит читателя в тему. Лид должен захватывать внимание интригой, цепляющим фактом или цитатой, обещать раскрытие важных подробностей далее по тексту.

От качества лида во многом зависит, захочет ли читатель продолжить знакомство с материалом.

По готовности лида можно переходить к заголовку. Набросайте разные варианты и скомпонуйте из них такой, который заинтригует читателя, заставить его остановиться и приступить к чтению. Удачный заголовок должен играть на пользе и/или любопытстве аудитории.

Если вам удобнее придумать сначала заголовок, а потом лид-абзац, делайте так. Главное, чтобы к этому моменту основной текст статьи уже был готов.Заголовок и лид гораздо легче придумывать, когда материал обрел форму и содержание, и есть понимание, что он из себя представляет в целом.

🚩 Подробнее о том, как придумывать завлекающие лиды к статьям, читайте здесь >>

Визуальное оформление

После написания основного текста лонгрида, не стоит забывать о не менее важном этапе – работе над визуальным оформлением.

Тщательно отбирайте фото- и видеоматериалы для дополнения и иллюстрации слов. Изображения должны быть высокого качества, хорошо передавать атмосферу происходящего.

Не менее важно правильно расположить их по тексту так, чтобы они органично встраивались в повествование.

Кроме того, чтобы облегчить читателям навигацию по длинному материалу, можно добавить удобные инструменты: кнопки для перехода между ключевыми разделами, ссылки на наиболее важные части, оглавление.

Такие элементы позволят быстро перемещаться по лонгриду, не теряя концентрации и интереса к теме. Удобство навигации – залог того, что читатель осилит весь текст от начала до конца.

Проверка и корректировка

После создания черновой версии лонгрида наступает критически важный момент – тщательная проверка текста и его доработка.

На данном этапе необходимо вычитать весь материал, исправить опечатки, стилистические и фактические ошибки. Убедиться в корректности цитат и данных, чтобы не вводить читателей в заблуждение недостоверными сведениями.

Дополнительно стоит перепроверить логику изложения материала в основной части лонгрида, цельность и непротиворечивость повествования, соответствие заголовка, лида и выводов содержанию и направлению мысли.

Если вы проделали всё вышеизложенное, поздравляем! Ваш лонгрид готов к публикации.

-7

Инструменты для создания лонгридов

Современные технологии предоставляют авторам онлайн-сервисы для создания ярких мультимедийных лонгридов. Это упрощает процесс.

Одним из лучших инструментов считается Tilda Publishing – визуальный конструктор сайтов, позволяющий без навыков программирования создавать эффектные мультимедийные истории с различными блоками, анимацией, параллакс эффектами.Есть масса готовых шаблонов.

Также хорошо себя зарекомендовал сервис Storyline от Knight Lab.

Он дает возможность выстроить увлекательный сюжет с помощью текста, временной шкалы, изображений, видео и аудио. Сервис подойдет для создания как интерактивных статей, так и цифровых рассказов.

Ну и, конечно, ИИ. Куда же без него?

За последнее время нейросети заметно эволюционировали и теперь уже способны генерить вполне себе связный и читаемый текст. Правда, написать весь лонгрид с помощью ИИ точно не получится. Вернее, написать-то получится, но читать такую статью будет так же «интересно», как и статистический отчёт или расписание поездов.

Поэтому если вы хотите, чтобы статью, созданную нейросетью, дочитали до конца, ее придется «оживить», «очеловечить». А именно: добавить интонации, эмоции, юмор, вводные слова, слова-связки, сравнения, метафоры, цитаты, пословицы или поговорки. Тут кому что нравится.

🚩 О противоборстве нейросетей и копирайтеров можно почитать в этой статье >>

А теперь немного дегтя в бочку меда.

Почему лонгриды не «доедают» до конца?

Даже несмотря на все преимущества, лонгриды не всегда прочитываются «от корки до корки». И здесь несколько распространенных причин:

  • слабый заголовок и лид, не способные зацепить читателя и вызвать желание продолжить знакомство с материалом;
  • причиной может быть плохая структурированность текста, разрозненность информации, отсутствие логических связок между абзацами;
  • наконец, камнем преткновения часто становится неудачное соотношение текста и мультимедиа. Либо сплошная стена текста без иллюстраций, либо наоборот – яркие картинки, но мало полезной информации.

Заключение

Есть такой еврейский анекдот. В городе открылся ресторан с броским названием «Как у мамы». Под вывеской – слоган «У нас вкусно и дешево! Но мы заставляем доедать…»

К сожалению, никаких механизмов или методик, заставляющих читателя добираться до последних строчек не существует. Кроме мастерства тех, кто готовит материал.Возможно, со временем психологи и маркетологи изобретут некие «пищевые добавки», «усилители вкуса», эдакий «глутамат натрия» для контента.

А пока, как в песне Владимира Высоцкого, «надеемся только на крепость рук, на руки друга и вбитый крюк».

А это значит – постоянная работа над совершенствованием навыков по созданию лонгридов, оттачиванием мастерства, новыми интересными экспериментами в этой области.

Так что пробуйте, экспериментируйте, творите с умом, и всё у вас получится!

Кстати, если вам понравился этот лонгрид, не забудьте поставить лайк «шеф-повару» и подписаться. И до новых встреч в нашем контент-ресторане!

🚩 Проконсультироваться по PR-сопровождению бизнеса »

-8

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика не выгодно?

Нанять PR отдел на аутсорсе »

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

🚩 http://prslon.ru/ »

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в любом удобном мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22