Наконец, уложила девчонок спать и можно уделить время себе. Я взяла со стола книгу всю в закладках – «Дети другие» и принялась листать, ища нужную мне информацию и погружаясь в воспоминания.
«…У него не такое восприятие времени, как у взрослых. Дела не кажутся ему столь необходимыми и срочными…Ваш ребенок живет тем, что происходит с ним в конкретный момент…»
- Софа, мы опаздываем! Убирай скорей игрушки и одевайся!
- Щас!
Я заканчиваю макияж и захожу к ней в комнату – дочка, как сидела на полу с игрушками, так и продолжает сидеть.
-Софа, я же сказала – заканчивай, - начинаю раздражаться я. Достаю ее вещи из шкафа, а дочка даже не пошевелилась, продолжает рассаживать своих кукол. Я уже рычу – хватаю ее на руки, уже не до игрушек. Дочка в слезы.
- Нам надо одеваться! Мы опаздываем на занятия!
- Не хочу! - рыдает дочь, а я, нервно дергая ребенка, продолжаю ее одевать.
«…Ваш ребенок еще не научился контролировать свои чувства так, как это могут делать взрослые. И не умея выразить свое состояние, он может скрывать обиду, или выражать ее в противоречивом, раздраженном поведении…»
- Мам, я не хочу в садик.
- Доча, ты побудешь немного, и я за тобой приду после обеда.
- Хорошо, - понуро опустила голову.
Приходим в садик, и тут начинаются мелкие всхлипывания, пока я ее раздеваю. Когда я заканчиваю ее переодевать – рыдания уже в голос. Выходит воспитательница: «Соня, иди ко мне!» - берет ее на руки. Дочь начинает еще больше кричать и вырываться. Я выбегаю из группы, и бегу из садика. Слезы льются рекой теперь и у меня – на хрена все это?! Бьется мысль у меня в голове. Пытаюсь взять себя в руки – 3-х месячная вторая дочь ждет меня дома. Хоть бы не проснулась, еще одну истерику не вынесу.
«…Ему необходимо жить в среде, где каждая вещь имеет свое собственное место. Ему нужен определенный режим, который вносит порядок в жизнь. Маленький ребенок может быть глубоко расстроен беспорядками…»
Дочери года 1,5, мы ходим на Монтессори-занятия. Педагог дала ей лист бумаги с нарисованной банкой, и нужно приклеить «помидорчики» и «огурчики». Я наблюдаю как дочь размеренно намазывает кружочки и овальчики, четко выравнивая их по одной линии. Помню, как месяца в 3 мы с мужем долго не могли понять причины ее истерики. Оказалось, когда она лежала в кроватке – перед ее глазами на полке стояла ваза, а сейчас в этой вазе стояли цветы на столе. Пришлось срочно переставить цветы в банку, а вазу вернуть на место. Истерика тут же успокоилась.
Интересно, кем она будет?
«…ребенок предпочитает не играть, а выполнять «настоящую» работу, например, убираться, готовить пищу или ухаживать за цветами…»
- Дома то понятно как это сделать, а вот в саду? – задумалась я. Лет 5 назад, когда родилась дочь, я окунулась в детскую психологию и педагогику, с тех пор мой мир уже никогда не будет прежним. А последние года 3 во мне упрямо зрела мысль открыть свой детский центр. Вот только ни образования, ни денег, ни понимания как это сделать у меня не было. Один огромный энтузиазм…
***
Я веду блог в ЖЖ. Поделилась своей мечтой о детском центре в блоге.
- Юля, это круто!
- Здорово очень! Надо делать!
- Вот повезет детям в твоем городе.
Сыпались комментарии. Но мне было страшно – одна идея, тонна теории, и никакой опоры. «А вдруг это не моя цель? Вдруг это только моя иллюзия? Начну делать и ничего не получится, перегорю, а деньги вложу…» - сомнения терзали меня.
С мужем и родными было разговаривать бесполезно – всю идею со своим бизнесом они считали бредом. «У нас никто никогда не был предпринимателем, никто не сможет тебе помочь», «Больших денег честным трудом не заработаешь» - это были слова их поддержки.
Но я уперто (если не упорото) шла к своей цели – курс по составлению бизнес-плана, программы для подготовки к школе, постоянный мониторинг подходящей аренды и составление списка закупок наполняли мои дни.
Однажды, решившись, я подошла к папе: «Папа, ты можешь мне одолжить денег?» Папа удивленно поднял на меня глаза. – «Понимаешь, я хочу открыть детский центр. У меня уже все есть, бизнес-план составила. У нас в городе только 2 детских центра, а Монтессори нет вообще!...» Я говорила и говорила, а папа только смотрел и молча улыбался. Не знаю, что он увидел в моих глазах, но на следующий день он принес мне 7500 долларов (в 2012 году это было дофига).
Мой план начал воплощаться – первым делом я начала закупать игрушки и материалы. А вторым…
***
Вторым – договорилась об экскурсии в Монтессори-садик в Ростове.
Я безумно волнуюсь! Все лето я готовилась к открытию, пришлось поменять 2 помещения (2 ремонта, соответственно), куча материалов и игрушек закуплено (позже пойму, что много лишнего купила), начала проводить собеседования… Но я все еще не видела – каким должен быть детский центр, только из книг и своих фантазий. И вот, мы едем.
Меня везет муж. В какой-то момент он смирился, что на меня не действуют слова и доводы разума (я буду делать молча). И просто стал быть рядом – привести, забрать, отвезти, выслушать жалобы мои, найти подрядчиков. Я радовалась – поддерживал, значит. Хоть и молча.
Мы въезжаем в Ростов, и в этот момент я ощущаю как спазмами начинает крутить живот. Это еще с детства – любое волнение сопровождается характерными спазмами. А в следующий момент я понимаю, что так просто спазмы не пройдут… Пиздец.
- Коля, останови срочно!
- Где? На Шолохова? – он удивленно поднял брови.
- Не знаю! Срочно останови, иначе, произойдет нечто неприятное, – мне уже сложно сидеть, я скручиваюсь.
Муж все понимает, и начинает смеяться, но сворачивает в ближайший двор. Я выбегаю из машины, и, о, чудо! – вижу стоматологию. Я забегаю туда, и в регистратуру: «Здравствуйте!»
- Здравствуйте, - отвечают мне. – Вы записаны?
- Извините, нет. Подскажите, у вас можно сходить в туалет?
Девушки переглядываются между собой – Да, конечно, - показывает дорогу одна из них.
Похоже, я у них одна такая клиентка. Жуть, как не удобно. Но могло быть и хуже…
- Спасибо, - выхожу я. – До свидания.
- До свидания.
На улице муж курит, но улыбка не сходит с лица. «Ну, как? Все нормально?» Я его готова убить.
Наконец, без дальнейших происшествий, приезжаем в садик. Это большое 3-х этажное здание за забором. Я звоню в домофон. Открывают. Захожу в калитку и попадаю на детскую площадку – комплекс с горкой, классики расчерчены краской на асфальте, ворота, мячи, какие-то еще игрушки. Поднимаюсь по высокой лестнице. Открываю дверь – на встречу выходит девушка: «Здравствуйте! Вы – Юлия?» - «Здравствуйте, да» - «Я – Светлана. Мне сейчас нужно срочно уехать, к сожалению. Разувайтесь, я провожу вас в класс».
Я захожу в класс – просторное, нет, огромное помещение с белыми стенами и столами, вдоль стен стоят низкие полочки со множеством разных материалов. В помещении детей человек 20 от 2,5 до 6 лет и педагог.
- Берите стульчик и присаживайтесь. У нас гости часто бывают, поэтому дети привычные.
Я беру стульчик и присаживаюсь в угол так, чтобы можно было наблюдать большую часть помещения и, при этом, никому не мешать. Дети перемещаются хаотично по классу – кто-то взял карандаши и рисует, кто-то из розовых кубиков башню строит, кто-то – за столом пинцетом раскладывает разноцветные бусинки по пробиркам, а кто-то…
Мое внимание привлекает мальчик (2,5 лет, как я позже узнала). Он подходит к столу, на котором стоит зеркало и коробка с бумажными салфетками. Достает салфетку, вытирает себе нос, смотрясь в зеркало, и выбрасывает ее в мусорку.
Да ну, на фиг! Так можно было?!
Серьезно – можно, чтобы ребенок в 2 года высморкал себе нос без напоминаний!?
Обычно бывает наоборот. Видишь у ребенка сопли, берешь салфетку, подходишь к нему и вытираешь нос, не особо считаясь с тем, чем он там был занят.
Мой мозг взрывается.
Наступает время обеда. Повар принесла кастрюли и поставила на длинном столе.
- Ребята заканчиваем работу, убираем материалы и идем мыть руки, время обедать – раздается голос педагога. Кто-то из детей уже все убрал и сразу бежит в ванную, кто-то начал убирать, а кто-то все еще занят.
- Люба! – раздается голос мальчугана лет 5. – Я не закончил еще.
- Ты хочешь эту работу продолжить? – спрашивает она.
- Да, я хотел бы закончить.
- Ты можешь поставить табличку рядом со своей работой и присоединиться к нам.
Мальчик идет берет на полке сложенный пополам лист бумаги, неровными буквами выводит свое имя и ставит на стол рядом со своей игрой. И бежит мыть руки.
«Интересный прием» - думаю я, и поворачиваю голову к обеденной зоне.
Дети уже с тарелками в руках стоят в очереди - наливают себе суп и идут за стол. Возвращаются, берут ложки, хлеб. После еды – ставят тарелки в специальный ящик, который принесла повар, туда же кладут ложки. Кто-то из малышей пролил суп – идет к корзинке, берет тряпку, вытирает стол, и относит тряпку уже в другую корзинку.
Кто-то не захотел суп, и положил себе второе, а кто-то добавку супа себе налил. Прикольно.
В моей голове происходит какой-то фейерверк. Неужели все так просто?! (Забегая вперед, как же я ошибалась).
После наблюдения, возвращаюсь к мужу (он прождал меня 3 часа в машине). Восторг и улыбка льются через край – Коля, ты не представляешь! Это фантастика!
- Что, так здорово? – глядя на меня, улыбается он в ответ.
- Да! Дети сами накладывают себе еду! - Слова льются из меня потоком.
- Хорошо, расскажешь по дороге. Я уже построил маршрут домой. Кофе тебе купил. Будешь бутерброд? – киваю. «Спасибо» и достаю бутерброд, пока он вышел на улицу покурить.
Каждой клеточкой своего тела я понимаю, что хочу свой Монтессори центр. Я должна создать такое пространство для своих детей. Они должны получить другой опыт, не такой как у меня.
По дороге я еду в основном молча, изредка отвечая на его вопросы. Мне хочется побыть внутри себя, наедине со своими мыслями, нарисовать картины своего будущего детского центра.