Найти в Дзене
Ваша Эллина Владис

Интересные факты ☝️

А вы знали, что в 1939 году Гитлера номинировали на Нобелевскую премию?

Номинация Гитлера была выдвинута шведским политиком-антифашистом Брандтом в качестве сатирической критики политических дебатов в Швеции. Он и не предполагал, что это заявление будет воспринято общественностью всерьёз, ведь он это проделал с определённой долей иронии.

Нобелевская премия
Нобелевская премия

За всю историю человечества Гитлер считается одним из самых кровожадных правителей, а Брандт являлся убеждённым антифашистом, потому и выдвинул его кандидатуру в качестве стёба. Всё дело в том, что в 1939 году двенадцать шведских депутатов выдвинули на номинацию кандидатуру премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена.

Ему в заслугу ставилось то, что он был ответственным за мир во всём мире после Мюнхенского соглашения 1938 года, которое он заключил при непосредственном участии Гитлера в обмен на Чехословацкую область Судеты, которая отошла тогда Германии. И вот спустя всего три дня Брандт и направил норвежскому комитету по присуждению Нобелевской премии письмо с выдвижением кандидатуры Гитлера.

Невилл Чемберлен
Невилл Чемберлен

После чего шведские левые группы принялись критиковать и осуждать Брандта. Его лекции в различных клубах также были отменены. Однако, сам Брандт попытался донести до общественности посредством интервью следующее:

- Выдвижение кандидатуры Чемберлена заставило меня выдвинуть кандидатуру Гитлера как провокацию против лидера и нацизма. Я считаю, что благодаря Мюнхенскому соглашению западные державы нанесли Чехословакии удар в спину, передав Судетскую область Германии, и ни один из этих лидеров не заслуживает Нобелевской премии.

Адольф Гитлер
Адольф Гитлер

Согласно архивам Нобелевской премии, Брандт отозвал свою номинацию первого февраля 1939 года. Архивы описывают Брандта как “члена шведского парламента-антифашиста, который никогда даже не предполагал, что его заявление будет воспринято кем-либо всерьёз”.

В Нобелевском центре мира описывают объяснения Брандта о том, что его номинация была ироничной, как нечто “вероятно, правильное”, однако “он не смог предвидеть реакцию общественности, когда дело дошло до того, как именно он сформулировал свое послание”.