Найти в Дзене
Рисуя историю

Мир солнечных пейзажей и драмы забытых мифов. Как картины Николаса Берхема Старшего переписывают историю голландского искусства

Семнадцатый век считается золотым веком голландской живописи, когда художников было множество, часто объединявшихся в группы. Самыми популярными жанрами стали пейзажи, натюрморты, портреты и бытовые сцены. Музеи многих стран гордятся обладанием реалистичных полотен мастеров этого периода, которые оказали значительное влияние на культуру не только в живописи, но и в музыке и литературе. Среди известных художников того времени были Питер Брейгель, Рембрандт, Ян Вермеер, Питер Брейгель старший, Франс Халс, Антонис ван Дейк, а также многие другие. Примерно четыреста лет назад, в это же время, родился Питер Клас. О его жизни мы знаем мало, хотя он стал известным художником-натюрмортистом и отцом ещё более известного художника-пейзажиста. Место его рождения – Берхем, но сложность в том, что существует несколько населённых пунктов с таким названием, и они в разных странах. Случилось ли это на территории современной Франции, Голландии или Германии, недалеко от города Мюнстер, — неизвестно. В

Семнадцатый век считается золотым веком голландской живописи, когда художников было множество, часто объединявшихся в группы. Самыми популярными жанрами стали пейзажи, натюрморты, портреты и бытовые сцены.

Николас Питерс Берхем – Юпитер и Каллисто 1656
Николас Питерс Берхем – Юпитер и Каллисто 1656

Музеи многих стран гордятся обладанием реалистичных полотен мастеров этого периода, которые оказали значительное влияние на культуру не только в живописи, но и в музыке и литературе. Среди известных художников того времени были Питер Брейгель, Рембрандт, Ян Вермеер, Питер Брейгель старший, Франс Халс, Антонис ван Дейк, а также многие другие.

Примерно четыреста лет назад, в это же время, родился Питер Клас. О его жизни мы знаем мало, хотя он стал известным художником-натюрмортистом и отцом ещё более известного художника-пейзажиста. Место его рождения – Берхем, но сложность в том, что существует несколько населённых пунктов с таким названием, и они в разных странах. Случилось ли это на территории современной Франции, Голландии или Германии, недалеко от города Мюнстер, — неизвестно. В возрасте около двадцати лет он переехал в Харлем ((встречаются еще написания «Гарлем» и «Гаарлем»), который в то время был важным центром живописи в северных Нидерландах.

Посмотрите в галерее работы художника:

Сын Питера, известный как Николас (Клас) Берхем, родился в Харлеме 1 октября 1620 года. Он получил основы живописи от своего отца, а затем обучался у нескольких других учителей. В дальнейшем вступил в гильдию, а также женился. Его сын стал художником, продолжая семейную традицию.

Вероятно, Николас-отец посетил Италию в образовательных целях, как это было обычно тогда. К 1677 году он окончательно переехал в Амстердам, где проживал, работал и скончался в возрасте 62 лет, 18 февраля 1683 года.

Больше работ можно увидеть в галерее:

Николас Берхем Старший достиг значительного успеха, вероятно, в значительной степени благодаря своей выдающейся трудоспособности. Его наследие включает около 850 картин, 500 рисунков и примерно 80 гравюр, что свидетельствует о высоком спросе на творчество этого художника.

Берхем являлся представителем так называемого итальянского направления, отличающегося своей яркостью и легкостью. Его персонажи часто обитали в окружении ярких, солнечных пейзажей, напоминающих средиземноморские местности. А характерные темные облака и ненастье в его работах служили индикаторами эмоционального напряжения.

Полистайте галерею, чтобы посмотреть больше картин:

Берхем создавал картины, посвященные сценам охоты, аллегориям, бытовым сюжетам, пасторальным и зимним пейзажам, а также работал над произведениями, основанными на религиозных и мифологических мотивах.

В Эрмитаже представлена одна из работ Николаса Берхема Старшего — недавно восстановленная картина 1649 года под названием «Похищение Европы».

Николас Питерс Берхем – Похищение Европы 1649
Николас Питерс Берхем – Похищение Европы 1649

Основанная на сюжете древнегреческого мифа о Зевсе, верховном боге, который влюбился в красоту финикийской царевны Европы, картина изображает момент, когда Зевс, превратившись в быка, похищает девушку. Он несет ее на своей спине через море к острову Криту. Этот миф вдохновил множество художников, и на его основе было создано множество картин, но наиболее распространенным мотивом является изображение Европы, плывущей на спине быка.

Берхем запечатлел момент, предшествующий похищению. Европа гуляла в компании подруг по берегу и обратила внимание на привлекательное и дружелюбное животное. Шерсть могучего быка сверкала белизной, а его голову украшали золотые рога. Девушки приступили к ласкам, играя с ним, создавали венки, чтобы украсить его. Все веселились, не подозревая о потенциальной опасности.

Посмотрите другие работы художника в галерее:

Однако за спинами персонажей тянулись грозовые облака, ветер усиливался, трепеща волосы и накидку царевны. Берхем мастерски подчеркнул драматичность момента, сгущая краски. Яркая ткань накидки, белизна кожи девушки и шерсти быка привлекают внимание зрителей к главным героям.

Европа спокойно усаживается на спину своего будущего похитителя и удерживается за его рог, одна из подруг держится за другой. Над ними парят Амуры, символизируя любовь и предвестие счастливого завершения истории. По сюжету Зевс замер, готовясь прыгнуть в море вместе со своей избранницей. Козы на переднем плане и быки вдалеке тоже, кажется, замерли.

Чтобы увидеть больше работ художника, полистайте галерею:

Хочешь картины художника в свой интерьер? Жми!

-8

Полотно демонстрирует высокий уровень мастерства художника, который с равной убедительностью изобразил людей, животных и задний план с пейзажем. Размеры картины, приблизительно 220 на 270 сантиметров, а также натуральный масштаб фигур героев, позволяют рассмотреть каждую деталь в мельчайших подробностях. Картина справедливо считается одним из шедевров голландской живописи.

Полистайте галерею, чтобы увидеть больше работ:

В творениях Николаса Берхема Старшего отчетливо прослеживается тонкий баланс между реализмом и эмоциональной напряженностью, что делает его работы привлекательными для исследования и восхищения. Его вклад в голландскую живопись остается неоценимым, а его наследие продолжает вдохновлять и восхищать поколения художников и ценителей искусства по всему миру. Николас Берхем Старший стал не только знаковой фигурой золотого века голландской живописи, но и важным звеном в цепи развития европейского художественного наследия.

Не забывайте делиться вашими впечатлениями о картинах и творческом пути художника в комментариях, и до новых встреч!

Добавьте описание
Добавьте описание

Сделай репост в свои соц. сети, и твои друзья тоже познакомятся с этим художником! Спасибо!