Найти тему

Нужны ли/вредны ли детям занятия по ЗОЖ?

Сегодня специальные занятия по ЗОЖ прочно вошли в практику детских садов. И при этом, часто детям даются абстрактные знания, связанные с анатомией и физиологией человека, используются учебные и наглядные пособия (таблицы, макеты), рекомендованные для школ. У детей хорошая память, они запоминают слова и целые предложения, начинают ими оперировать, не понимая сути. А взрослые умиляются такой «образованности» …

Но, так ли безобиден этот детский лепет о «человечьих крОвях»?

Всё так стремительно меняется. И сегодня у нас уже новые авторитеты, в том числе и в педагогике. Но, мне всегда важно было знать, что думали по какому-то вопросу наши «отцы-основатели». Понятно почему? Потому что у них были настоящие научные лаборатории, и выводы они делали после серьёзных исследований.

Вот что говорил Е.А.Аркин, один из основоположников физического воспитания детей: "Я, как врач, всегда боролся и буду бороться против раннего ознакомления детей с медицинскими терминами, против преждевременных попыток объяснения им происхождения болезней. Все такие беседы, объяснения скучны, в лучшем случае проходят мимо ушей ребёнка, в худшем - вселяют бессознательный страх. Воспитание в дошкольном возрасте должно строиться на силе чувств, впечатлений, восприимчивости, подражательности ребёнка. Средствами воспитания должны служить бодрое слово, радостная улыбка, пример, дружеская поддержка".

Как вы считаете, может ли современный ребёнок пройти мимо медицинских знаний? Вернее, могут ли эти знания пройти мимо него?

Давайте попробуем держать разумный баланс.

Как определить, какие валеологические знания нужны, доступны дошкольнику?

В этом вопросе я согласна с известным белорусским педагогом В.А. Шишкиной. Она предлагает использовать "простую математику": те знания, которые являются для ребёнка "живыми", то есть получены практически, "чувственно", которые нужны ему сегодня, а не завтра, и которые можно уже сейчас применить в жизни, ощутить на деле их значимость. С ними можно поэкспериментировать, поиграть, их можно нарисовать, слепить, придумать о них рассказ и т.п. Такие знания гораздо естественнее и эффективнее приобретать в повседневной жизни, в конкретной жизненной ситуации. Именно поэтому весь быт в дошкольном учреждении надо организовать так, чтобы дети имели возможность постоянно упражняться в навыках гигиены и самообслуживания и воспринимать их как норму жизни и как обязательность. Именно в процессе своей практической деятельности ребёнок должен узнавать: зачем и почему именно так надо умываться, чистить зубы, после каждого загрязнения мыть руки; зачем надо спать, делать зарядку, проветривать комнату, быть на воздухе, не кутаться в сто одёжек; почему надо сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.

Да и Да: обычная ежедневная бытовая деятельность является одним из основных средств валеологического воспитания детей и формирования основ ЗОЖ.

Но, в полной ли мере мы используем её возможности? Правильны ли наши указания, комментарии деятельности детей?

Предлагаю вам провести небольшой самоанализ и побыть цензором формулировок своих же комментариев и указаний детям. Попробуйте их изменить, основываясь на положении, что средствами воспитания должны служить бодрое слово, улыбка, дружеская поддержка, концентрирование внимания не на том, что будет «плохо», если .., а на том, что будет "хорошо".

Если не можете сходу вспомнить, то вот вам примерные реплики для "цензуры":

- Закрою окошко, а то вас продует, и вы заболеете.

- Намыливайте руки два раза, а то микробы попадут в рот и будет живот болеть.

- Сядь ровно, смотри какая спина уже горбатая.

- Надо включить свет, а то мы все ослепнем здесь.

- Не забудь пополоскать рот, а то зубы будут болеть.

- Ешь, а то такой хилый и будешь.

- Опять не вытер рот салфеткой? Посмотри, ты, как "хрюшка".

Ну, как? Получается?

В конце статьи покажу, что у меня вышло.

Считаю, что правильно выстроенная повседневная жизнь должна стать базой формирования привычки здорового образа жизни. Без неё просто бесполезно что-то рассказывать, показывать и даже проводить передовые опыты.

Но, глупо было бы спорить с тем, что задачи формирования основ валеологической культуры могут решаться в разных видах деятельности, в том числе и на занятиях.

Предлагаю вам копилку методов, которая была собрана и успешно апробирована в нашем детском саду.

Методы валеологического воспитания детей:

  • Самонаблюдение перед зеркалом. Взаимонаблюдение.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Практические действия (игры с водой, мыльной пеной и т.п.)
  • Беседа (Почему надо умываться? Для чего мы чистим зубы?)
  • Чтение рассказов, стихотворений.
  • Использование потешек, загадок, пословиц, поговорок.
  • Дидактические игры ("Умоем куклу перед обедом", "Кукла Катя обедает")
  • Сюжетно-ролевые игры (Семья, Парикмахерская, Больница, Поликлиника, Кафе "Витаминка" и др.)
  • Игровые ситуации ("Мойдодыр пришёл в детский сад", "Мальчик Петя поссорился с зубной щёткой" и др.)
  • "Гость группы" (родители - врач, медсестра, медсестра по диетпитанию детского сада).
  • Игры с масками, переодеваниями ("Какой я могу быть?", "Что я могу?", "Всё это я", "Угадай, кто я").
  • Настольно-печатные игры ("Сложи картинку", "Пирамида питания", "Режим дня", "Дорога к Здоровью", "Предметы личной гигиены").
  • Рассматривание книг с иллюстрациями ("Моё тело", "Как работает твоё тело" и др.).
  • Подвижные игры ("Замри", "Море волнуется", "Я знаю 5 имён…", "Сделай фигуру" и др.)
  • Рисование (автопортрет, родители, друзья, "Мы-спортсмены" и т.п.).
  • Танцевальные движения под музыку.
  • Экскурсия на кухню, прачечную, в кабинет медсестры.
  • Беседы из личного опыта детей (приём гостей, "как мы делали салаты", "как мы пекли пироги" и т.п.)
  • Пример сверстников.
  • Детский дизайн (изготовление рекламных плакатов, коробочек для лекарственных трав и т.п.).
  • Развлечения.
  • Прослушивание магнитофонных записей (сказки, звуки природы).
  • Выставка открыток.
  • Игровые модели.
  • Изготовление и оформление самодельных книжек.
  • Привлечение родителей к образовательному процессу.
  • Выставка салатов "Любимый салат нашей семьи".
  • Элементы соревнования.
  • Рассматривание репродукций картин.
  • Опыты ("Умный нос", "Язычок-помощник", "Проверим слух", "Наши помощники глаза", "Большой-маленький", "Проверка зрения", "Если не видишь").

Ну, и в процессе режимных моментов давать позитивные комментарии и указания. Помните, игру в цензора?

Пожалуй, лучше будет сказать так:

- Комната уже проветрилась, какой свежий здоровый воздух.

- Кто намыливает руки два раза, тот будет здоров.

- Сядь ровнее, спина будет красивая, прямая.

- Включим свет, чтобы всё было хорошо видно.

- Съешь кашу, она добавляет силу и здоровье.

- Вытри рот салфеткой, и будешь чистый и красивый.

Что скажете, коллеги?

Включаете ли вы в образовательный процесс специальные занятия валеологической тематики? Нужны ли они, на ваш взгляд?

Какие методы и приёмы Вы считаете наиболее результативными?

Созданы ли в ваших группах необходимые и достаточные условия для формирования основ здорового образа жизни (зеркало для детей, оборудование для дежурных, ростомеры, физкультурное оборудование, дидактические игры по ознакомлению со строением человека и основам гигиены и т.д.)?