Анна Николаевна лежала в больничной палате, на казенной кровати, вспоминала прожитые годы, весело она жила, пользовалась всеми благами жизни, до каких могла дотянуться. Вышла два раза замуж, правда пришлось каждому из мужей родить по ребенку, но это не помеха для счастливой, веселой жизни. В результате она обзавелась трёхкомнатной квартирой, после смерти второго мужа вообще жила в свое удовольствие.
Дети, а что дети, для чего-то же существуют ясли, круглосуточные детсады, школы- интернаты. Все это в помощь матерям одиночкам, так раньше считала, да и сейчас в этом полностью уверенна. Дети ее представлений в воспитании не приняли, мужья против были.
Первый против был круглосуточного сада для дочери, из - за чего и развелись, а когда она дочь в шкоду -интернат определила, ну а что когда матери - разведенке уроками с дочкой заниматься, она работает, в выходные нужно отдохнуть, личную жизнь устраивать. Бывший муж забрал девочку себе, и алименты платить перестал.
Но одноминутная квартира, которую им от предприятия дали, как молодой семье, досталась ей при разводе, то есть им с дочерью. Через год после развода она снова вышла замуж, на этот раз за мужчину гораздо старше себя, он хотел детей, и она родила ему сына, был он взрослым, состоявшимся человеком, и не позволил отдать ребенка в ясли, пришлось Анне нянчиться с малышом самой, но она и тут нашла выход из положения, подкидывала сына то свекрови, то соседке и убегала, якобы по срочным делам, ну а кто сказал, что посещение магазина, парикмахерской или швеи, это не срочное дело. Девушка, не смотря на замужество, должна выглядеть на все сто.
Она и грудью детей не кормила, чтобы форму не потеряла, и фигуру сохранить.
Когда сын подрос, его все же отдали в сад, правда обычный, и тут случилось не предвиденное, умер муж. На работе ему стало плохо и когда приехала скорая, его не стало.
Анна Николаевна заснула, ей снился мальчик, с полными слез глазами, ему не хотелось ехать в какой- то интернат, он хотел остаться дома, с мамой, или даже с неприветливой соседкой, тетей Галей, но его никто не слушал.
В коридоре две сестрички сплетничали, поглядывая как в дальнем конце кор дора моет полы совсем старенькая санитарочка, баба Аня или правильно Анна Семёновна, но ее так редко называют, все больше ласково, баба Аня.
-Лесь, ты не знаешь, бабуля наша-она показала глазами в сторону уборщицы-,совсем одинокая, ей некому с деньгами помочь.
Анна то Семеновна, нет у нее дети есть, я раньше тоже думала, что она одна, а недавно видела ее в вестибюле больницы, с очень прилично одетой женщиной, мне любопытно стало, я и подслушала, женщина эта нашу Анну матерью называла:
-Мама, ты же обещала уволиться, в твоем возрасте надо на лавочке сидеть.
-А,га, и жаловаться на бессонную ночь, то соседи спать мешают, из- за стены, от молодой пары стоны слышны, по потолку ребенок бегает, а в низу далеко не молодые соседи ссорится. Нет, не дождетесь, я здесь лентяйкой на машусь, с больными поговорю, дома не успею голову на подушку положить, засыпаю, никто не мешает.
-Может эта работа нужна кому-то, человеку есть не на что.
-За такую зарплату сюда никто не пойдет, до того как я устроилась, у них больше года второй санитарки не было, пока мы с Ефимовной можем, будем работать.
-Мам, что люди подумают, что мы не можем с Борисом родную мать обеспечить.
-Лена, что хотят, пусть то и думают, мы про себя знаем. Если был жив Лёшенька, я бы еще подумала, стоить ли на работу ходить, а его не стало и мне дома тоскливо.
-Живи у нас, места хватит, или у Бориса.
-Чего мне у вас делать, я пока сама за собой хожу, внуки выросли если правнуки будут, помогу.
-Мам, какая же ты упрямая. Лера из командировки приезжает.
-Вот и хорошо, приду в гости на выходные, а сейчас мне работать нужно, ты иди и не переживай, у меня все хорошо
-Значит она здесь от скуки, а не из- за денег.
-Интересная бабуля, знаешь, а она многих пациентов на ноги поставила, помнишь года два назад у нас парень был после аварии, совсем плохой, его кажется Федор звали, жена как узнала, что он на годы к кровати прикован, развелась, он в депрессию, а баба Аня с ним все беседовала, о чем-то рассказывала, и он ожил, в себя пришёл на поправку пошёл, врачи такого не ожидали.
-Деда Митрича ходить заставила, он уже кушал в кровати, а она его за стол вначале заставила садиться, а потом он и вовсе в столовую ходить стал, родные удивлялись такому преображению старика.
-Многим она помогла, а к Анне Николаевне не подходит, у нее дети есть.
-Есть, жаловалась мне, что забыли они про нее.
-О чем сплетничаем? - к ним подошла Анна Семеновна.
-Почему Анну Николаевну дети не навещают? Наверное, живут далеко.
-Сын не знаю где, а дочь в наше городе.
-Может не знает?
-Как же можно так к родителям относиться, совершенно им внимания не уделять? -возмутилась Леся.
-Ну Анька все для этого сделала. Они тоже, когда –то во внимании нуждались, а она переложила эту мисси на плечи государства. Ответочка прилетела –так мой внук выражается.
-Это как? - удивились девушки.
-Да так, сдала детей в круглосуточный сад и школу -интернат. Если девчонке еще повезло, ее отец к себе забрал, то у парня отец умер, и он до окончания школы в интернате жил.
-Вы то об этом как узнали.
-Милочка, я же не всю жизнь полы в больнице мыла, мы с ней вместе, на одном предприятии работали. Красивая Анька была, одета всегда с иголочки, веселая.
-Когда ей говорили, что она не дело делает, детей по интернатам отправляет учиться, она отшучивалась, что жизнь дается один раз, и нужно прожить ее с удовольствием.
-Как так можно, а сейчас говорит, что ее дети забыли, что она для них сделала, чтобы помнили.
-Видимо считает, что все правильно делала -пожилая женщина улыбнулась с грустью в глазах- Идите девушки от сюда, мне работать нужно, полы сами не вымоются, а скоро посетители пойдут.
На следующий день та же компания стояла в том же коридоре. Дверь открылась и в него вошел мужчина, высокий, хорошо одетый:
-Вы к кому-дорогу ему преградила баба Аня
-К заведующему отделение, где его кабинет?
-Халат и бахилы оденьте,- указала она на вешалку с халатами, в углу у двери и коробку с бахилами-у нас лежачие больные, не нужна нам лишняя грязь.
-Хорошо, хорошо,- равнодушно ответил посетитель.
-Кабинет в конце коридора, идите не ошибетесь.
Через двадцать минут баба Аня увидела завотделением в компании посетителя, идущих по коридору, они остановились у палаты Анны, доктор приоткрыл дверь, его собеседник заглянул в палату, долго всматривался в лицо женщины.
-Она испытывает сильные боли?
-Нет, скорей ее состоянию из-за лени, у Анны Николаевны возрастные болезни суставов и сосудов не особо выражены.
-Почему она одна в палате?
-Всех выписали, ее тоже через пару дней выпишем. Если родственники не заберут, то будем оформлять в дом престарелых.
-В городе есть приличное, платное заведение?
-Да, и там не плохо, отдельные комнаты, по желанию. Медицинское обслуживание, дом находится в черте города, для удобства родственников, здание одноэтажное, и там большой парк.
-Оформите Анну Николаевну в это заведение, все расходы я оплачу, и содержание за год вперед. Собственно, она и сама может за себя заплатить, у её две квартиры.
Мужчины вернулись в кабинет, решать бумажные и финансовые проблемы.
-Ох, яблоко от яблони не далеко падает- вздохнула Анна Семеновна.
Но женщина была не права, частично. Сын не полюбил мать, правильнее сказать, он утратил любовь к матери, а его мать этому способствовала, как могла, но у него была семья, любимая жена и красавица, умница, дочь. Как ни странно, но он не разучился любить, как часто это бывает с людьми, прошедшими его путь.
Сын Анны вышел на улицу, уладив все дела с врачом, по обустройству матери.
В кармане ожил телефон, звонила дочь:
-Папуля, где пропал, и когда будешь дома?
-Скоро, доченька, скоро, завтра утром.
-Пап, почему ты не сказал, куда отправился, мама переживает, что у тебя другая женщина- девушка засмеялась.
-Твоей маме нечего бояться, у ее не может быть конкуренток, она лучшая.
-Это ты у нас лучший, мы тебя ждем. –девушка отключилась.
Мужчина сел в машину, впереди длинная дорога, дома его ждет семья.