Найти в Дзене
Элен Панкова

Бессознательное русского народа. Почему солнце встает над Россией

Ниже я приведу цитату из книги Карла Густава Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления". Она большая. Но Вы только вдумайтесь, это написано в 1962 году, и она в полном смысле этого слова провидческая. Уже тогда Юнг размышлял о том, что проявится столь открыто только во времена жизни следующих поколений. Он говорит о гаджетах, о том, как они крадут нашу жизнь, и о том, какая иллюзия все это: технический прогресс, экономия времени с помощью гаджетов. Мы на самом деле все более отдаляемся от важных вещей, а время все ускоряется. Мы чувствуем неудовлетворенность и неуверенность, мы оторваны от корней, мы живем не в настоящем, а в будущем. Мы утеряли ощущение принадлежности к роду, стали лишь безликой частицей общества потребления. Наши души, как и тела, состоят из тех же элементов, что тела и души наших предков. Качественная "новизна" индивидуальной души - результат бесконечной перетасовки составляющих. И тела и души исторически обусловлены имманентно: возникая вновь, они не становятся
Бессознательное русского народа. Почему солнце встает над Россией
Бессознательное русского народа. Почему солнце встает над Россией

Ниже я приведу цитату из книги Карла Густава Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления". Она большая. Но Вы только вдумайтесь, это написано в 1962 году, и она в полном смысле этого слова провидческая. Уже тогда Юнг размышлял о том, что проявится столь открыто только во времена жизни следующих поколений. Он говорит о гаджетах, о том, как они крадут нашу жизнь, и о том, какая иллюзия все это: технический прогресс, экономия времени с помощью гаджетов. Мы на самом деле все более отдаляемся от важных вещей, а время все ускоряется. Мы чувствуем неудовлетворенность и неуверенность, мы оторваны от корней, мы живем не в настоящем, а в будущем. Мы утеряли ощущение принадлежности к роду, стали лишь безликой частицей общества потребления.

Наши души, как и тела, состоят из тех же элементов, что тела и души наших предков. Качественная "новизна" индивидуальной души - результат бесконечной перетасовки составляющих. И тела и души исторически обусловлены имманентно: возникая вновь, они не становятся единственно возможной комбинацией, это лишь мимолетное пристанище неких исходных черт. Мы еще не успели усвоить опыт средневековья, античности и первобытной древности, а нас уже влечет неумолимый поток прогресса, стремительно рвущийся вперед, в будущее, и мы вслед за ним все больше и больше отрываемся от своих естественных корней. Мы отрываемся от прошлого, и оно умирает в нас, и удержать его невозможно. Но именно утрата этой преемственности, этой опоры, эта неукорененность нашей культуры и есть ее так называемая "болезнь": мы в суматохе и спешке, но все более и более живем будущим, с его химерическими обещаниями "золотого века", забывая о настоящем, напрочь отвергая собственные исторические основания. В бездумной гонке за новизной нам не дает покоя все возрастающее чувство недостаточности, неудовлетворенности и неуверенности. Мы разучились жить тем, что имеем, но живем ожиданиями новых ощущений, живем не в свете настоящего дня, но в сумерках будущего, где в конце концов - по нашему убеждению - взойдет солнце. Зачем нам знать, что лучшее - враг хорошего и стоит слишком дорого, что наши надежды на большие свободы обернулись лишь большей зависимостью от государства, не говоря уже о той ужасной опасности, которую принесли с собой выдающиеся научные открытия. Чем менее мы понимаем смысл существования наших отцов и прадедов, тем менее мы понимаем самих себя. Таким образом отдельный человек теряет навсегда последние родовые корни и инстинкты, превращаясь лишь в частицу в общей массе и следуя лишь тому, что Ницше назвал "Geist der Schwere", духом тяжести.
Опережающий рост качества, связанный с техническим прогрессом, с так называемыми "gadgets" (приспособлениями. - англ.), естественно, производит впечатление, но лишь вначале, позже, по прошествии времени, они уже выглядят сомнительными, во всяком случае купленными слишком дорогой ценой. Они не дают счастья или благоденствия, но в большинстве своем создают иллюзорное облегчение; как всякого рода сберегающие время мероприятия они на поверку до предела ускоряют темп жизни, оставляя нам все меньше и меньше времени. "Omnis fastinatio ex parte - diaboli est" - "Всякая спешка - от дьявола", как говорили древние.
Изменения же обратного свойства, напротив, как правило дешевле обходятся и дольше живут, поскольку возвращают нас к простому, проверенному пути, сокращая наши потребности в газетах, радио, телевидении и в прочих, якобы сберегающих наше время, нововведениях.
... Мы гораздо лучше слышим и гораздо лучше видим, если нас не зажимают в тисках настоящего, если нас не ограничивают и не преследуют нужды этого часа и этой минуты, заслоняя собственно саму минуту и образы, и голоса бессознательного. Так мы остаемся в неведении, даже не предполагая, насколько в нашей жизни присутствует мир наших предков с его элементарными благами, не задумываясь, отделены ли мы от него непреодолимой стеной. Наш душевный покой и благополучие прежде всего обусловлены тем, в какой мере исторически унаследованные фамильные черты согласуются с эфемерными нуждами настоящего момента

Юнг изучал бессознательное, то есть душу. Он ощущал в себе проявления души и трактовал их.

Западная мысль и мировосприятие не имеют под собой того глубинного пласта духовности, который свойственен русской нации в самом широком смысле этого слова. В русском человеке это исконное, родовое знание, привязка к корням никогда (при всех потугах западной цивилизации) не были утеряны, эта глубина всегда прорывалась наружу, потом утихала, пряталась, а потом опять выходила на свет.

Беспросветность западного мироощущения исходит от отсутствия этого корневого пласта, и вообразить наличие этой связи с божественным, со справедливостью, долгом, честью, любовью в самых их высоких проявлениях в других народах, западная цивилизация не в силах. Наступает новый рассвет. Солнце встает над Россией. Нас не смогло убить навязываемое извне общество потребления, хотя почти прикончило, но нет. И когда говорят «Мы русские, с нами Бог», не имеют в виду Бога православного, а имеют в виду божественную силу в душе, ее свет.