Речь идёт об Урусово, самом отдалённом селе Чаплыгинского района, граничащем с Рязанщиной. Но этот, казалось бы, глухой уголок связан с миром и автомобильной, и даже железной дорогой...
Правда, мы умудрились выбрать для поездки очень ненастный день. С неба валил крупный тяжёлый снег, дорога была скользкая, а видимость никакая. Зато когда подъехали к Чаплыгину, и вовсе прояснело. Дорога начала пустеть, за окнами авто на много километров вокруг подолгу не проглядывало ни строеньица, ни души.
Но вот замаячило Троекурово, навигатор скомандовал: поворот направо... А пейзаж не изменился, всё та же заснеженная гладь. Наконец ещё один поворот, мост через Ранову — и глазам явился величественный Никольский храм. Роскошный, словно парящий в воздухе собор, особенно впечатляющий на зимнем фоне, напоминающем облачные выси.
Русский городок
В XVI столетии на этом месте было древнее сторожевое укрепление, при котором позже выросло село на высоком левом берегу реки Рановы. Так что у истоков создания Урусова стояли защитники южных окраин Руси от набегов ордынских кочевников.
По поводу названия села есть несколько версий. Одни исследователи связывают его с фамилией служилых людей Урусовых, другие — с именем татарского князя Уруса. Предполагают также, что укреплённые острожки в те времена называли городками, и Урусово — на кочевничьем «наречии» — означает «русский городок».
Уже с первой половины XVII века земли в «пустоши Дикое поле на реке Рановой под Урусовым липягом» стали активно заселяться. А в 1676 году в Ряжских окладных книгах встречается и первое упоминание о существовавшей в Урусово церкви.
С тех пор прошло почти 350 лет. Село давно пережило время своего расцвета и держится памятью о предках и верой в будущее, ради чего, собственно, и подняли недавно из руин древний Никольский храм...
Урусовские Бунины
К началу XVIII века одними из самых крупных землевладельцев по верхнему течению реки Рановы были дворяне Бунины. Центром их обширных владений стало село Урусово Ряжского уезда с главной усадьбой близ церкви. Эта фамилия ассоциируется у многих с писателем Иваном Буниным. Однако всё не так просто.
Древний русский род Буниных имеет три ветви. И великий писатель представляет орловско-елецкую линию. А, к примеру, Василий Жуковский (внебрачный сын тульского дворянина Афанасия Бунина) принадлежит другой — тульско-белёвской ветви. На берегах же Рановы «вёрстаны поместными окладами» были «третьи» Бунины — рязано-ряжские. Связывает ли их всех общий предок? Не факт.
Родоначальником ряжской ветви считают воеводу Леонтия Бунина, который вместе с сыном, стольником Козьмой Буниным, получил в верховьях Рановы значительные земельные наделы. К 1737 году общая площадь владений Козьмы Бунина составляла — в современном исчислении — почти три тысячи гектаров!
Родовое имение в селе Урусово унаследовал сын Козьмы Максим Бунин. А от него фамильное поместье досталось Петру Максимовичу, женатому на рязанской дворянке Анне Лодыгиной. Для своей семьи Пётр Бунин отстроил шикарный каменный дом, что «в отдалённых от столиц помещичьих усадьбах в екатерининское время было большой редкостью».
— Ещё бы не редкость! — говорит глава Урусовского сельсовета Игорь Галкин. — Это же вторая треть XVIII века, камень для строительства дома — а позже и кирпич для храма, — возили в Урусово из Москвы! На лошадях! Не многие могли себе такое позволить...
Дом был с печным отоплением, чтобы в холода не съезжать на зимние квартиры в город. Но в 1775-м Пётр Максимович неожиданно овдовел, оставшись с шестерыми детьми на руках. Самой младшей дочери, будущей поэтессе Анне Буниной, едва исполнился год. А многодетному отцу в ту пору не было и 30...
«Десятая муза»
Родилась Анна Бунина в урусовском поместье в 1774-м. У неё было трое братьев и две сёстры. Но по обычаям тех лет вдовцу не положено было воспитывать дочерей в своём доме. И их «раздали» родственникам. Переходя из рук в руки, Анна Бунина сменила девять домов, где её образованием занимались мало, а учили в основном рукоделию и ведению хозяйства.
Но в 1789 году сестра Анны Мария вышла замуж за отставного секунд-майора Николая Семёнова. В приданое отец выделил ей свыше тысячи десятин земли вдоль Рязанского просёлочного тракта, называемого в просторечии Рязанка. Такое имя получило и построенное там имение, где сегодня располагается Дом-музей выдающегося русского учёного и общественного деятеля Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского — внука Марии и внучатого племянника Анны Буниной.
В этом доме будущая поэтесса и обрела постоянное пристанище. Там она написала свои первые стихи. И много читала, развивалась, благо родственники её были образованными людьми, имевшими связи в литературных кругах. До 28 лет Анна Бунина была по сути приживалкой у родных. Те поощряли её увлечение творчеством, вывозили в Москву, вводили в литературный «свет», но всерьёз вряд ли относились к поэтическим опытам Буниной.
Да и кто бы мог подумать, что просидевшая «в затворе» половину жизни девица из глубокой провинции взойдёт на поэтический олимп России и останется в истории первой русской поэтессой, «десятой музой», символизирующей новое — в данном случае женское — начало в литературе.
«Любить меня иль нет...»
Для того чтобы совершить свой жизненный подвиг, Анне Буниной пришлось немало постараться. Когда в 1801 году скончался её батюшка, она получила положенную ей долю капитала и уехала в Петербург, где сняла квартиру и три года занималась самообразованием: изучала науки, иностранные языки, отечественную словесность, на что потратила все свои средства. Ко всему и много писала, росла духовно.
Зато на выходе — публикации в журналах, признание, поэтический сборник «Неопытная муза», за который в 1809 году сама императрица Елизавета Алексеевна назначила ей ежегодную пенсию в 400 рублей. Вот она, отдача за литературный труд, которым Бунина и будет жить, снискав славу первой профессиональной поэтессы, получающей за своё творчество средства на существование.
И вот уже её имя упоминается наряду с такими мэтрами, как Державин, Шишков, Дмитриев, Карамзин (по его словам, «ни одна женщина не писала у нас так сильно!»), Крылов, Батюшков. А за патриотические стихи об Отечественной войне с французами Александр I — с «подачи» Кутузова — увеличил ей пенсион до двух тысяч рублей (генеральское жалование!) в год.
Анна Бунина много работала — переводила, писала, печаталась и издавалась. Но болезнь сразила её. Бунина прожила всего 55 лет. Однако отпущенное судьбой время она использовала по максимуму, заставив считаться с собой как с родоначальницей женской лирики в русской поэзии.
Скончалась Бунина в 1829 году в селе Денисовка, что по соседству с Урусово, в имении своего двоюродного племянника Дмитрия Бунина. Предвидя свою нелёгкую посмертную судьбу и предвзятое отношение к её «женскому» творчеству, оставила потомкам мудрые, щемящие душу строки:
Любить меня иль нет,
жалеть иль не жалеть,
Теперь, о ближние!
вы можете по воле...
Едва из тела дух успеет
излететь,
Нам жалость и любовь
не нужны боле…
Что посмотреть
Усадьба Буниных-Кропоткиных
Усадебный дом, выстроенный два с половиной века назад, и так уже истерзан временем, так ещё и летом выгорел изнутри. Но даже в таком порушенном виде хранит живую память о прошлом.
Последний владелец имения из рода Буниных — Василий Петрович — в 1822 году продал усадьбу князю Петру Николаевичу Кропоткину. Его потомки владели поместьем до Октябрьской революции.
Самый знаменитый из рода Пётр Алексеевич Кропоткин — русский учёный, философ, публицист, революционер, теоретик анархизма — очень любил Урусово и писал о нём с восхищением: «Село расположено в каком-то удивительно радостном месте, полном простора и света...»
В 1918 году в национализированном имении разместили школу. Были возведены дополнительные постройки. Долгое время там сохранялись старые печи, кропоткинская мебель и книги. С 2019 года здание пустует.
Никольский храм
Невероятной красоты и лёгкости храм Николая Чудотворца возведён в 1830 году на месте деревянной церкви. Деятельное участие в строительстве принимал отец Петра Петровича Семёнова Тян-Шанского Пётр Николаевич, он даже проект подготовил.
Но самый значительный вклад в строительство церкви внесла княгиня Прасковья Кропоткина. Кроме главного престола в храме были устроены два придельных — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и во имя Архистратига Михаила. Впрочем, в общем деле участвовали все жители Урусова.
В 1922-м из храма были изъяты ценности, а к концу десятилетия церковь закрыли. В 30-е годы здание пытались взорвать, но стены устояли. Идея восстановить храм принадлежит уроженцу Урусова, вернувшемуся в село, подполковнику запаса Анатолию Николаевичу Максимову. Возрождали храм, опять же, всем миром.
Работы начались в 2003-м, а уже через год состоялось первое богослужение. В 2006 году приход Никольского храма был восстановлен. В 2013-м церковь обрела статус объекта культуры регионального значения.
Кенотаф Анны Буниной
Распространено мнение, что первая русская поэтесса захоронена в Урусово недалеко от стен Никольской церкви. На самом деле место её последнего упокоения неизвестно. Но в селе помнят рассказы старожилов и уверены, что это Денисовка, где Анна Бунина в страданиях завершала свой жизненный путь.
А под крестом и каменной плитой с обозначением «Анна Петровна Бунина и ея родители» в Урусово её праха нет. Это кенотаф, символическая могила, где можно постоять, почтить память поэтессы, возложить цветы.
Любопытно, что каменная плита в ограде кенотафа реально старинная, а нашли её в фундаменте потрёпанного временем дома, принадлежавшего когда-то местной больнице. Удивительно, что плита стояла в цокольной части фундамента надписью наружу, была достаточно заметна, но долгое время не привлекала к себе внимания.
Удалось даже изъять её, не повредив дом на Родниковом переулке, сохранившийся и по сей день. В конце 90-х — начале нулевых годов плиту установили на условной могиле Анны Буниной в Урусово.
Усадебный дом помещика Вагнера
Сегодня это один из немногих сохранившихся в Липецкой области образцов деревянной архитектуры позднего классицизма, датированный второй третью XIX века. Состоит на охране государства как памятник регионального значения, но охраняется как-то слабо.
По одной из легенд, когда-то в этой усадьбе чах над богатством местный «скупой рыцарь», оставивший по себе недобрую, но память. В советское время дом использовали как интернат для живущих далеко ребят, учившихся в урусовской школе. Сейчас пустующее здание разрушается.
Как добраться
Из Чаплыгина в Урусово и обратно автобус ходит два раза в день, а из Липецка в Чаплыгин — шесть раз в день. Так что жители области без проблем могут побывать в этом старинном достопамятном селе.
А со столицей Урусово связано железной дорогой. С Павелецкого вокзала в 7.40 уходит электричка до станции Узуново, а оттуда в 11.04 отправляется поезд на Троекурово с прибытием на станцию «Усадьба Рязанка» в 14.08. После прогулки по селу столичный житель может сесть на поезд в 16.38 — и через несколько часов вернуться в Москву.
Сегодняшний день
Урусово — центр сельсовета, где в восьми населённых пунктах живут 254 человека, собственно в Урусове — 180. Летом в этих местах многолюднее, возвращаются дачники в родительские дома. Но и зимой здесь рук не опускают — дороги расчищены, везде порядок, установлены 35 новых контейнеров для сбора мусора. Идёт подготовка к капитальному ремонту здания, куда планируют «поселить» администрацию, ДК, библиотеку.
В этом году обновится дорога от Троекурова до центра Урусова, примерно 15 километров. Остаётся надеяться, что повышение статуса музея Петра Семёнова-Тян-Шанского в Рязанке отразится и на судьбе родового имения предков выдающегося учёного.
Кем гордятся
Иван Петрович Бунин (1773 — 1858), брат поэтессы, морской офицер, участник русско-шведских войн конца XVIII — начала XIX века. За свои подвиги имел бриллиантовый перстень, пожалованный ему императором Александром I. В 1808-м Бунин был награждён орденом Владимира IV степени за спасение 37 человек и важной почты.
Иван Александрович Николаев (1922 — 2006), военный лётчик, Герой Советского Союза. Совершил 284 боевых вылета, уничтожил 12 танков, 56 автомашин, десятки орудий, более 300 вражеских солдат и офицеров. В семи воздушных боях сбил лично и в составе группы три вражеских самолёта.
Много лет трудился в селе Фёдор Иванович Омороков (1896 — 1984), последователь Мичурина, садовод, селекционер, фронтовик. Вывел 30 новых форм плодово-ягодных культур. Работал учителем биологии в школе, садоводом в местном колхозе, восстанавливал сад в Рязанке, занесён в Почётную книгу Всероссийской сельскохозяйственной выставки.
Каша по-урусовски
Здешние края славятся кашей «Семенухой». Для её приготовления гречку нужно сварить вместе с грибами. Лук и морковь обжарить и выложить в готовую кашу. Добавить в неё мелко порезанное варёное яйцо и сливочное масло. Всё по вкусу, а результат отменный.
Рецептом поделилась Нина Ивановна Кузнецова, которая научилась варить кашу по-урусовски у местных бабушек.