По теме:
Подписанный 28 июня 1919 года союзниками и Германией, Версальский договор фактически помог подготовить почву для подъема национал-социализма и Второй мировой войны.
В своей автобиографии Арнольд Брехт, помощник канцлера новообразованной Веймарской республики, вспоминает тот день, когда он сообщил французскому правительству о неохотном принятии Германией Версальского договора. В тексте Германская республика заявила, что «уступая подавляющей силе и не отказываясь от своего взгляда на неслыханную несправедливость условий мира, заявляет о своей готовности принять и подписать условия мирв, навязанные союзными и ассоциированными правительствами.»
Версальский договор, составленный победившими союзными державами во время Парижской мирной конференции, наложил жесткие условия на Германию, которая считалась единственным субъектом, ответственным за конфликт. В последующие годы новый европейский порядок, созданный договором, в конечном итоге привел к еще большей социально-экономической и политической нестабильности.
Парижская мирная конференция и Версальский договор
18 января 1919 года победившие союзники встретились в Париже, чтобы обсудить условия мира и установить новый мировой порядок после окончания Первой мировой войны. Иронично, что в тот же день в 1871 году Вильгельм I стал императором объединенной Германии. Конфликт привел к гибели миллионов людей и непоправимо изменил геополитический европейский ландшафт.
По мере распада династических империй Габсбургов (Австрия), Гогенцоллернов (Румыния), Османов (Турция) и Романовых (Россия) на карте Европы стали появляться новые национальные государства. Война также нарушила торговлю и ослабила экономическую стабильность. В целом конфликт обошелся более чем в 236 миллиардов долларов.
На Парижской мирной конференции державы-победительницы, также известные как «Большая четверка», столкнулись с трудной задачей построения более стабильной Европы, одновременно пытаясь продвинуть свои различные программы. Побежденные державы не приняли участия в конференции. Вместо этого им были непосредственно представлены договоры. Россия также отсутствовала в Париже. Новое большевистское правительство, родившееся после революции 1917 года, уже вышло из конфликта и заключило отдельный договор с Германией.
В ходе переговоров «Большая четверка» (Франция, Великобритания, США и Италия) изо всех сил пыталась найти общую основу для своего миротворчества. Предыдущие секретные соглашения между несколькими союзными державами также осложнили переговоры. Витторио Орландо, премьер-министр Италии, досрочно покинул конференцию в знак протеста против нежелания других стран предоставить Италии ее территориальные требования в Адриатическом и Эгейском регионах. Неудачная попытка расширения национальных границ была встречена с горечью многими итальянцами, особенно будущим диктатором Бенито Муссолини и его сторонниками. Всеобщее недовольство способствовало созданию так называемого нарратива vittoria multilata (изуродованная победа), что, в свою очередь, привело к социальной и политической нестабильности.
Жорж Клемансо, премьер-министр Франции, в основном стремился предотвратить будущее нападение Германии. Он рассматривал введение крупных репараций и демилитаризацию Германии как способ защиты Франции (и Европы) от других конфликтов.
Первоначально Дэвид Ллойд Джордж, премьер-министр Великобритании, также стремился потребовать от Германии жестких условий мира. Во время предвыборной кампании Ллойда Джорджа, предшествовавшей конференции, Эрик Геддес, член его правительства, заявил:
«Немцы, если это правительство будет возвращено, заплатят все до последнего пенни. Они будут выжаты, как выжимают лимон, пока из него не полетят косточки. Я боюсь не того, что мы будем давить слишком сильно, а лишь того, что в лимоне не хватит сока».
Однако в меморандуме Фонтенбло от марта 1919 года Ллойд Джордж выразил свои сомнения по поводу карательного мира с Германией. Действительно, его в первую очередь заботило восстановление баланса сил в Европе. В отличие от своих европейских коллег, президент США Вудро Вильсон не выступал за территориальные требования. Вильсон рассматривал мирную конференцию как возможность установить новый порядок, основанный на его «14 пунктах», геополитическом видении, направленном на «мир без победы», которое другие лидеры считали слишком идеалистическим.
Территориальные потери Германии
Жорж Клемансо рассматривал восстановление Германии как потенциальную угрозу безопасности и стабильности Европы. На мирной конференции он надеялся достичь своей цели, лишив Германию ее восточных территорий. В частности, он стремился восстановить контроль над Эльзасом-Лотарингией, регионом, который Германия аннексировала после франко-прусской войны 1871 года, которая привела к ее объединению.
Клемансо также стремился приобрести Рейнскую область, промышленно развитые берега реки Рейн. Немецкие войска уже несколько раз вторгались во Францию из этого региона, что делало ее потенциально нестабильной зоной. Однако территориальные амбиции Франции столкнулись с желанием президента Вильсона нарисовать карту Европы, основанную на принципе национального самоопределения.
В период с марта по апрель 1919 года мирные переговоры почти сорвались из-за противоречивых планов относительно Рейнской области. После попытки разжечь сепаратистское движение в регионе, Франция в конце концов согласилась на компромисс.
В конце концов, статьи 42-44 Версальского договора провозгласили демилитаризацию Рейнской области. Аналогичным образом, статья 180 гласила, что «все укрепленные сооружения и крепости, расположенные на территории Германии к западу от линии, проведенной в пятидесяти километрах к востоку от Рейна, должны быть разоружены и демонтированы».
Чтобы еще больше успокоить обеспокоенность Франции по поводу Рейнской области, Соединенные Штаты и Великобритания согласились прийти ей на помощь в случае нападения Германии. Однако этот пункт утратил силу, когда американский сенат проголосовал против ратификации договора.
На конференции Франция также попросила аннексировать богатую углем Саарскую область в качестве компенсации за французские шахты, разрушенные немецкой армией. Когда Великобритания и Соединенные Штаты отказались принять ее претензии, французское правительство согласилось передать Саар под контроль Лиги Наций до 1935 года, когда плебисцит определит ее территориальный статус. Однако, согласно 45 статье Версальского договора, Германия была вынуждена уступить Франции право собственности на угольные шахты региона. В 1935 году более 90 процентов жителей Саарского бассейна проголосовали за возвращение региона Германии. Результаты выборов стали важной победой Адольфа Гитлера и его националистической пропаганды.
Договор также вынудил Германию передать дополнительные части своей территории. Когда союзные державы, следуя замыслу Вильсона, признали независимость Чехословакии и вновь восстановленной Польши, Западная Пруссия и провинция Позен (Познань) отошли к Польскому государству. Эта полоса земли, обычно называемая «Польским коридором», предоставляла Польше «свободный и безопасный доступ к морю» и отделяла Восточную Пруссию от остальной территории Германии. Данциг (современный Гданьск) стал вольным городом.
Наконец, 119 статья Версальского договора требовала от Германии отказаться от всех своих заморских владений в Китае, на Тихом океане и в Африке. Бывшие немецкие колонии, получившие название подмандатных территорий (или мандатов), были разделены на три группы и закреплены союзными державами. Когда немецкую делегацию пригласили подписать договор, она выразила протест против потери колоний, заявив, что это противоречит призыву к «свободному, непредубежденному и абсолютно беспристрастному урегулированию всех колониальных претензий», изложенному в «5 пункте» Вильсона.
Версальский договор декретировал разоружение немецкой армии.
Чтобы уменьшить возможность будущей немецкой агрессии, союзные державы включили в Версальский договор ряд постановлений, сокращающих численность немецкой армии и ограничивающих ее военный арсенал. В начале конфликта немецкие сухопутные войска насчитывали 1,9 миллиона военнослужащих. Договор 1919 года резко сократил армию побежденной страны до 100 000 солдат.
Кроме того, было постановлено, что послевоенный офицерский корпус не может превышать четырехсот человек. В 160 статье говорилось, что оставшиеся силы «должны быть направлены исключительно на поддержание порядка на территории и контроль границ». Воинский призыв был запрещен.
Военные статьи договора, тщательно регулирующие демобилизацию немецкой армии, вводили точные и строгие ограничения на пехоту, артиллерию, военно-морские и воздушные силы Германии. Военные статьи даже определяли точное количество боеприпасов и оружия, которое Германии было разрешено производить. Новый материал мог производиться только «на фабриках или заводах, местонахождение которых будет сообщено и одобрено правительствами главных союзных и объединившихся держав».
Аналогичным образом были резко сокращены военно-морские и военно-воздушные силы Германии. В статье 181, например, говорилось, что новые военно-морские силы Германии не могут превышать «6 линкоров типа «Дойчланд», 6 лёгких крейсеров, 12 эсминцев, 12 торпедных катеров». Германии также больше не разрешалось владеть подводными лодками. Аналогичным образом, статья 198 постановила, что «вооруженные силы Германии не должны включать в себя какие-либо военные или военно-воздушные силы». В частности, Версальский договор запрещал внушающие страх дирижабли, которые Германия использовала во время бомбардировок Великобритании.
Военные репарации и «статья о вине за развязывание войны»
Вопрос о репарациях, требуемых от Германии, стал предметом разногласий среди союзников. В частности, Франция была полна решимости потребовать высоких репарационных выплат. Французское правительство, занявшее крупную сумму денег у США и Великобритании, надеялось использовать репарации для погашения своих военных долгов и покрытия расходов на восстановление. Однако призыв Франции к высоким выплатам не понравился всем остальным участникам переговоров.
Во время конференции британский экономист Джон Мейнард Кейнс, как известно, подал в отставку со своего поста советника казначейства Ллойд Джорджа, предупредив западные державы, что карательное мирное урегулирование создаст финансовую и политическую нестабильность в Германии и Европе. В конце концов, союзники не смогли установить точную сумму военных репараций в Париже. Вместо этого они поручили межсоюзнической репарационной комиссии подсчитать окончательную сумму, принадлежащую Германии.
В Версальском договоре союзники «признают, что ресурсов Германии недостаточно… для полного возмещения всех потерь и ущерба». Однако они узаконили свое моральное право просить Германию «компенсировать весь ущерб, причиненный гражданскому населению союзных и объединившихся держав и их собственности» так называемой статье о вине за развязывание войны, которая возлагала исключительную ответственность за конфликт на Германию.
Союзники также потребовали экстрадиции кайзера Вильгельма II Гогенцоллерна и других немецких военных преступников. Согласно статьям 227 и 228 Версальского договора, военные трибуналы будут судить императора и других обвиняемых «за величайшее преступление против международной морали и святости международных договоров». Однако Нидерланды, где Вильгельм II нашел убежище после отречения, отказались выдать его союзникам.
В 1921 году Межсоюзническая комиссия окончательно установила размер военных репараций, которые правительство Германии должно было выплатить, в 33 миллиарда долларов. В последующие годы Германия страдала от высокой инфляции и экономического кризиса и изо всех сил пыталась выплатить репарации. В январе 1923 года, когда Веймарская республика не смогла выплатить запрошенный платеж, Франция и Бельгия вторглись в Рур. Кризис разрешился, когда комитет под председательством американского финансиста Чарльза Дж. Дауэса сократил репарации и предоставил Германии существенный заем. Эта договоренность, известная как «План Дауэса», поначалу оказалась успешной. Однако зависимость Германии от американских и международных займов оказалась катастрофической в 1929 году, когда крах Уолл-стрит вызвал всемирную депрессию.
Пакт Лиги Наций
В последнем из своих «14 пунктов» Вудро Вильсон призвал к созданию «всеобщей ассоциации наций… с целью предоставления естественных гарантий политической независимости и территориальной целостности».
Эта ассоциация предоставит форум для мирного разрешения любого будущего спора. Вильсон, как и многие другие дипломаты, считал, что развязыванию конфликта способствовали несколько секретных договоров и соглашений между европейскими странами. В Лиге Наций новый вид «открытой дипломатии» заменит обычай формирования «частных договоренностей».
Во время Парижской конференции Вильсон был непреклонен в том, что справедливый и прочный мирный договор должен включать в себя пакт Лиги Наций. Несмотря на некоторый скептицизм среди союзников, просьба Вильсона в конечном итоге была удовлетворена, и в первом разделе Версальского договора были изложены структура и внутренние правила будущей Лиги. В частности, пакт призывал к «сокращению национальных вооружений до минимального уровня, совместимого с национальной безопасностью», учредил Постоянную палату международного правосудия и уполномочил Лигу вводить военные и экономические санкции против любой страны, которая прибегнет к военной агрессии.
По возвращении в США Вильсону не удалось убедить Сенат США ратифицировать Версальский договор и, следовательно, присоединить страну к Лиге Наций. Оппоненты-республиканцы Вильсона во главе с сенатором Генри Кэботом Лоджем не желали ввязываться в сложный европейский политический ландшафт. Отсутствие Соединенных Штатов ослабило Лигу и содействовало ее неспособности предотвратить нарушение ее странам условий, согласованных ими в Париже. В частности, Лига оказалась в конечном итоге неэффективной в борьбе с ростом фашизма в Италии и национал-социализма в Германии.
Последствия Версальского договора
Когда союзные державы представили немецкой делегации Версальский договор, официальные лица Германии были шокированы суровостью его условий и поначалу отказались с ними согласиться. 16 июня 1919 года союзники даже пригрозили Германии вторжением, если ее Национальное собрание не подпишет договор. Так, 28 июня немецкон правительство подписало документ в Зеркальном зале Версальского дворца. В той же комнате Вильгельм I был коронован императором Германии в 1871 году. Значение этого места не ускользнуло от внимания немецкой делегации, и это способствовало послевоенному недовольству Германии.
В частности, новое демократическое правительство Веймарской республики протестовало против статьи о вине в развязаннии войны и введения тяжелых репараций, утверждая, что Версальский договор был диктатом (продиктованный мир), навязанным Германии в явном игнорировании призыва Вильсона к открытому, демократической дипломатии.
В годы после подписания договора попытки союзников ослабить военную мощь Германии привели к изоляции Веймарской республики и подорвали ее легитимность и авторитет. В условиях политической и экономической нестабильности крайне правые националистические партии, особенно гитлеровская НСДАП, воспользовались непопулярностью договора для продвижения так называемой Dolchstoßlegende (легенда об ударе ножом в спину), основанной на утверждении, что веймарские чиновники подписавшие договор (прозванные «ноябрьскими преступниками») «нанесли удар ножом в спину Германии». Легенда Dolchstoßlegende получила особенно широкое распространение в 1930-е годы, когда гиперинфляция и экономическая депрессия заставили многих немцев сочувствовать националистической пропаганде нацистской партии, призывавшей к перевооружению и отмене условий договора.
В своей книге «Экономические последствия мира» Джон Мейнард Кейнс заявил, что «кампания по обеспечению от Германии покрытия общих расходов войны была одним из самых серьезных актов политической неразумности, за которые когда-либо несли ответственность наши государственные деятели».
В 1961 году британский историк Эй Джей Пи Тейлор повторил оценку Кейнса Версальского договора, заявив, что «первая война объясняет вторую и, по сути, вызвала ее, поскольку одно событие вызывает другое».
Хотя некоторые современные ученые не решаются установить такую чёткую взаимосвязь между Версальским договором и началом Второй мировой войны, историки в целом согласны с тем, что мирное урегулирование сыграло решающую роль в создании нестабильности в Европе. В частности, жесткие условия, навязанные Германии, и попытки найти компромисс между интересами союзников в конечном итоге привели к созданию неустойчивого послевоенного порядка.