Я посмотрел ряд фильмов из длинного списка документального конкурса “Оскара”. Работа Stamped From The Beginning (”С самого начала”), посвященная истории расизма, уверенно выиграла бы года три назад. И не потому, что это такое классное произведение (оно неплохое, но об этом поговорим далее), а просто из-за актуальности повода. Причем актуальность чисто политическая. Есть повестка - ее надо отрабатывать. Но именно из-за контекста я назову другого фаворита. Это “20 дней в Мариуполе” Мстислава Чернова. Да и просто это на голову более сильная работа, снятая в опасных для жизни условиях. Рецензию на фильм Чернова я писать не буду, потому что мы живем в свободной стране.
Так что я ставлю на то, что украинский военный конфликт спутает карты конъюнктурному рассказу о расизме. Хотя сделано “С самого начала” добротно. Смотреть не скучно. Местами даже познавательно. Так, “наши западные партнеры” издавна промышляли работорговлей (впрочем, этим занимались, пожалуй, все народы на разных этапах развития). И долгое время главным товаром на невольничьих рынках Европы были восточные славяне, то есть наши предки. Так, авторы фильма утверждают, что даже английское слово slave (раб) происходит от Slav (славянин). Пошло это все из латыни, так что и в других языках та же этимология. Испанский “раб” - это esclavo, а “славянин” - Eslavo. Во французском esclave и Slave. Короче, это нам надо кричать на всех углах, что нас угнетают, и требовать всех прав себе. Хотя лично мне этого делать совершенно не хочется. Есть куда более интересные занятия. И гораздо важнее то, что происходит сейчас и будет в будущем, чем то, на что уже нельзя повлиять.
В середине прошлого тысячелетия мореплаватели достигли берегов черной Африки. И бизнесмены прошлых веков быстро смекнули, что принуждать к труду негров выгоднее, чем белых. Если предок русских или украинцев сбегал, он легко мог затеряться среди местного населения. Для “законного” хозяина это убыток. Пойди отыщи Ивана среди Джонов или Хуанов, если Иван успел выучить английский или испанский! А вот чернокожему рабу спрятаться в толпе не удастся!
Всякая преступная деятельность нуждается в идеологическом обосновании. Мы не захватываем чужие земли, мы так защищаемся. У негров черный цвет кожи, потому что они отродья зла. Первыми подогнали псевдонаучную базу под работорговлю африканцами португальцы.
Даже после отмены рабства в США жить чернокожим легче не стало. Власти закрывали глаза на откровенный геноцид негров. В конце XIX века расисты без суда линчевали 10 тысяч человек. За убийства казнили лишь троих белых.
Безусловно, расизм наряду с фашизмом относится к наиболее уродливым злодеяниям в истории человечества. Но позиция экспертов, которые выступают в фильме, меня покоробила. Я, конечно, не живу в США и не знаю ситуацию изнутри. Возможно, тогда я бы думал иначе. Но сейчас это выглядит как борьба за какие-то преференции со ссылками на реальные угнетения в далеком прошлом. Те, кто сам никогда не был рабом, обвиняют тех, кто лично никогда не был рабовладельцем.
Пожалуй, это как раз и есть расизм, только черный. Одна из выступающих заявляет, что раса - это надуманное понятие, о ней нет информации в ДНК (да что вы?). Другая признается, что каждый день благодарит Бога, что она черная. Это типично сектантское мышление. У русских оно встречается у казаков, например (”Слава Тебе, Господи, что мы казаки”). Но вряд ли психически здоровому человеку пристало радоваться тому, что он той или иной национальности или что он правша и шатен. Та же дама утверждает, что любит всю музыку, созданную черными. Удивительный критерий, конечно. Значит, мне стоит полюбить репертуар группы “Серьга” только за то, что поют они по-русски? А вот Серж Генсбур от корней оторвался, его слушать не стану (ладно, в виде исключения “В лесу прифронтовом” - есть запись, где Серж поет по-русски).
А эту старушку знаете? Она по-прежнему на переднем краю идеологической борьбы. Молодые про нее, наверно, и не слышали. Но про эту мадам еще Высоцкий пел:
Ну, а потом, на закрытой на даче,
Где, к сожаленью, навязчивый сервис,
Я и в бреду всё смотрел передачи,
Всё заступался за Анджелу Дэвис.