Обзор немецких медиа
🗞(+)Ostsee Zeitung в статье «В память об Алексее Навальном: ХДС хочет назвать улицу в Ростоке в честь погибшего оппонента Путина» рассказывает, что после смерти Алексея Навального в тюремном лагере 16 февраля ХДС хочет установить мемориал в честь российского оппозиционного политика: в честь Навального будет названа улица в районе Тойтенвинкель в Ростоке. Другие партии также в принципе не против этой идеи. Однако переименование станет возможным только через пять лет. Уровень упоротости: умеренный 🟡
«Он был одним из самых смелых борцов за демократию и права человека в новейшей истории». Так говорит лидер ХДС Ростока Даниэль Петерс о российском оппозиционере Алексее Навальном. Его внезапная смерть в тюремном лагере вызвала ужас во всём мире. Борьба Навального против коррупции и несправедливости в России при Путине не должна быть забыта - даже в Ростоке. Именно поэтому христианские демократы призывают назвать улицу в ганзейском городе именем Навального.
И у Петерса уже есть конкретное предложение: улица Ильи Эренбурга в Тойтенвинкеле должна быть переименована. Это название улицы уже много лет является пресловутой занозой в боку ХДС.
Переименование должно воздать должное достижениям Навального. «Как лидер оппозиции и правозащитник, он всю жизнь отстаивал свободу и справедливость. Ценности, которые всегда нужно защищать - во всём мире, в том числе и здесь, в Ростоке», - сказал Петерс. «Неустанные усилия Навального по борьбе с коррупцией и его стремление к политической прозрачности в России заслуживают признания. Переименование улицы в его честь станет достойной наградой за его приверженность и мужество».
И: Росток подаст пример - и будет использовать эту улицу как постоянное напоминание о том, как важно противостоять несправедливости.
В том, что христианские демократы хотят стереть имя Ильи Эренбурга с уличных знаков и городского пейзажа, нет ничего нового: русский писатель уже много лет является спорным спонсором названия улицы в Тойтенвинкеле.
Многие историки считают Эренбурга своего рода «агитатором» советской пропаганды во время Второй мировой войны. В 1942 году, например, в «Красной звезде» появилось обращение Эренбурга под заголовком «Убей!». В нём, например, говорилось: «Если ты убил одного немца, убей другого — нет для нас ничего веселее немецких трупов».
В ГДР Эренбург, еврей по происхождению, почитался как борец с фашизмом.
Можно ли вообще переименовать улицу?
Теоретически да. В Ростоке есть чёткие правила для таких случаев в уставе о наименовании улиц. Например, в приложении указано, что все улицы в Тойтенвинкеле должны быть названы в честь «международных политиков» (или ботанических терминов). Навальный соответствует этому условию. Переименование может быть осуществлено бургомистром - по согласованию с местным консультативным советом и с одобрения главного комитета городского совета.
Единственный возможный формальный «камень преткновения»: согласно городскому уставу, люди должны быть мертвы не менее пяти лет, чтобы в их честь можно было назвать улицу. В 2017 году предложение - также от ХДС - о переименовании улицы улицы Розы Люксембург в улицу Гельмута Коля провалилось из-за этого [Роза Люксембург-то им чем не угодила?! Великая женщина! — прим. «Мекленбургского Петербуржца»].
Лидер ХДС Петерс: «Насколько я понимаю, мы можем подождать несколько лет, прежде чем переименовывать Эренбург-штрассе в Навальный-штрассе. Но мы должны принять решение сейчас». И: если город решится на этот шаг, то новые паспорта и документы, перерегистрация и смена адреса, разумеется, должны быть бесплатными для жителей, которых это коснётся. Стоимость переименования - в том числе и для новых уличных знаков - вероятно, составит несколько тысяч евро.
Ни одна из других парламентских групп не выступает принципиально против улицы Навального. Кристиан Альбрехт, лидер Левой партии, указывает на формальные препятствия: «Однако необходимо немного времени и для политической категоризации, потому что, как и Илья Эренбург, Алексей Навальный тоже был весьма противоречивой личностью». Он продолжает: «Для нас важно, чтобы такое переименование было поддержано местными консультативными советами и жителями, а не просто проталкивалось «сверху» гражданами».
СДПГ также хочет, чтобы прошло время. Лидер группы Торальф Сенс: «Это нужно спокойно обсудить. Есть также аспекты отношения к Навальному, которые необходимо критически проанализировать». В том, что ХДС хочет переименовать Эренбург-штрассе, нет ничего нового. «Использовать для этого смерть Навального - предосудительно». Однако Сенс, конечно, может представить себе улицу Навального: «Вместо того чтобы переименовывать улицу, мы, возможно, должны назвать в его честь новую улицу».
«Зелёные» пока не заняли никакой позиции по вопросу Навального. А бургомистр Ева-Мария Крёгер (Левая партия) отвечает дипломатично: «Устав, принятый городским советом, регулирует процедуру наименования улиц в честь людей, которая требует согласования с местным консультативным советом».
Автор: Андреас Мейер. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: честно сказать, как только я переехал в Росток в 2019-м году и увидел улицу Ильи Эренбурга, я самым натуральным образом прифигел. Потому что, не умаляя его заслуг как военного корреспондента, поэта и деятеля культуры соцлагеря, факт остаётся фактом: еврей Эренбург испытывал реально экзистенциальную ненависть к немцам. Даже Сталин в итоге прифигел от упоротости Эренбурга, что вылилось в статью «Товарищ Эренбург всё упрощает». Поэтому улицу Эренбурга нужно безусловно переименовывать. Она находится от меня в полутора километрах и мне физически неприятно то, что она вообще есть. Но, простите, только не в улицу Навального.