Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Великая мстя. Граф Монте-Кристо. Часть 2

Итак, продолжаем разговор о том, почему человеческому обществу так интересна месть. И почему у него на нее жажда. Начало здесь

Начнем с того, что месть – это чувство, отражающее желание человека, причинить вред в ответ. То есть жажда мщения возникает после некоего акта агрессии или разрушения в вашу сторону.

Существует теория, что движение человечества от первобытных сообществ к той цивилизации, которую мы наблюдаем сейчас, стало возможным именно за счет передачи этого акта возмещения ущерба государственным инстанциям.

При этом возникает вопрос, а насколько государство качественно мстит. Или оно довольно скупо наказывает за нарушение своих безликих законов. Поэтому отчасти чувство мести демонизировано и одновременно мистически возвеличено. То есть человек, который мстит, уже находится за гранью человеческих законов. Он выше них. От этого столько странно интересных мистических выражений. "Месть – это блюдо, которое подается холодным" (Стартрек) или "На извилистом пути мести легко сбиться с пути" (Убить Билла). Мщение является для многих народов и групп людей священным актом. При этом в христианском священном писании мнения разделились. Ветхий завет рекомендует нам не стесняться и осуществлять «око за око», а всепрощающий Иисус предлагает подставить другую щеку.

Все эти спорные вопросы исследуют Дюма в своем романе. Граф Монте-Кристо отдается мести со вкусом. Он посвящает очень большую часть своей жизни на воле исследованию этого акта. А также актов убийства и пытки разных народов. Очень много он открывает для себя в восточных традициях. Действительно, отношение к смерти на востоке более глубокое и обширное. Там, где европеец в ужасе закрывает глаза перед смертностью и стремиться к гуманизации, на востоке изучают смерть, посвящают ей жизнь, а не отворачиваются от нее в бесплотной надежде, что она пройдет мимо. И это удовлетворяет вкусы графа, он не согласен на быструю смерть для своих гонителей. И не согласен отдавать людскому и европейскому в первую очередь правосудию это право, потому что это правосудие опошлит и упростит то, что должно свершиться с врагами графа. А вернее с убийцами Эдмона Дантеса.

Действительно, насколько государственная машина свергло в профанное великое чувство мести. Именно великое, потому что отмщение имеет очень древние обширные корни и огромное значение для человечества. Воздаяние, возмещение, возмездие. Все это призвано наладить баланс. Месть очищает. Она как будто уничтожает зло, которое было причинено. Сводит счеты. И можно начать жить дальше.

Однако тернистый путь мести может завести человека и общество в кровавую бойню. Например, рассмотрим акт кровной мести. Этот вид мести существует у многих народностей и в романе он представлен через корсиканцев. Кровная месть – это право на возмездие посредством убийства того, кто убил вашего близкого. И вот представьте, если все будут так мстить. Месть замкнется в круг и выйдет как в песне Наутилуса «Красные листья» - и когда убийцы остались одни в середине кровавого круга… они принялись резать друг друга. То есть кровная месть в своем апофеозе – это истребление друг друга. Поэтому Дюма проводит графа Монте-Кристо от приравнивания себя к явлению божественного проведения, что отражает мистический и сакральный смысл мести до ужаса перед осознанием, как в своей мести он вышел за пределы человеческого уже в сторону того, чтобы самому стать злом. Это очень крутой поворот, наделенный глубокой мыслью. Дюма низвергает своего героя с его высокомерного и всемогущего пьедестала. Он снова обращает графа к Богу, который единственный наделен способностью управлять случаем, жизнью, смертью и видит дальше. Он отец, он закон. И граф смиряется, обрывая свое пиршество возмездия.

Честно говоря, я была разочарована в свои 13 лет, когда Монте-Кристо оставил в живых самого гнусного и безобразного из всех своих врагов. Вероятно подростковый максимализм очень способствует присоединению именно к всемогущему воздаянию. Зуб за зуб. И с какой стати пол зуба за зуб тут случилось? Но замысел Дюма понятен, он предлагает читателю не отдаваться всецело наслаждению пусть выдуманной местью, но подумать, поразмышлять. Именно это развивает, двигает цивилизацию. Поэтому мы еще не истребили друг друга в пелене кровной мести.

С уважением, Ваш психолог-психоаналитик Вера Савостьянова.

Получить консультацию

Обязательно подпишитесь на статьи, чтобы ничего не пропустить!

Автор: Савостьянова Вера Юрьевна
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru