Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Майор "Вихрь" (СССР, 1967), "Летучая мышь" (СССР, 19780, "Маленькие трагедии" (СССР, 1979): "за" и "против"

Летучая мышь. СССР, 1978. Режиссер и сценарист Ян Фрид (по мотивам либретто Николая Эрдмана и Михаила Вольпина и одноименной оперетты Иоганна Штрауса). Актеры: Юрий Соломин, Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Виталий Соломин, Олег Видов, Игорь Дмитриев, Юрий Васильев, Евгений Весник, Гликерия Богданова— Чеснокова, Ольга Волкова, Сергей Филиппов, Иван Любезнов, Александр Демьяненко и др. Премьера на ТВ 4 марта 1979.

Режиссер Ян Фрид (1908–2003) поставил 16 полнометражных фильмов, пять из которых («Любовь Яровая», «Двенадцатая ночь», «Чужая беда», «Зеленая карета», «Прощание с Петербургом») в тысячу самых популярных советских лент. Большую часть своей жизни Ян Фрид экранировал классические пьесы и оперетты. Значительную часть своей жизни он работал на телевидении. Экранизация оперетты «Летучая мышь» — одна из самых известных его телеработ.

Кинокритик Михаил Иванов писал, что в «Летучей мыши» Яна Фрида «сама постановка, игра всех актеров (особенно братьев) выше всяких похвал, но особо хочу выделить остроумнейшие диалоги. Смотрится картина просто с наслаждением, даже если вы не поклонник Штрауса и не любите мюзиклы вообще» (Иванов, 2001).

В самом деле, игра Юрия и Виталия Соломиных, на мой взгляд, достойна восхищения. Они играют легко, ярко и с видимым наслаждением погружаются в стихию опереточной «аристократично— буржуазной» жизни и любовных недоразумений…

Нынешним зрителям «Летучая мышь», как правило, нравится, хотя у многих из них есть претензии к игре Людмилы Максаковой:

«Замечательная, завораживающая, трогательная, романтичная и веселая оперетта. Замечательно подобран актерский состав: Ю. Соломин, Л. Максакова, В. Соломин, Л. Удовиченко и др. Актеры играют на одном дыхании» (Иоанна).

«Шедевр в жанре оперетты! На фоне отвратности современного кинематографа пересматривать этот фильм — настоящее удовольствие. Актёры бесподобны» (Илья).

«Просто обожаю этот восхитительный фильм. Людмила Максакова! Я люблю все ее роли. А любимая роль в этом фильме… Я всегда любил, люблю оперетту. … Очень забавный, интересный сюжет. Я от фильма в восторге, просто не передать» (Валера).

«Сама оперетта «Летучая мышь» — шедевр из шедевров... Фильм прекрасный: костюмы, декорации, режиссура. Но в этом фильме есть один минус — главная героиня. Ну, никак не тянет Максакова... Мало того, что она явно старовата для этой роли, так у нее в первой серии какое— то глупое выражение лица… Рядом с Юрием Соломиным она не смотрится» (Марьям).

«Мне тоже Максакова в этом фильме не нравится. Она не только старовата, но и играет плоховато. Извините за каламбур. Больше всего мне в этом фильме нравится пара Виталий Соломин — Лариса Удовиченко. Прекрасно смотрятся вместе. … Если говорить обо всех экранизациях знаменитых оперетт в 70— 80-х годах, то эта — самая лучшая» (Н. Волкова).

Киновед Александр Федоров

-2

Майор "Вихрь". СССР, 1967. Режиссер Евгений Ташков. Сценарист Юлиан Семёнов (по собственной одноименной повести). Актеры: Вадим Бероев, Анастасия Вознесенская, Виктор Павлов, Евгений Тетерин, Владислав Стржельчик, Владимир Кенигсон, Александр Ширвиндт, Игорь Ясулович, Владимир Осенев, Юрий Волынцев и др. Премьера на ТВ: 8 ноября 1967. В кинопрокате — с 8 июля 1968.

Режиссер Евгений Ташков (1926—2012) поставил 11 фильмов, из три которых («Жажда», «Приходите завтра» и «Преступление») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. И это не считая его главных хитов – телевизионных сериалов «Майор «Вихрь» и «Адъютант его превосходительства».

А. Мурадов и К. Шергова считают, что «Майор Вихрь» — «фильм—переход от художественного произведения, максимально стремящегося к документальности, к приключенческому и преимущественно шпионскому детективу, имеющему лишь некоторое отношение к реальным событиям из недавнего прошлого. Именно это «переходное» состояние нашло отражение и в режиссерских решениях. … «Майор «Вихрь» – первый фильм про успешную исторически достоверную операцию советских спецслужб, основанный (но не повторяющий дословно) на реальных событиях, а его главный герой – первый в ряду вымышленных героев—разведчиков времен Великой Отечественной войны. Изменение деталей и значимых фактов – это шаг в сторону вымышленных историй, где война используется как фон для развития нового жанра. О полном отказе от «документальности» говорить еще рано, но мы можем констатировать выбор в пользу «художественного» по сравнению с историческим» (Мурадов, Шергова, 2019: 27, 33).

Споры вокруг «Майора Вихря» среди зрителей не утихают до сих пор.

Кто-то считает, что это «замечательный, увлекательный и какой-то очень теплый фильм. Смотрится настолько увлекательно, что от экрана трудно оторваться» (А. Гребенкин).

А кто-то сверяет сюжет фильма с историческими фактами и обращает внимания на «ляпы» и вспоминает, что «Семенов — известный мастер небрежности. Быстро работал, перепроверять некогда. Да и блохоловов в те времена было много меньше, а темы он поднимал интересные, всё прощалось. Сейчас нестыковки начинают вылезать и это нормально» (Немаккейн). Или пишет о том, что «в фильме вообще еще много театральных условностей того времени. Не успела радистка выйти в эфир, как ее пеленгуют и с ракетной скоростью рота солдат на тяжелом грузовике тут как тут. Радистку берут, а Вихрь благополучно прячется в кустах и его даже не ищут. … Даже побег радистки "из уборной благодаря доскам без гвоздей" — на уровне школьного спектакля. А уж концовка фильма — сплошной плакат. Подрыв кабеля, тут же немцы атакуют, наши отстреливаются… все героически гибнут, но немцы панически бегут, потому что именно в этот момент наступает Красная армия с танками» (Юрий).

В любом случае «Майор «Вихрь» был заметной вехой в детективно-разведческом жанре советского кино, с интересными актерскими работами и крепкой режиссурой. А следующий телефильм Евгения Ташкова, сделанный в том же жанре — «Адъютант его превосходительства» — имел еще больший зрительский успех и резонанс в прессе.

Киновед Александр Федоров

-3

Маленькие трагедии. СССР, 1979. Режиссер и сценарист Михаил Швейцер (по произведениям А.С. Пушкина). Актеры: Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Иннокентий Смоктуновский, Николай Кочегаров, Ивар Калныньш, Леонид Куравлёв, Николай Бурляев, Леонид Каюров, Наталья Данилова, Лидия Федосеева— Шукшина, Филипп Смоктуновский, Лариса Удовиченко, Михаил Кокшенов, Владимир Высоцкий, Наталия Белохвостикова, Александр Трофимов, Иван Лапиков и др. Премьера на ТВ: 1 июля 1980.

Режиссер Михаил Швейцер (1920–2000) поставил 16 фильмов, пять из которых («Кортик», «Чужая родня», «Мичман Панин», «Воскресенье», «Золотой теленок») вошли в число самых кассовых советских кинолент, и запомнился зрителям, конечно же, по экранизациям литературной классики («Воскресенье», «Золотой теленок», «Карусель», «Смешные люди», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Крейцерова соната»).

Прекрасно осознавая, любая экранизация произведений А.С. Пушкина сразу становится поводом для бурных дискуссий, Михаил Швейцер взялся за труднейшую задачу перенесения на экран «Маленьких трагедий». Собранный им актерский ансамбль был чрезвычайно мощным. И в целом можно твердо утверждать, что телефильм «Маленькие трагедии» стал истинным событием года.

Зрители спорят о «Маленьких трагедиях» до сих пор:

«Самыми спорными персонажами лично для меня были и остаются: Моцарт— Золотухин, донна Анна— Белохвостикова и дон Гуан—Высоцкий (вернее, дуэт последних двух). Вот уж где "страсти должны кипеть", так это в трагедии. И дело здесь не в повышенных тонах, а в предельной концентрации существования, ибо вопросы, которые ставятся во главу угла такого жанра — жизнь и смерть… И чем больше повышается "градус" актёрского существования Гуана, тем больше видна блёклость и невыразительность исполнительницы Анны. У меня иногда складывалось ощущение, что артисты снимали свои парные сцены по отдельности, не видя глаз друг друга, не чувствуя посыла... Появление Золотухина в роли Моцарта, я сочла творческим экспериментом. На мой взгляд, не очень удачным. Не артист слаб, в данном случае — материал не для его индивидуальности, как мне кажется. Вместо рафинированного (как на портретах), утончённого и сверхвосприимчивого ко всему происходящему Гения, я видела круглолицего парубка, этакого без пяти минут "рубаху— парня". Тем более в тандеме со Смоктуновским—Сальери. Вот кто действительно демонстрировал свою принадлежность к миру Музыки (чего только стоит нервная игра пальцев рук последнего). … Удивительно другое: мне никогда всё вышеперечисленное не мешало смотреть и наслаждаться этим фильмом. Ну, поворчала, конечно, пару раз, а саму картину любить не перестала. И чем больше проходит времени, тем с бОльшим интересом, я её пересматриваю» (Анна).

«Фильм — шедевр, не знаю, видела ли я что— то лучше. С таким знанием дела, уважением к Пушкину! Все до последнего штриха просто здорово, а какая музыка! Когда я смотрела в первый раз, то когда фильм закончился, я обнаружила, что стою у экрана, сжав руки на груди, и ведь не помню, когда встала и сколько простояла. Мне кажется, такое не стыдно было бы Александру Сергеевичу показать. Единственная роль, за которую я бы не поставила пять с плюсом (как всем артистам в этом шедевре), — это Дон Гуан Высоцкого. Хотя винить его трудно. … Надо обладать сверхъестественным даром, чтобы сыграть такую роль при таком маленьком тексте. … Высоцкий хорош, но и ему не удалось сделать целый образ из фразы "на совести усталой много зла быть может тяготит". … В целом же фильм — просто браво, я его смотрю только когда хочу "себе сегодня пир устроить"» (Татьяна К.).

«Фильм начал нравиться со второй серии… «Моцарт и Сальери». Придраться вроде не к чему — красиво снято, хорошо сыграно, но ни этот Моцарт, ни этот Сальери не вызвали особого интереса и сочувствия. Не мое. … «Скупой рыцарь». Барон замечательный, и инфернален, и человечен — но немножко не хватило взаимодействия между персонажами, драмы как таковой. В целом, понравилось. Смоктуновский чрезвычайно искусно обращается со словом» (Каппа).

Киновед Александр Федоров