Вот увидел я эту средневековую миниатюру и еще до того, как прочитал наверху имя изображенной, подумал: а, святая Екатерина... То, что это именно она, ясно любому, кто знает, что в европейской традиции принято изображать святых мучеников с атрибутами их мученичества, и кто знает, как именно пытали и убивали означенную Екатерину. Чтобы выделить ее из прочих Екатерин, ее называют Александрийской.
Девушка стоит рядом с колесом. Ясно. Изощренная фантазия палачей придумала ей, значит, мучения и казнь, так или иначе связанные с этим предметом. Вообще житие любого мученика читается как дикий хоррор, Екатерина не исключение.
Первые жития святой Екатерины Александрийской датируются VI-VII веками, но рукописи не сохранились. Самая старая дошедшая до нас рукопись про нее относится к VIII веку. Согласно ей, Екатерина родилась в 287 году в Александрии и отличалась своей образованностью. Вообще из текста встает очень привлекательный образ красавицы и умницы, интеллектуальной девушки, увлеченной философией и наукой, что было редкостью для тех времен. По сути, известна только одна подобная женщина древности — Гипатия Александрийская, которую растерзали христианские фанатики.
Есть версия, что она стала прообразом Екатерины, только тут наоборот — Екатерина была христианкой, а убили ее язычники. Но возможно, что Гипатия ни причем, и такая женщина по имени Екатерина действительно жила в III-IV веках в Александрии.
Однако, поступок, с которого начался ее мученический путь, на самом деле не говорит о большом уме, а только о какой-то безбашенной дурости. Это диссонирует с ее образом интеллектуалки. Она якобы явилась в языческий храм во время жертвоприношения императора Максимина Дазы и призвала его обратиться в христианство. Он был поражён этим предложением и её красотой и пригласил для спора в присутствии философов. Дискуссия состоялась, Екатерина агитировала за христианство, ее оппоненты за язычество. Аргументы девушки были непробиваемы, в результате Максимин велел сжечь нaxpен опозорившихся философов и сам стал спорить с ней.
Она стояла на своем, императору это надоело, и он решил закончить бессмысленный спор испытанным способом — Екатерину били воловьими жилами и заключили в темницу. Там её посетила жена императора Василисса и ушла оттуда христианкой. Ее сопровождал военачальник Порфирий, который тоже был обращен в новую веру. Екатерина как-то сумела сагитировать еще 200 воинов. Почему они ее не отбили и не спасли от дальнейших мучений — для меня загадка.
Девушку решили пытать четырьмя колесами, на которые прикреплены острия, чтобы это жуткое орудие раздробило девичье тело. Однако, согласно легенде, ангел разрушил эти колеса, и Екатерина спаслась. Василисса же начала упрекать мужа, в пылу ссоры призналась в своем христианстве, за что была немедленно казнена, а с ней и Порфирий с 200 воинами, обращёнными Екатериной. Став, таким образом, вдовцом, Максимин внезапно решил жениться на... (тревожная интригующая музыка!) Екатерине, но для этого она должна была принести жертву языческим богам. Вот же упертый чувак! Она, конечно, отказалась, и ей отрубили голову. Из раны вместо крови вытекло молоко.
Дикая история вообще. И думаю: если ты была умная женщина, Екатерина, какого рожна ты полезла во время языческой церемонии в храм обращать людей в другую веру?! Не очень удачное место и время для этого, не?