Планы по выпуску единых устойчивых к потерям денежных средств, так называемых муниципальных марок, на всей оккупированной территории Германии* так и не были реализованы.
Но о них следует рассказать, потому что они повлияли на выпуск других ценных резервных денег в этой области. Вы должны рассматривать их в контексте, видя усилия рейнских кругов по созданию "Рейнско-Вестфальского золотого эмиссионного банка", можно понять, что они были не просто планами, а выражением политической борьбы за Рейнскую область. Оккупационные власти запретили использование золотых облигаций Германской империи и только созданных рентных марок на оккупированной территории, поскольку они были выпущены вопреки специальному постановлению от октября 1923 года, не будучи представлены в таком виде в Межсоюзническую рейнскую комиссию (IARK)**.
Рентная марка в основном базировалась на землевладении (земельные облигации). Но поскольку западногерманская земельная собственность была освобождена от ответственности на оккупированной территории по воле оккупационных властей, с их точки зрения, рентная марка на оккупированной территории не подлежала обложению и, следовательно, не имела возможности обращения.
Финансовые дирекции крупных западногерманских городов, присутствовавшие на совещаниях с ноября 1923 года, единодушны в точке зрения, что выпуск ими устойчивых по стоимости срочных денег не рассматривается как замена золотых облигаций и рентных марок, но что их снабжение такими деньгами должно быть делом Рейха. Они даже осудили самовольную эмиссию чрезвычайных денег в золотых марках отдельными городами и округами.
В то же время группа рейнских банкиров, сочувствующая французским финансистам, под руководством президента Кёльнской торговой палаты Луи Хагена пыталась получить одобрение как оккупационных властей, так и правительства Рейха на создание Рейнско-Вестфальского золотого эмиссионного банка. Она намеревалась выпустить "рейнскую марку", стоимость которой была установлена на уровне 42 золотых пфеннигов и которая с помощью Франции должна была быть полностью покрыта золотом.
Группа Луи Хагена могла рассчитывать на поддержку Франции, поскольку за автономным центральным банком Рейна могла последовать автономная Рейнская область, в которой доминировала Франция, что соответствовало политическим желаниям французских лидеров. Однако по той же причине она должна была быть уверена, что получит одобрения правительства Рейха на этот проект.
Чтобы противостоять этой угрозе существованию имперского единства, было принято решение — западногерманские города на заседании от 17 ноября 1923 года в Кёльне должны были проголосовать за выпуск единых устойчивых по стоимости чрезвычайных денег. Для этого требовалось разрешение правительства Рейха и оккупационных властей. Имперское правительство согласилось на основании соглашения с представителями Ассоциации городских и сельских округов оккупированной территории от 6 декабря 1923 года. После этого было также предусмотрено, что города должны были передать Германской империи квоту на чрезвычайные расходы, которая будет определена позже, в обмен на разделение расходов. Кроме того, предполагалось, что городские и сельские округа будут платить "чрезвычайный сбор" в размере 4%, а частные предприятия — "налог" в размере 3% от полученных объёмов, которые должны были быть переданы Рейху.
Оккупационные власти, напротив, отклонили предусмотренное обозначение "золотая марка", отношение к доллару, имперский надзор и, следовательно, разрешение. Затем была подана заявка на утверждение обозначения "Kommunal Mark" (муниципальная марка) и Рейнского государственного банка в качестве надзорного органа.
Первоначально предполагалось покрыть 60% выданной чрезвычайной суммы золотыми облигациями и 40% — сменой принимающих органов. Когда стало очевидно, насколько большим будет тираж, стала очевидна невозможность охвата в таком виде, и начали искать замену.
Письмом от 20 декабря 1923 года в городские и сельские округа оккупированной территории председатель Союза доктор Конрад Аденауэр сообщил, что разрешение на выпуск Межсоюзнической рейнской комиссии (IARK) ещё не получено, а письмом от 8 января 1924 года он спросил города и округа, как это происходит, велика их потребность в коммунальных экстренных деньгах. В среднем после этого рассчитывалась потребность в 20-30 золотых марок на душу населения и общая потребность в размере около 300 миллионов золотых марок на оккупированную территорию.
На такую сумму муниципалитеты должны были теперь разместить 6%-ную золотую облигацию, в отношении которой муниципальные ассоциации должны были взять на себя обязательство по выплате процентов, погашению и возмещению расходов. Одновременно с выпуском новых денег, имеющих стабильную стоимость, все находящиеся в обращении бумажные банкноты должны быть изъяты. 6 декабря 1923 года Министерство финансов Рейха издало распоряжение о печати в качестве меры предосторожности. В середине декабря 1923 года для печатания были привлечены девять типографий, разбросанных по всей оккупированной территории. Изготовление чрезвычайных денег было в номинале 0,10 / 0,25 / 0,50 / 1 / 2 / 5 / 10 / 20 и 50 муниципальных марок, но оно было отложено, так как тем временем возникла новая политическая ситуация. После отказа от пассивного сопротивления на Руре 5 октября 1923 года в Дюссельдорфе начались переговоры между так называемой "Комиссией шести горняков" и "Микум: межведомственная экономическая и политическая организация французских оккупационных властей" с целью возобновления добычи и, в частности, поставок угля во Францию. Они тянулись неделями, и в ходе их работы стало очевидно, что для запуска угольных шахт крайне необходимы кредиты и стабильные денежные средства. Без каких-либо гарантий до этого момента переговоры были прекращены 23 ноября 1923 года с заключением "общего договора о поставках". Поскольку "Соглашение Микум" имело большое значение для оккупирующей державы, оно теперь разрешало обращение рентных марок, но не распространяло законодательство о рентных банках на оккупированную территорию.
Теперь, в свою очередь, имперское правительство считало, что рентная марка не может распространяться на территории, где декретом Франции исключалась ответственность землевладельцев и бизнеса за деньги. Поэтому оно потратила 100 миллионов рентных марок, первоначально запланированных на ввод в эксплуатацию угольных шахт. Рентная марка не должна отправляться на оккупированную территорию. Ни одна из сторон не была готова к решительным уступкам. Правительство Германии отказалось дать разрешение на создание Рейнско-Вестфальского золотого эмиссионного банка, а французские оккупационные власти отказались выпускать обычные, устойчивые по стоимости чрезвычайные деньги в виде муниципальных марок. Но переговоры продолжались. Они были затруднены ещё и тем, что Межсоюзническая рейнская комиссия (IARK) должна была получить одобрение французского правительства по всем важным вопросам. Тем временем всё больше городов и компаний начали выпускать собственные устойчивые к потерям средства, потому что они больше не верили в реализацию плана общих средств на случай чрезвычайной ситуации.
Когда к 29 января 1924 года разрешение IARK всё ещё не было получено, все подготовительные работы были прекращены. Планы по созданию единой долговечной муниципальной марки и Рейнско-Вестфальского золотого эмиссионного банка на оккупированных территориях провалились.
- примечания
* Осенью 1923 года "оккупированная территория" включала: весь район левого Рейна, так называемая "зона санкций", примерно идентичная северной части правобережной провинции Рейнланд; так называемый "Рурский район вторжения", который простирался на севере до Хальтерна, на востоке до тыла Дортмунда и на юге до самого Хагена, кроме того, большие участки бергишских земель к северу, востоку и юго-востоку от Кёльна и некоторые плацдармы, наиболее удалённые от незанятой территории были Кобленц (до Дица) и Майнц (непосредственно перед Франкфуртом). Политически он включал в себя весь Баварский Пфальц, почти всю Рейнскую провинцию, землю Биркенфельд, часть Ольденбурга, значительные части провинции Вестфалии и меньшие части Гессена и Гессен-Нассау.
** IARK (Interalliierten Rheinlandkommission) — межсоюзнический высший комитет по Рейнской области, также называемый Межсоюзнической Рейнской комиссией (IRKO или IARK), был учреждением четырёх союзных оккупационных держав: Франции, Бельгии, США и Великобритании, существовавшим в Рейнской области после окончания Первой мировой войны с 1920 года и базировавшимся в Кобленце. Он действовал в качестве высшего административного органа на территориях Рейнской области, оккупированных в результате Версальского мирного договора и связанных с ним Рейнских соглашений. По образцу Рейнских плацдармов были сформированы три оккупационные зоны: британская зона, базирующаяся в Кёльне, американская зона, базирующаяся в Кобленце, и франко-бельгийская зона, базирующаяся в Майнце. Комиссия могла издавать ордонансы (постановления), которые должны были, прежде всего, обеспечивать безопасность и содержание оккупационных войск и поддержание общественной жизни. Она имела право давать указания немецким властям на оккупированных территориях, немецкие законы и постановления должны были быть одобрены комиссией. Нарушения инструкций комиссии были наказуемы.