В вопросе восстановления и реинтеграции освобожденных территорий в экономику Азербайджана дорожная инфраструктура вместе с реконструкцией энергетической и промышленной отраслей играет ключевую роль.
Строительство и модернизация автомобильных дорог начались уже в 2020 году, и за три года проделано достаточно работ по восстановлению инфраструктуры Карабахского и Восточно-Зангезурского регионов. Только в прошлом году из госбюджета на эти цели было выделено более $5,5 млрд, еще $3,8 млрд были привлечены в качестве инвестиций. А в этом году планируется направить из госбюджета на проекты на освобожденных территориях еще $2,4 млрд.
Несомненно, значительная часть данных средств будет использоваться для разминирования этих территорий и строительства дорожной инфраструктуры. Согласно отчету Госагентства автомобильных дорог, в 2023 году были построены, реконструированы и отремонтированы автодороги, проспекты и улицы протяженностью 881,7 км.
Активное строительство для развития региона
Сегодня в рамках реализации дорожных проектов в Карабахском и Восточно-Зангезурском регионах уже завершены три проекта, еще 13 находятся на стадии строительства. Кроме того, в текущем году планируется запуск реконструкции и модернизации трех участков автомобильных дорог - Агдам-Аскеран-Ходжалы-Ханкенди-Шуша (34 км), Тертер-Агдере (24,2 км) и Физули-Ходжавенд-Агдам (55,7 км).
В общей сложности на освобожденных территориях реализуются проекты по строительству дорог протяженностью 2157 км. При этом ожидается, что 80-90% реализуемых проектов будут завершены к концу 2024-го - середине 2025 года.
Вместе с автомобильными дорогами особое внимание уделяется и созданию международных аэропортов. В следующем году планируется сдать в эксплуатацию международный аэропорт в Лачине.
После двух международных аэропортов – Физулинского и Зангиланского, которые были сданы в эксплуатацию в 2021 и 2022 годах соответственно, воздушная гавань Лачина ожидаемо станет новым центром международных перевозок на освобожденных территориях.
Зангезурский коридор
Стоит отметить, что вместе с автомобильными дорогами строятся также и железнодорожные линии, которые станут важным вкладом в реализацию проекта Зангезурского коридора, предусматривающего соединение территории Азербайджана с Нахчыванской Автономной Республикой (НАР) через территорию Армении. Так, компания "Азербайджанские железные дороги" продолжает строительство участка Горадиз-Агбенд от населенного пункта Горадиз Физулинского района до поселка Агбенд в приграничном с Арменией Зангиланском районе республики.
Согласно проекту вдоль железнодорожной линии протяженностью более 110 км будут построены девять станций и около 500 различных сооружений - мостов, проездов для транспортных средств, туннелей и дренажных труб. Согласно информации АЖД, на сегодняшний день завершено 45% строительных работ и построено свыше 69 км железнодорожных путей.
В рамках реализации проекта Зангезурского коридора параллельно с железнодорожным создается также и автомобильный маршрут. Согласно отчету Госагентства автомобильных дорог, завершено сооружение уже 80% этой автомагистрали протяженностью 124 км от Горадиза до Агбенда.
Вместе с тем Иран и Азербайджан в октябре прошлого года договорились о строительстве параллельной Зангезурскому коридору железной дороги, которая соединит основную часть АР с Нахчываном через территорию исламской республики.
Наряду с этим, для увеличения пропускной способности на границе НАР и ИРИ и наращивания транзитных грузоперевозок, Баку и Тегеран в прошлом году заложили автомобильный мост и погранично-таможенную инфраструктуру между Азербайджаном и Ираном в районе поселка Агбенд Зангиланского района.
Вклад в Транскаспийский маршрут
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры на освобожденных территориях имеет важное значение в плане превращения региона в транзитный хаб как части международных транспортных коридоров. Так, в последние годы растет значение Транскаспийского маршрута (Средний коридор/ ТМТМ) как части китайской инициативы "Один пояс, один путь", которая является фактически возрождением Великого шелкового пути.
Предоставляя зарубежным грузоотправителям дополнительные транспортные пути, Азербайджан диверсифицирует как маршруты поставок в рамках ТМТМ, так и способы. Стоит отметить, что железнодорожные перевозки сегодня становятся все более актуальными ввиду возможности бесперебойно поставлять товар без потери времени на таможенные процедуры. Данный вид доставки имеет огромное значение при перевозке быстропортящихся товаров, в то время как автомобильным транспортом удобнее доставлять сыпучие и наливные товары.
Таким образом, построив дороги и международные аэропорты на освобожденных территориях, а также восстановив транспортный коридор с территории Азербайджана в НАР и дальше в Турцию, Баку предлагает грузоотправителям еще один путь прямых поставок из Азии в Европу в рамках Транскаспийского маршрута.