Чёрные ворота на протяжении многих веков являются символом Трира – старейшего города в Германии (земля Рейнланд-Пфальц). И это несмотря на то, что город, заложенный на берегах реки Мозель более двух тысячелетий назад, может сегодня похвастать не одним замечательным сооружением. Но так уж вышло, что именно потемневшие от времени и непогоды камни Порта-Нигры (Porta Nigra) стали визитной карточкой "Северного Рима" (словосочетание Порта Нигра и означает Чёрные ворота). Кстати, сами римляне-основатели называли Трир Августой Треверской (Augusta Treverorum). Что можно перевести, как "город Августа в стране треверов". Ибо основан он был при императоре Августе Октавиане в 16 году до н. э.
Первое летописное упоминание Чёрных ворот датировано 1041 годом. А в анналах XII века даётся и довольно оригинальное объяснение, почему ворота стали чёрными. Средневековый автор утверждает, что воины гальского племени треверов, возвращаясь после кровопролитных сражений домой, обязательно проходили через них. От траура по погибшим те, будто бы, и почернели (оригинальный цвет каменных блоков был светло-серым).
Как мы теперь уже знаем, треверы к возведению Порта-Нигры не имели ни малейшего отношения. Ибо свои укрепления по берегам Мозеля (в основном деревянные) возводили задолго до появления там римлян (было это еще во II-ом тысячелетии до новой эры).
Учёные относят начало строительства Чёрных ворот ко времени правления римского императора Марка Аврелия (121-180 гг.). Считая при этом, что служить они должны были не оборонительным целям. А были призваны демонстрировать величие Римской империи на её северных окраинах. И изначально в честь бога войны назывались воротами Марса.
Впрочем существует и прямо противоположное мнение на сей счет. Ведь известно, что подобных ворот в Трире было несколько. Порта-Нигра открывали вход в город с севера, а с юга попасть в него можно было через Средние ворота (Porta Мedia). На востоке возвышались Белые ворота (Porta Alba), а с Римского моста в Трир проникали через так называвшиеся Знаменитые ворота (Porta Inclyta). Отсюда сам собой напрашивается вывод, что Порта-Нигра являлись частью защитного кольца города. Куда входила ещё и окружавшая город шестикилометровая стена.
Достоверно известно, что после смерти Марка Аврелия Чёрные ворота не раз сослужили городу добрую службу. Например, в III веке н. э. они выдержали не одно нападение варварских племён. Ведь на закате империи римлянам приходилось воевать ничуть не меньше, чем в эпоху её расцвета. О чем свидетельствуют и изображения на немецких нотгельдах.
Порта-Нигра – наиболее хорошо сохранившиеся античные ворота в мире (с 1986 года в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО). А кроме того, самые крупные и выразительные из всех подобных построек Европы севернее Альп. Размеры у них и в самом деле впечатляющие: высота почти 30 метров, ширина 36 метров, а толщина 21,5 метра.
Существует множество замечательных изображений этого сооружения на марках, открытках и многочисленных сувенирах. А самое последнее в мире денег появилось в 2017 году на юбилейной монете в 2 евро, в честь федеральной земли Рейнланд-Пфальц.
Порта-Нигра практически всегда демонстрируется с наружной стороны – противоположной той, что обращена к городу. Потому что именно внешняя сторона сооружения отличается декоративным убранством – полукругом выступающими башнями. С оборотной стороны они имеют форму прямоугольника.
Восточная башня за прошедшие века лишилась последнего, четвертого уровня. Но в целом ворота дошли до нас почти в первозданном виде. И это несмотря на то, что в средние века они претерпели довольно значительные архитектурные изменения. Например, пристроенная сбоку к восточной башне апсида церкви св. Симеона.
Кстати, история возникновения этой обители сама по себе весьма интересна. И напрямую связана с христианским святым – Симеоном Сиракузским (в Германии больше известен как Симеон Трирский). Сей исторический персонаж долгое время провёл в Палестине, где и принял монашество. После своего паломничества в Святую землю в 1030 году, он волею судьбы оказался в Трире. Где решил сделаться отшельником. С этой целью он попросил своего друга – трирского архиепископа Поппо, чтобы его замуровали в восточной башне Порта-Нигры. Что и случилось в праздник апостола Андрея. Говорят, вблизи места затворничества Симеона потом нередко происходили разные чудеса.
А пятью годами позже, в 1035 году, Симеон преставился. Вскоре после этого Римская католическая церковь в лице папы Бенедикта IX причислила его к лику святых (вторая в истории церкви канонизация). А над прахом отшельника, захороненным в восточной башне, возвели христианскую церковь, названную в последствии церковью св. Симеона.
Но в 1804 году страстный любитель античной архитектуры Наполеон Бонапарт (1769-1821) посчитал пристроенный к римским воротам христианский храм откровенным кощунством и велел разобрать его.
Как бы парадоксально это не звучало, но именно соседство с христианской церковью спасло ворота Порта-Нигра от их полного уничтожения. Как известно, в средние века на строительные нужды разбирались тысячи античных храмов и иных сооружений по всей Европе. Ворота устояли с минимальными потерями. Из них лишь были вынуты металлические скобы, которыми крепились блоки песчаника. Но зато почти все.
Со знаменитыми воротами связано и такое старинное предание. Когда на совете старейшин Трира было решено превратить Порта-Нигру в христианскую церковь, выяснилось, что необходимые средства на перестройку здания город выделить не может. Тогда-то в ратуше и объявился никому неизвестный мастер-строитель, предложивший трирцам помощь в разрешении конфузной ситуации. Но как только чужеземец назвал свою цену, а он запросил ни много ни мало душу первого, кто заглянет под своды божьего храма, всем сразу стало понятно, с кем они имели дело. Однако несмотря на то, что дело пахло «серой», ударили по рукам. И дьявол (а это был именно нечистый!) споро взялся за дело, чтобы успеть к назначенному сроку (к Рождеству).
В ночь перед Рождеством Cатана отправился в Рим. Где на капитолийском холме, специально по его заказу выковали для трирской церкви бронзовые врата. Оставалось их только забрать. Перемахнув через Альпы, чёрт взвалил нелёгкую поклажу на плечи и поспешил назад. Но на обратном пути он решил сделать привал на Монблане (высочайшая вершина Альп и самая высокая гора в Западной Европе, 4 808 м).
Но едва нечистый опустился на холодную, покрытую вечными снегами вершину, как в небе над ним появилось невыносимо яркое сияние. Проморгавшись, дьявол увидел в лучах света в окружении ангелов саму Деву Марию. Видение настолько сбило Сатану с толку (а возможно падший ангел просто узнал в окружении Богородицы кого-то из своих старых знакомых), что он совершенно позабыл, куда и с какой целью направлялся. Когда же снова вспомнил, было уже поздно. На подлёте к Триру чёрт услышал песнопения, доносившиеся из новой церкви, и понял, что её уже успели освятить. В зверином бешенстве дьявол обрушил бронзовые ворота на крышу храма. Но помимо того, что в церкви на время погасли все свечи, ничего страшного больше не случилось…