Найти тему
Архивариус Кот

«И во всех случаях жизни он умел быть несчастным»

Подходит к концу «гардемаринский» цикл. Осталось написать о немногих. И сейчас – о том, пожалуй, единственном, кому в киновариантах уделено бо́льшее внимание, чем в книге. Это шевалье де Брильи. Практически все эпизоды романа, где он действует, вошли в экранизацию, но, сверх того, добавлены сцены в Петербурге и Ревеле. Появляется де Брильи и во втором фильме, где героически заслоняет собой Анастасию – и умирает на её руках (о его «воскрешении» в последних лентах говорить ничего не буду: не смотрела и смотреть не собираюсь).

Тем не менее, думаю, хоть немного сказать об этом персонаже нужно, тем более что «литературный» де Брильи несколько отличается от киногероя. Автор даёт ему исчерпывающую характеристику: «К слову скажем, что для характеристики де Брильи как нельзя лучше подходит частичка "не". Он не был злым, не назвать его добрым, не был трусом, не был глуп, он не был корыстен, не был равнодушен к вопросам чести. И во всех случаях жизни он умел быть несчастным. Днём мечтал выспаться, по ночам его мучила бессонница, летом проклинал жару, зимой умирал от скуки, на балу искал уединения, а в церкви размышлял о естественных науках, к которым если и не тяготел с особым жаром, то не испытывал отвращения».

Его первое появление в романе (где, напомню, ему отведена довольно скромная роль) – в доме Анастасии. Она вспомнит встречи с ним: «Они встречались на балах и куртагах, обхождение у шевалье было самое светское, походка и жест изысканны. В гавоте он как-то показал себя отличным партнёром. Впрочем, вся свита французского посла маркиза де Шетарди знала толк в приличном танцевании. Но мрачен был Брильи совсем не по-французски и уж больно носат. Всё словно принюхивался к русской жизни, морщился брезгливо. И только когда взгляд его обращался к ней, на спесивом лице появлялось удивлённое и восторженное выражение».

Что мы видим при первой же встрече? Да, Анастасия для него «звезда», но всё время ощущается эта самая «брезгливость», которую она заметила. Умея говорить по-русски, он не любит русский язык, а потому и почти не использует его. Он вроде бы обличает крепостное право («У нас нет собственных крестьян, как у вас, русских. Считать человека собственностью — это вандализм, варварство»), но и здесь во всём звучит высокомерие: «Русские дики. Французская нация самая свободная в мире!» И тут же откровенное чванство: «Мой род состоит в родстве с лучшими фамилиями Франции. Герцог де Фронзак по материнской линии, по отцовской линии маркиз де Графи-Дефонте и также бывший интендант полиции маркиз де Аржасон…» (и Анастасия сразу напомнит: «Не надо так много фамилий. Мы с царями были в родстве»).

Он совершенно уверен, что его предложение («Значит, вы предлагаете любовь неземную, карету и себя в попутчики?») будет восторженно принято. О многом говорит его реплика: «Что ждёт вас на родине? В любую минуту сюда могут нагрянуть драгуны, и тогда… Холмогоры, Берёзов или в лучшем случае монастырь. А я предлагаю вам… — Лицо его приняло недоумённое, даже глуповатое выражение. — Францию!..» Вот не оставляет меня мысль: не преувеличил ли шевалье опасность для Анастасии? Ведь всё же выпустили… Наблюдают за домом, конечно, но не слишком строго, раз он сам сумел пройти. К тому же, он так уверен в себе, что даже не задумывается о чувствах девушки: «Сейчас ей было не до любви. Она даже не смогла, как того требовал этикет, принять кокетливый вид и улыбнуться отвлечённо, и распалённый де Брильи увидел в смятенном выражении её лица отблеск истинного чувства». Он приходит назавтра за обещанным ответом «уже в дорожном платье, вооружённый чуть ли не десятью пистолетами, ещё более мрачный и пылкий» и нисколько не сомневающийся в том, каким этот ответ будет.

-2

Потом мы увидим его в дороге, где, проклиная всё и вся («О, эти русские дороги! Эти русские кучера! Эти русские лошади!»), он сделает доброе дело, подобрав повредившего ногу Корсака (под видом богомолки): «Эта бедняжка заблудилась. Она идёт с богомолья. Мы её подвезём» (одно из немногих отличий от фильма, где Алексея на постоялом дворе в карету сажает Анастасия).

А затем будут только сцены в «царёвом домике», где он дожидается паспорта, всячески уклоняясь от расспросов Анастасии, которая всё больше проникается недоверием к нему. И здесь мы услышим уже полную порцию высказываний обо всём, что, по его мнению, не так в России: и едят не то, и мастерят не так, и, конечно же, развратничают в бане. Читая его высказывания, я не могу не вспомнить ещё раз то описание бани, которое даёт А.Дюма в своём «Учителе фехтования» (приводила здесь) и о котором напрочь забывают те, кто, поддерживая нелепый тезис о тождестве Пушкина и Дюма, заявляют, что написать оный роман мог только русский человек. Думаю, что Н.М.Соротокина, передавая размышления Брильи («А баня? Разве в состоянии цивилизованный человек понять, что такое русская баня?.. Рубленый дом, откуда валит дым, а в нем в чаду и угаре русские занимаются вакханалией, развратом!»), тоже вспоминала о Дюма…

И, наверное, каждая такая беседа ещё больше отдаляет шевалье от его «звезды», а её вынуждает задумываться, а потом и начать разыскивать то, «из-за чего Брильи срочно вызвали в Париж». И всё больше разочаровываться в нём. «Она не перестаёт повторять: "Ах, Серёжа, какой ты нудный!" Он не понимает всей тонкости значения этого слова, но догадывается, что ничего хорошего оно ему не сулит».

И вот тут нужно отметить, что писательница «снижает» образ своего героя: да, он любит Анастасию («И только в любви его к Анастасии не было места частичке «"не"». Он любил её страстно!») Но вот его мысли: «Вот только где потом взять средства к той жизни, к которой привыкла Анастасия? Да, он ограничен в средствах, родовой герб не гарантирует богатство, но ведь и бедным его не назовешь. И потом, помрёт же когда-нибудь этот старый пень маркиз Графи-Дефонте, а наследство будет немалое». Выходит, что посулил ей несбыточное, обманул…

И утешение находит шевалье в выпивке («Звезда моя, — пылко воскликнул француз и тут же сник: — Прости меня, я пьян. О, эта проклятая русская водка!»), после которой его ноги не держат, и в пении в минуты похмелья. Пение Анастасию восхищает («Как поёт! — прошептала Анастасия восторженно. — Кто бы мог подумать, что он умеет так петь!»), но вряд ли прибавляет любви к нему.

-3

И его яростная схватка с Бергером написана в довольно комических тонах: «Они носились по комнате, падали перевёрнутые кресла, со звоном разбивалась посуда, закатив глаза от ужаса, маячил в дверях сторож… Метался по комнате потерявший в пылу битвы туфли Брильи, победно развевались полы халата у его крепких, поджарых ног».

А дальше, получив заветный паспорт, Брильи появится на страницах романа всего дважды. Горничная Анастасия расскажет, как обнаружил он, уже на границе, подмену заветных бумаг (притом так, что, «несмотря на драматизм ситуации, Саша принялся истерически хохотать, представленная Лизой картина встала перед глазами, как живая»). Но если в фильме шевалье развернёт кипучую деятельность, пытаясь вернуть их, то здесь, посотрясав воздух («Я этого дела Лес… Лек… Лестоку не прощу! Он украл бумаги, а взамен это подсунул!», «Бумаги похитили в охотничьем особняке. А похититель — последний русский, вот кто! Он — лестокова ищейка. Мы едем в Петербург»), он после слов Анастасии («А меня куда? Лестоку? В обмен на бумаги, которые ты вёз?») никуда не поедет и благополучно отбудет в Париж.

И последнее упоминание - в эпилоге, когда, сообщив, что Саша Анастасию «выкрал почти из-под венца», автор ехидненько завершит: «Де Брильи долго не мог выяснить, кто совершил сей дерзкий поступок, а когда узнал, наконец, то поклялся лишить жизни этого щенка, этого негодяя Александра Белова, но пока не видно, чтобы жизнь предоставила кавалеру эту возможность». А после этого его имя если и возникнет на страницах романа, то только в воспоминаниях героев…

*************

Наверное, авторам фильма помогло сделать личность шевалье де Брильи более яркой исполнение этой роли М.С.Боярским, но, повторюсь ярким он останется лишь на экране, а в книге (единственной!) именно он окажется образцом хронического неудачника.

«И во всех случаях жизни он умел быть несчастным»…

Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Путеводитель по всему циклу здесь

Навигатор по всему каналу здесь