С чего начинаются любые боевые действия? Правильно – получение разведывательных данных о состоянии сил и средств противника, настроений среди населения и прочей информации. Скажем так, в 2022 году разведка отработала ужасно. Никто не понимал реальные настроения украинцев, какие будут предприниматься политические и военные решения.
Но это все в прошлом, особенно на фоне усиления разведывательной службы России. СВР смогла не только извлечь уроки, но и успешно учится на ошибках. Эти факты признают даже западные эксперты издания The Economist.
Русские шпионы начали работать успешно
Проблемы с разведкой начались не вчера, а еще в далекие 90-е годы, когда служба фактически утратила половину своего штата. По сути, приходилось заново выстраивать вертикаль власти, вербовать новых агентов и налаживать связи.
В итоге все это обернулось глобальными проблемами в начале 2022 года. Конечно, никто точно не знает, на какую информацию ссылались разведчики, но это явно были ошибочные данные. Более того, в газете The Economist прямо пишут:
«После начала СВО российские разведчики не смогли подготовиться к новому витку военного конфликта. Их массово раскрывали и высылали из ЕС. Однако впоследствии они начали учиться на ошибках и сегодня представляют собой полноценную разведывательную силу».
По данным английского центра RUSI, российская разведка смогла наверстать упущенное и сейчас успешно занимается поиском информации против Запада. А это не только контроль политических деятелей, но и информационная война против США и Великобритании.
Интересно, что западные журналисты ссылаются на опыт разведчиков, связанный с мятежом экс-главы ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина. Аналитики считают, что это был полный провал всей разведывательной деятельности внутри России, когда агенты не смогли заранее сообщить о готовящемся мятеже.
Многие проблемы связывали с тем, что якобы разведчики зачастую используют «пустые» отчеты для «отчетности». То есть нужна была реальная информация, а в отчеты попадали данные из открытых источников. Все эти факторы негативно повлияли на работу спецслужбы и привели к нескольким печально известным событиям.
The Economist пишет, что масштабная работа началась в конце 2022 года, когда в разведке фактически сменили методы работы, начали использовать более эффективные инструменты получения информации.
Разумеется, конкретики в этих словах не будет, так как никто не знает, какая именно работа над ошибками проводилась. Единственное, на что ссылаются журналисты, так это слишком «яркий след» русских разведчиков, который они оставляли на объектах.
Поможет ли масштабная реформа?
От себя отмечу, что многие сферы деятельности государства зависят от работы службы разведки. И такие масштабные реформы обычно проводят в период серьезных потрясений или ведения боевых действий.
Достаточно вспомнить опыт начала Великой Отечественной войны, когда из-за провалов обычной разведки, было создано подразделение СМЕРШ. Конечно, сейчас речь идет немного о других направлениях работы, но суть должна быть понятна.
По мнению западных аналитиков, реформа внутри российской разведки привела к улучшению всех показателей:
1. Сотрудники начали получать реальные сведения и информацию от агентов, вербовать более высокопоставленных чиновников.
2. Многие этапы обучения и вербовки перевели на конспиративные квартиры, хотя ранее все это проходило на местах.
И самое интересное, что теперь в разведку якобы берут больше новичков, которые не имеют военного опыта. То есть выявить такого специалиста западным спецслужбам намного труднее. Вчера это был условный менеджер среднего звена, а сегодня он выполняет важное государственное задание.
Без агентурной сети не обойтись
Наверное, основная проблема до 2022 года была связана с отсутствием или слабостью агентурной сети на Украине. Причем этот факт признают многие люди, которые так или иначе имели отношение к разведке. Агенты были, но информацию давали невнятную и зачастую вводили в заблуждение. Отсюда мы и получили поход на Киев с последующими передислокациями и «жестами доброй воли».
Думаю, что даже неопытному человеку будет понятно: без разведки невозможно вести успешные боевые действия или противодействовать западным спецслужбам.
Опять же, если верить экспертам The Economist, сейчас российские спецслужбы начали активно вербовать релокантов и лиц, которые часто выезжают за границу. Особое внимание уделяется странам, где могут находиться российские граждане или их родственники – Германия, Прибалтика. Их буквально опрашивают на границе и тонко предлагают сотрудничество.
Не знаю, как сейчас дела обстоят с получением информации, но все вышеописанное вселяет определенную долю оптимизма. Разведка должна работать не просто по методичкам СССР, а использовать любые возможности для получения информации.