☯️Лежа или сидя стань невесомой, выйди за пределы ума.
В тексте сутры нет загадки, все буквально — необходимо на опыте ощущать себя невесомым, создавая условия, при которых самоосознавание выходит за пределы ума, как следствия телесности и материальности.
Отсюда очевидно, что через взаимодействие с ощущениями веса, гравитации и заземления, практикующий проходит от самовосприятия тела к самовосприятию души или духа {зависит от готовности}.
Для того, чтобы подготовить восприятие к переходу в невесомость, мы провели десятиминутную стоячую практику центрирования в естественном равновесии и укоренения в заземленности, завершили которую, плавным, без пауз, поточным дыханием через расслабленную и приоткрытую челюсть, во время которого практикующие наблюдали, как оно углубляется с каждым вдохом в расслабленном животе.
Дальше мы перешли к практике 12-ой сутры. Ее рекомендуется выполнять в сиддхасане по многим причинам, которые не вижу интереса расписывать.
В моменте ничего не должно отвлекать от сути техники, в нашем случае от сосредоточенности восприятия на потенциальной невесомости, а значит сиддхасана уже должна быть освоена. Поэтому я предложила занять удобное положение тела, с возможностью использовать поддержку для спины, при условии, что позвоночник сохраняет неподвижность, вертикальность и ровность от крестца до макушки до конца этой стадии практики.
Расслабившись в удобном положении, мы находим центр тяжести и укореняемся в нем на несколько минут.
Затем находим ту часть тела, где вес ощущается меньше всего — наш центр легкости, и остаемся в этом пространстве, воздерживаясь от мыслей до тех пор, пока ощущения веса тела, телесности и материальности не исчезнут.
Ум, как результат работы небольшой части тела, может быть оставлен, на этапе осознавания центра легкости, вместе с дыханием, пульсом и другими физическими ощущениями.
В легкости, переходящей в невесомость, исчезают автоматические реакции и импульсы, которым мы чаще всего неосознанно вынуждены подчиняться.
В какой-то момент самым важным будет из пространства вне ума позволить этому опыту невесомости быть, сохраняя осознанность живой — это достаточно тонкое самоосознавание.
Сутра предлагает чувствовать, накапливая опыт восприятия себя без веса и гравитации, что ведет к размыканию тисков отождествления сознания и субъекта, в котором оно находится.
Как правило, первой преградой становится слепленность осознавания, внимания и ума.
Это буквально проживается как исчезновение себя вместе с затиханием ума.
Здесь стоит напомнить, что практика любой сутры начинается там, где мысли затихают, поэтому разделить внимание, осознавание и ум на первом этапе является полезным и необходимым квестом.
В тексте сутры сказано, что технику можно выполнять сидя или лежа, мы воспользовались этой возможностью, чтобы завершить практику адаптированной под технику сутры шавасаной.
Перед тишиной мы сканировали тело, в свете внимания последовательно растворяя его части
Для завершающих десяти минут тишины я рекомендовала видеть, ощущать, осознавать тело, свободное от поддержки, парящее в бесконечном пространстве.
В одном из комментариев отдельно указано, что эта практика лучше всего подходит для выхода на бессознательные слои, сразу же вспомнился метод свободных ассоциаций Юнга.
В теоретической части мы говорили о трех уровнях самоосознавания: тело, душа, дух.
Завершая нашу групповую встречу я ощущала важность темы визуализации и воображения, но об этом в следующий раз.
Восприятие тела динамично и неизбежно изменчиво, как неизбежны изменения самого тела, уникального инструмента, структура клеток которого отражает то, как мы воспринимаем, обрабатываем и созидаем потоки энергии.
Практика сутры обнажила разницу между ментальным кодом и состоянием вне тела.
Мы эволюционировали из животной слитости с телом и не можем к ней вернуться в чистом виде, только вместе со своей осознаностью.
Однако, внутри себя мы где угодно, только не в настоящем с телом, более того, существуют люди, для которых боль является единственной возможностью направить внимание из ума на тело.
Много тысяч лет назад, чтобы преодолеть боль от бессмысленной конечности, мы придумали индивидуальную душу и с тех пор на глубоком уровне в нас живет убежденность, что тело это "сосуд" или "транспортное средство", в котором я в этой инкарнации решаю какие-то неведомые мне задачи.
Кен Уилбер в одной из своих монографий писал о том, что после рождения сознание инволюционирует поэтапно:
Я не сознание.
Я не настоящий момент.
Я не мама.
Я не тело.
Я не плохие чувства, эмоции и состоянии.
Я — это странный маленький островок, оторванно блуждающий в пучинах хаоса.
Очевидно, чтобы вернуться к единству, нужно пройти обратный путь эволюции самовосприятия от фрагментированного образа я к настоящему моменту и сознанию.
В патриархальных культурах плоть греховна, в матриархальных священна и восприятие тела соотвественно дуально, например, адвайта постулирует "я не тело", ведь я ничто, что имеет место в реальности, в том числе и не психика, или тантрические школы, которые учат тому, что тело это храм, в котором Шива и Шакти встречаются, и каждое мгновение является возможностью быть свидетелем их танца.
Хотя это всё концепции. Духовное или мирское восприятие тела, так или иначе ограничивается ментальной сферой.
Что же мы проживаем на деле?
Я открываю глаза и вижу границы тела с цикличными потребностями, о которые разбиваются все мои размышления о том, что я не тело.
И мы вынуждены жить в расколе этой дуальности, словно заключенный мечтающий о свободе, иллюстрацией которой может являться знаменитая фраза Пьера Тейяра де Шардена "мы – не люди, порой переживающие духовный опыт, но духовные существа, переживающие опыт человеческого бытия"
Сутра ничего не утверждает, она предлагает попробовать на опыте имперсональное осознавание себя вне тела, что может стать дверью в безграничный мир вне ума, идей и концепций.
Опыт расставания с телом на несколько минут, постижение себя вне какого-либо представления о персонаже, который сейчас послушно нажимает на клавиши, является тем, что невозможно, и да и не нужно передавать на словах, это тот самый жемчуг, за которым стоит нырнуть, научившить дайвить.