Найти тему
Nivisha

Сутра 12

☯️Лежа или сидя стань невесомой, выйди за пределы ума.

В тексте сутры нет загадки, все буквально — необходимо на опыте ощущать себя невесомым, создавая условия, при которых самоосознавание выходит за пределы ума, как следствия телесности и материальности.

Отсюда очевидно, что через взаимодействие с ощущениями веса, гравитации и заземления, практикующий проходит от самовосприятия тела к самовосприятию души или духа {зависит от готовности}.

Для того, чтобы подготовить восприятие к переходу в невесомость, мы провели десятиминутную стоячую практику центрирования в естественном равновесии и укоренения в заземленности, завершили которую, плавным, без пауз, поточным дыханием через расслабленную и приоткрытую челюсть, во время которого практикующие наблюдали, как оно углубляется с каждым вдохом в расслабленном животе.

Дальше мы перешли к практике 12-ой сутры. Ее рекомендуется выполнять в сиддхасане по многим причинам, которые не вижу интереса расписывать.

В моменте ничего не должно отвлекать от сути техники, в нашем случае от сосредоточенности восприятия на потенциальной невесомости, а значит сиддхасана уже должна быть освоена. Поэтому я предложила занять удобное положение тела, с возможностью использовать поддержку для спины, при условии, что позвоночник сохраняет неподвижность, вертикальность и ровность от крестца до макушки до конца этой стадии практики.

Расслабившись в удобном положении, мы находим центр тяжести и укореняемся в нем на несколько минут.

Затем находим ту часть тела, где вес ощущается меньше всего — наш центр легкости, и остаемся в этом пространстве, воздерживаясь от мыслей до тех пор, пока ощущения веса тела, телесности и материальности не исчезнут.

Ум, как результат работы небольшой части тела, может быть оставлен, на этапе осознавания центра легкости, вместе с дыханием, пульсом и другими физическими ощущениями.

В легкости, переходящей в невесомость, исчезают автоматические реакции и импульсы, которым мы чаще всего неосознанно вынуждены подчиняться.

В какой-то момент самым важным будет из пространства вне ума позволить этому опыту невесомости быть, сохраняя осознанность живой — это достаточно тонкое самоосознавание.

Сутра предлагает чувствовать, накапливая опыт восприятия себя без веса и гравитации, что ведет к размыканию тисков отождествления сознания и субъекта, в котором оно находится.

Как правило, первой преградой становится слепленность осознавания, внимания и ума.

Это буквально проживается как исчезновение себя вместе с затиханием ума.

Здесь стоит напомнить, что практика любой сутры начинается там, где мысли затихают, поэтому разделить внимание, осознавание и ум на первом этапе является полезным и необходимым квестом.

В тексте сутры сказано, что технику можно выполнять сидя или лежа, мы воспользовались этой возможностью, чтобы завершить практику адаптированной под технику сутры шавасаной.

Перед тишиной мы сканировали тело, в свете внимания последовательно растворяя его части

Для завершающих десяти минут тишины я рекомендовала видеть, ощущать, осознавать тело, свободное от поддержки, парящее в бесконечном пространстве.

В одном из комментариев отдельно указано, что эта практика лучше всего подходит для выхода на бессознательные слои, сразу же вспомнился метод свободных ассоциаций Юнга.

В теоретической части мы говорили о трех уровнях самоосознавания: тело, душа, дух.
Завершая нашу групповую встречу я ощущала важность темы визуализации и воображения, но об этом в следующий раз.

Восприятие тела динамично и неизбежно изменчиво, как неизбежны изменения самого тела, уникального инструмента, структура клеток которого отражает то, как мы воспринимаем, обрабатываем и созидаем потоки энергии.

Практика сутры обнажила разницу между ментальным кодом и состоянием вне тела.

Мы эволюционировали из животной слитости с телом и не можем к ней вернуться в чистом виде, только вместе со своей осознаностью.

Однако, внутри себя мы где угодно, только не в настоящем с телом, более того, существуют люди, для которых боль является единственной возможностью направить внимание из ума на тело.

Много тысяч лет назад, чтобы преодолеть боль от бессмысленной конечности, мы придумали индивидуальную душу и с тех пор на глубоком уровне в нас живет убежденность, что тело это "сосуд" или "транспортное средство", в котором я в этой инкарнации решаю какие-то неведомые мне задачи.

Кен Уилбер в одной из своих монографий писал о том, что после рождения сознание инволюционирует поэтапно:

Я не сознание.
Я не настоящий момент.
Я не мама.
Я не тело.
Я не плохие чувства, эмоции и состоянии.
Я — это странный маленький островок, оторванно блуждающий в пучинах хаоса.

Очевидно, чтобы вернуться к единству, нужно пройти обратный путь эволюции самовосприятия от фрагментированного образа я к настоящему моменту и сознанию.

В патриархальных культурах плоть греховна, в матриархальных священна и восприятие тела соотвественно дуально, например, адвайта постулирует "я не тело", ведь я ничто, что имеет место в реальности, в том числе и не психика, или тантрические школы, которые учат тому, что тело это храм, в котором Шива и Шакти встречаются, и каждое мгновение является возможностью быть свидетелем их танца.

Хотя это всё концепции. Духовное или мирское восприятие тела, так или иначе ограничивается ментальной сферой.

Что же мы проживаем на деле?

Я открываю глаза и вижу границы тела с цикличными потребностями, о которые разбиваются все мои размышления о том, что я не тело.

И мы вынуждены жить в расколе этой дуальности, словно заключенный мечтающий о свободе, иллюстрацией которой может являться знаменитая фраза Пьера Тейяра де Шардена "мы – не люди, порой переживающие духовный опыт, но духовные существа, переживающие опыт человеческого бытия"

Сутра ничего не утверждает, она предлагает попробовать на опыте имперсональное осознавание себя вне тела, что может стать дверью в безграничный мир вне ума, идей и концепций.

Опыт расставания с телом на несколько минут, постижение себя вне какого-либо представления о персонаже, который сейчас послушно нажимает на клавиши, является тем, что невозможно, и да и не нужно передавать на словах, это тот самый жемчуг, за которым стоит нырнуть, научившить дайвить.