Пожалуй, единственный измерительный прибор, который женщины используют в качестве ювелирного украшения, это часы. И началось это давно. Первые шедевры часового искусства были довольно объемными. Почти сразу это чудо механики стало еще и украшением интерьера. Постепенно механизм совершенствовался в сторону миниатюризации, пока не достиг карманных размеров. Мужчины носили такие часы на цепи, как медальон, а в более поздние времена – в специальном кармашке сюртука. Женские часы оформлялись как подвеска, и сначала их прикрепляли к поясу.
Портрет Шарлотты Беатрикс Стрик ван Линшотен работы Маттеуса Верхейдена, 1755 г., из коллекции Rijksmuseum, Амстердам.
Молодая женщина на этом портрете, одетая по моде эпохи рококо в великолепное платье из китайского шелка, отделанное кружевами, демонстрирует свои столь же роскошные украшения: парные броши на рукавах, ожерелье, серьги, украшения для волос, искрящиеся бриллиантами. К поясу крепятся два шатлена из золота. На одном из них подвешены часы, на другом – три золотых футляра, в которых обычно хранили маникюрные и швейные принадлежности и мелочи. Шатленом назывался специальный зажим, к которому крепили ключи и небольшие предметы, которые хозяйка хотела иметь под рукой. А сам шатлен пристегивали к поясу платья или к цепочке на талии хозяйки. Ювелирные шатлены были настоящими шедеврами ювелирного искусства. Часто их создавали в комплекте с часами и футлярами для мелочей.
Золотые часы (около 1750 г.) на шатлене в стиле рококо, украшенном моховым агатом, Dangers, Лондон, около 1830 г.
Даты изготовления часов и шатлена различаются. Старинные ювелирные изделия часто подвергались переделке. Вполне возможно, что правнучка первого владельца часов отдала семейную реликвию в переделку, сохранив при этом стиль оформления времен создания самих часов. Бывает и так, что механизм часов выходил из строя, и его заменяли другим, более современным, оставляя без изменения драгоценный ювелирный корпус.
Золотые часы на шатлене, украшенные дендритовым агатом и эмалью, с ключом и печатью на цепочках, длина 16 см, Франсуа Жоли, Париж, около 1749-1650 гг.
Часы на шатлене из разноцветного золота с двумя ключами-подвесками, длина 18,5 см, Анри Вуазен, Париж, около 1775 года.
Часы в корпусе из горного хрусталя в серебряной оправе, 4,2х3 см, Bouquet, Лондон, около 1640 года.
Считается, что Давид Буке, французский эмигрант-гугенот, был принят в Гильдию часовщиков как свободный член в 1632 году. Известно, что этот талантливый мастер, работал до 1662 года в Блэкфрайерз, пригороде Лондона, где селились беженцы-гугеноты из Франции, которые были особенно искусны в искусстве гравюры, эмали и гранильных работах. Он умер в 1665 году, за год до Великого лондонского пожара. Владельцы часов Давида Буке в XVII веке, по-видимому, имели досадную склонность терять свои часы. Бриттен в книге «Старые часы и их производители» перечисляет три таких потери, упомянутые в «Лондонской газете». В одном объявлении от 10 января 1680 г. говорится: «Недавно утеряны металлические часы с тонкой чеканкой, сделанные Буке, в черном шагреневом футляре. Кто бы ни нашел такие, пусть принесет их мистеру Майклу Скримпширу, ювелиру, под вывеской Золотого Льва на Флит-стрит, будет вознаграждение в размере 20 шиллингов». В наше время часы работы Буке можно найти в самых известных музеях мира.
Часы в корпусе из горного хрусталя в серебряной позолоченной оправе с эмалью, 4,6х2,4 см, Bouquet, Лондон, около 1640 года.
Хрустальный корпус позволяет видеть механизм часов, изготовленный в XVIII веке. Первоначальный механизм был удален и заменен более поздним.
Золотые часы, украшенные эмалью, длина 4 см, Жан Валье, Лион, около 1630 года.
Золотые часы-подвеска, украшенные эмалью и жемчугом, длина 3,6 см, Франция, около 1810 г.
Золотые часы, украшенные градуированным жемчужным паве, Швейцария, диаметр 3,7 см, 1830 г.
В XIX веке механизм часов стал более миниатюрным. И женские ювелирные часы превратились в изящные кулоны и броши. В этот период Швейцария стала ведущим производителем часов, часовых механизмов, автоматонов и механизмов для музыкальных шкатулок. Швейцарские часовщики, такие как Patek Philippe и Vacheron Constantin, помимо того, что они поставляли часовые механизмы известным ювелирным фирмам, производили часы-украшения под собственным брендом.
Золотые часы-кулон в форме тюльпана, украшенные бирюзой, Швейцария, высота 4,5 см, около 1860 года.
Золотые часы-кулон в форме жука, украшенные эмалью и бриллиантами, длина 5 см, Швейцария, около 1870 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, диаметр 2,8 см, Tiffany&Co, механизм Patek Philippe, 1889 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью с рисунком, имитирующим дендритовый агат, Швейцария, диаметр 3,3 см, около 1890 г.
Золотые часы-брошь, украшенные красной гильошированной эмалью и бриллиантами, Tiffany&Co, диаметр 3 см, около 1895 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, Patek Philippe, диаметр 2,7 см, 1899 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, Patek Philippe, диаметр 2,5 см, 1901 г.
Золотые часы-брошь, украшенные гильошированной эмалью и бриллиантами, Patek Philippe, диаметр 3,2 см, около 1900 г.
Золотые часы-брошь в форме шара, украшенные эмалью и бриллиантами, Швейцария, диаметр 1,9 см, около 1900 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, Black, Starr & Frost, Нью-Йорк, диаметр 2,3 см, около 1900 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, Ulysse Nardin, диаметр 2,5 см, около 1900 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью, изумрудами и бриллиантами, Vacheron Constantin, высота 5 см, 1899 г.
Золотые часы-брошь в виде колокольчика, украшенные эмалью и бриллиантами, Швейцария, диаметр 2,4 см, около 1905 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, Fontana & Cie, Париж, диаметр 2 см, около 1910 г. Внутри надпись: «Que Chaque Heure Soit Heureuse» (каждый час должен быть счастливым).
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, Le Roy & Fils, диаметр 2,8 см, около 1910 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, Швейцария, диаметр 2,6 см, около 1900 г.
Золотые часы-кулон в форме креста, украшенные эмалью, платиной и бриллиантами, Verger Frères, высота 3,4 см, около 1810 года.
Золотые часы-брошь в стиле модерн, украшенные изумрудами и бриллиантами, диаметр 2,7 см, Швейцария, около 1910 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, диаметр 2,5 см, Швейцария, около 1910 г.
Золотые часы-брошь, украшенные эмалью и бриллиантами, диаметр 2 см, механизм Patek Philippe, Швейцария, около 1915 г.
Золотые часы-кольцо в форме божьей коровки, украшенные эмалью и бриллиантами, Швейцария, длина 2,3 см, около 1920 г.
Золотые часы-брошь в форме короны, украшенные кораллом, сапфирами, изумрудами и бриллиантами, Швейцария, диаметр 2 см, около 1925 г.
Часы-кулон в стиле ар-деко из платины с сапфирами, изумрудами и бриллиантами, Cartier, 1926 г.
Часы-брошь из платины с аметистами и бриллиантами, 4х7 см, Франция, около 1925 года.
Вскоре после окончания Первой мировой войны наступила эра наручных часов. И это уже другая история.